Рассуждать о величии этой женщины в общемировом культурном масштабе уже нет никаких сил. О рок-гуру Патти Смит (Patti Smith) написана масса статей в журналах, энциклопедиях, веб-сайтах и прочих информационных ресурсах. Но есть некие аспекты ее личности, которые невозможно раскрыть сухим текстом Википедии, о них судить можно только по ее прямой речи. На прошлой неделе певица выступила в Москве на открытии проекта "Квартира Esquire" - уникального дизайнерского пространства, созданного усилиями сразу нескольких западных художников. Приехала Патти не одна, а с сыном Джексоном, вместе с которым она сыграла уникальный акустический сет из лучших своих песен. Утром, перед саунчеком, Звукам посчастливилось задать легенде несколько вопросов. Преимущественно о смысле жизни. С кем еще, кроме как с полубогами рок-сцены, можно нынче поговорить об этом?
Звуки.Ru: - Рок настоящий и чистый, без художественно-коммерческих самоцелей и "фиг" в кармане - сейчас это что-то практически совсем исчезнувшее из жизни понятие. Громкая фраза "рок-н-ролл мертв" потеряла свою актуальность - это уже никого не беспокоит. Что беспокоит - это как сделать хороший продаваемый продукт. Как быть корневому классику жанра в такой ситуации?
Патти Смит: - Если ты сейчас о бизнесе музыкальном, то он сейчас в глубоком кризисе, и построен он так, что у молодых рок-групп и маленьких концертных площадок становится все меньше возможностей, а, главное, - соблазна получить свое место в этой фабрике. Им все приходится делать самим. И именно поэтому эта чистота, о которой ты говоришь, она снова здесь, с нами. Эта точка зрения о том, что рок-н-ролл превратился в одну из частей машины по зарабатыванию денег, к музыке отношения никакого не имеет. Каждый музыкант сам для себя решает, чем он будет заниматься - бизнесом или музыкой. Посвятит ли он себя развитию маркетинговых технологий или своему творчеству - это его выбор. Вопрос в том, что настоящее требует некого самопожертвования, на которое не все способны. Да и я сама до сих пор отвечаю себе на эти же вопросы, сама делаю этот выбор. И иногда это бывает очень тяжело. Сложно отказаться, например, от гонорара в миллион долларов за использование моей песни в рекламе фармацевтической компании, чего я не хочу потому, что считаю такие компании злом. И тут нужна сила твоих изначальных идеалов.
Звуки.Ru: - То, что вы сейчас говорите, это программная речь борца за идею. Вы - борец, но этого нельзя сказать про большинство музыкантов на сегодняшней сцене. Не говоря уже об обществе вообще, которое перестало в принципе бороться за что-либо.
Патти: - Да, это правда.
Даже в моей стране люди перестали бороться.
Но что происходит обычно, когда люди перестают бороться? Однажды ты
просыпаешься и понимаешь, что тебя тошнит от твоей корпорации, тебя
поработившей, тебя тошнит от твоего правительства, которому ты больше не
веришь, от рекорд-компании, на которую ты батрачишь, от мужа, которого ты
ненавидишь, да от чего угодно. Ты просыпаешься и говоришь себе: "я
человек, и выносить это все больше не в состоянии". В Штатах сейчас люди
понемногу начинают просыпаться. И грядущие президентские выборы будут серьезным
сигналом к пробуждению.
Люди перестают бороться из-за своих страхов, вымышленных или реальных.
Музыканты перестают бороться из-за тех же страхов потерять популярность. У меня
был выбор выступить или нет против администрации Буша и вторжения в Ирак. Я
выступила, и очень резко, платой за это стало отсутствие моих песен в
радио-ротациях. И вообще в Америке у меня нет никакого успеха. Но как бы я
могла жить в мире с собой, если бы я не сделала этого? В конце концов, нам же
жить со своей совестью. И с ней же умирать.
Звуки.Ru: - Но проблема в том, что людям по большому счету стало все равно. Их заботят не муки совести, а комфортная жизнь.
Патти: - Ну, смотри, тебе же не все равно? Иначе мы бы сейчас об
этом не говорили. Так?
У тебя наверняка есть друзья, которые думают так же как ты. Вас уже несколько.
Все эти движения людей, которым не все равно, несмотря на то, что правительства
и корпорации подавляют эти движения всеми возможными способами, собираются
вновь, и протесты потенциально могут быть очень сильными. Я нахожусь в Москве
пару дней всего, и уже встретилась как минимум с тремя десятками по-настоящему
интересных, сильных людей. Найдите вы друг друга, и объедините силы. Что вас
удерживает? Даже если вы не можете победить, вы существуете, в вас заложена
некая креативная сила. И даже, возможно, вы сможете победить внутри ваших
собственных жизней. Сможете что-то самим себе доказать, а это дорогого стоит.
Звуки.Ru: - Сюжеты некоторых песен альбома "Peace and Noise" сейчас звучат по-новому в контексте разных событий. Как Вы думаете, некоторые Ваши старые песни могли бы быть адаптированы к современным реалиям?
Патти: - Это ты какие песни имеешь ввиду?
Звуки.Ru: - Например, "Waiting Underground" - о солдате, погибшем при крушении вертолета.
Патти: - Это песня о Вьетнаме, но она могла бы быть сейчас написана об Ираке. Об Ираке у меня есть новая песня "Radio Baghdad". А "Waiting Underground" была написана о конкретном солдате, лучшем друге моего покойного мужа. И основная идея написания этой песни было оставить память об этом человеке.
Звуки.Ru: - Вы собираетесь принимать какое-то участие в лихорадочном коллективном поиске альтернативных способов дистрибьюции музыки?
Патти: - Я сейчас издаюсь на "Коламбии", они занимаются всеми вопросами дистрибьюции дисков. Я должна им еще один альбом. Вообще я не задумываюсь над этими вопросами. В молодости я поступала проще - сама разносила пластинки по рекорд-магазинам в хозяйственной сумке. Да все что угодно делали, чтобы поделиться с людьми своей работой. Все было проще намного.
Дата рождения:
30 декабря 1946
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)