ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА  Что-то важное между

В рамках поисково-спасательного проекта, цель которого - детальное исследование всех самых интересных и потаенных закоулков отечественной инди-сцены, корреспондент Звуков встретился с Ольгой Щегловой, вокалисткой и лидером московской фолк-группы Земляничная Поляна. Ольга считает, что ее группа играет такую музыку, мимо которой сложно пройти. И мы в этом с ней солидарны!

В рамках поисково-спасательного проекта, цель которого - детальное исследование всех самых интересных и потаенных закоулков отечественной инди-сцены, корреспондент Звуков.Ru встретился с Ольгой Щегловой - вокалисткой и лидером московской группы Земляничная Поляна.
Несмотря на то, что на Звуках в минувшем году c успехом был опубликован уже второй альбом команды - "Долгая река" , корреспондент узнал об этой отличной команде случайно, волею судьбы попав на ее концерт. Впечатления оказались настолько сильны, что было принято решение узнать, что за урожай вызревает на этой сокрытой от многих взоров "полянке"...

Звуки.Ru: Вы существуете с начала 2000-х годов, когда в Росии только зарождалась инди-сцена, а сейчас уже многие группы тех лет заняли свою нишу и завоевали достаточно широкую аудиторию. Но ведь, если посмотреть, то получается две таких "группировки" - инди-лагерь и этническая субкультура, и они по большей части не пересекаются. А вы, получается, проходите между ними...

Ольга Щеглова: Мы всегда были между, всегда. (Восклицает) Между всем и всеми! Нас поэтому сначала отвергали как нечто непонятное, а потом, напротив, восклицали: "О, это что-то необычное!". Для кого-то мы и являемся неким открытием, благодаря такой позиции. Слушатель может приоткрыть для себя неизведанный ему музыкальный пласт, находясь, вообщем-то, на достаточно понятной территории.

Звуки.Ru: Я слышал, что у вас капитально изменился состав. Как так получилось, и кто теперь представляет собой Земляничную Поляну? И как переменится звучание группы?

Ольга: Эти изменения напрашивались сами собой, прежние участники перестали репетировать и сочинять новые вещи, а нужно ведь двигаться вперед. И вот так получилось, что вместо них к нам пришли супруги: басист и клавишница. Мне многие говорили, что у меня не гитарная музыка, а скорее клавишная, так что, возможно, эти перемены произошли очень вовремя. Что касается перемен в звучании, то все совпало - и новый состав, и мои стремления как-то переформить музыкальное содержание группы. Басист у нас отвечает сразу и за электрогитару и за бас, как в группе Я и Друг Мой Грузовик. Мы долго подбирали модные электронно-клавишные звуки. Есть даже идея позвать электронщика - пусть забьет часть композиций электронными барабанами и эффектами, привлечет элемент фолктроники в новые песни. А пока мы все играем вживую. С другой стороны, мы хотим "осовременить" звучание Led Zeppelin - да-да, как ни странно. Раньше я активно не любила такую музыку, но группа Morphine изменила мое отношение к наследию блюза и его возможной интепретации.

Звуки.Ru: Есть у вас уже аранжировки под новый состав? И какие сейчас ориентиры у коллектива?

Ольга: Да, новые аранжировки уже есть, и именно с ними мы собираемся выступать в ближайшее время. Никаких композиций последних трех-четырех лет - либо что-то совсем старое, либо принципиально новое. Насчет ориентиров сложно сказать: что касается самых последних вещей, то, скорее всего, это будет в духе поздних Radiohead, смешанных с ранним Yat-Kha, как-то так (смеется). Вместо барабанов мы используем перкуссию, потому что барабанщики народ несобранный, да и вообще надоел стереотип: "раз рок-группа, то барабаны, гитара, бас, контрабас и т.д.". Если перкуссию грамотно подзвучить, то звучит она не менее громко и не менее круто, чем полноценная ударная установка.

Звуки.Ru: Radiohead, особенно в России, похоже, стали моделью успешной группы для многих групп, но для около-этнического проекта это достаточно необычно.

Ольга: На самом деле, у нас уже не просто этническая музыка: мы отошли в область более экспериментальную, к сайкофолку, местами даже к пост-року. Этничность осталась только в моем вокале и в перкуссии, да и этника у нас всегда была не аутентично-народная, а авторская. Только не путайте с авторской бардовской песнью, нет-нет!(смеется)

Звуки.Ru: Сайкофолк как жанр определяет некоторую кажущуюся простоту во звуке, даже расстроенность, расхлябанность, но эта простота достигается большими усилиями. То есть за теми песнями, которые словно были сочинены и спеты прямо у костра на разбитой гитаре, на самом деле лежат долгие и выверенные поиски нужной аранжировки...

Ольга: (возбужденно) Вот именно к этому сейчас мы и движемся! Весьма забавно: нам иногда говорят, что мы копируем какие-то чужие находки, но мы даже и не слышали о них, это приходит само. Однажды после концерта к нам подошел человек, очень похожий на Бориса Симонова (основатель магазина Трансильвания, культрегер, один из самых музыкально эрудированных жителей столицы - прим. авт.), и сказал, что мы играем просто классический сайкофолк. Мы были польщены таким сравнением, но когда он начал сыпать названиями, мы поняли, что никого не знаем.

Звуки.Ru: Возникает достаточно предсказуемый вопрос, откуда все таки появилось ваше название: от Beatles, от Бергмана или само по себе?

Ольга: Навеяло, конечно, Битлами, но просмотр картины перетянул на себя вдохновение. Фактически, наше название - намек на альтернативу раста-культуре, что выражено и в цветах логотипа группы. Наш посыл - это те же психоделические, необычные состояния, только достигнутые без помощи каких-либо вспомогательных средств. Например, от чувства единения с природой. От одного этого рождаются очень глубокие стихи.

Звуки.Ru: Изменится ли к следующему альбому тематика песен и сам антураж группы?

Ольга: Мы иногда думаем: может, нам податься в такой "земфирный поп-рок"? Но переступать через себя не хочется, и вообще нам это неблизко. Скорее, есть стремление, напротив, вернуться к корням группы, к тому периоду когда "Земляничная Поляна" была трио. Сейчас мы восстанавливаем часть тех песен, делаем аранжировки под новый состав, и несмотря на то, что они действительно уже старые, в них все равно есть то первоначальное ощущение задора и легкости, которое к сожалению, со всеми переменами составов и оттачиванием техники постепенно подзабылась. Но вспомнить никогда не поздно!

Звуки.Ru: А как изменялась группа с годами?

Ольга: Как и в жизни, все достаточно циклично. Если вернуться к началу, в 99-й год, то тогда были идеи вообще все сделать на жестком электронном замесе, сами собирались быть диджеями при минимальных живых инструментах, но этот опыт как-то не сложился. С 2003-го года стали выступать с фолковым составом, таким прокельтским. А с позапрошлого года взяли курс на фьюжн-рок, но из-за того, что было слишком много псевдо-джаз-роковых соло на гитаре, которые по сути являются музыкой для музыкантов, я поняла, что это немного не то, чего мне хотелось. Сейчас скорее всего будет возврат к истокам, сквозь призму музыкального опыта, смесь актуальной инди-музыки с славянскими, восточными и северными мотивами.

Звуки.Ru: Что касается фолковых мотивов, то чему вы отдаете приоритет?

Ольга: Это смесь всегo, чего только можно, но если задуматься, то у всех народов что-то есть общее - особенно если сделать достаточно широкую выборку. В славянском фолькоре есть схожие мотивы с индийским, вплоть до совпадения музыкальных фраз, а кельтская музыка в отдельных моментах напоминает славянскую. Болгарские мотивы тесно сплетены с арабскими, и так далее. Например, когда я играю импровизации на флейте, я использую некоторые мотивы из клезмера. Вообще, это широкое поле для самореализации, взять вот отечественный проект Лампа Ladino: они смешивают еврейскую народную музыку с разнообразными восточными мотивами. А вообще, вот очень интересна тема настоящей, не суррогатной индийской музыки, ведь там задолго до Европы были и синкопы, и модуляции, и даже сложнейшие лады, но все, конечно, записанные по своему.

Звуки.Ru: Возвращаясь к теме нового звучания - ведь пост-рок, как и все экспериментальные стили, обычно является понятием синонимичным к сверхпродолжительным композициям. Увеличилась ли длина ваших новых композиций?

Ольга: Они стали короче, но на концетах будут дополняться вокально-духовыми импровизациями, таким инструментальным фьюжн-джемом. Вообще говоря, мы легко к этому относимся, и, выступая, делаем ставку на танцевальный заряд музыки, а здесь хронометраж не так важен, как эффект. Возможно, теперь еще больше раскроются те трансовые мотивы, которые проклевывались в наших предыдущих вещах.

Звуки.Ru: Вы известны своим свободным подходом к использованию необычных инструментов. Планируется ли какая-то подобная экзотика в будущем?

Ольга: Я хотела бы большой состав, но диджериду (музыкальный инструмент австралийских аборигенов - прим. авт) можно использовать только в одноаккордовых композициях, его во всех песнях не задействуешь. Индийские флейты тоже не везде подходят, поэтому мы осторожно пробуем пока, чтобы не распадалось все. Когда в одной песне присутствует сразу весь арсенал группы, то получается одна лишь заумная мешанина. А содержать большую команду ради пары моментов, это очень тяжело, разве что становится совсем уж мультинструменталистами (смеется).

Звуки.Ru: Аудитория у этнических коллективов достаточно замкнутая. А вот что касается исполнителей - если не брать в счет особо раскрученные группы, вроде Huun Hur Tu и Yat-Kha, то они сами образуют некоторое сообщество, единое со своими слушателями?

Ольга: В целом, так и есть. Этно-сцена - это замкнутый круг артистов, слушают их тоже хорошо знающие друг друга люди, которые сами где-нибудь играют. Я их называю "опенщиками", потому что они в течении года объезжают все российские этнические open-air фестивали, сами их организовывают, сами выступают в чайных клубах и т.п. Сильных групп самих по себе не так уж и много, а таких, которые могут сделать прорыв и привлечь к себе "чужую" аудиторию, - и того меньше.

Звуки.Ru: А вот с артистами, эксплуатирующими такую "исконно русскую" тему, вам сталкиваться не приходилось?

Ольга: Не-не-не, бородатики с лисьими хвостами - это совсем не наш круг! (смеется) Сегодняшнее поколение таких коллективов - это все сплошь клоны Мельницы, они все одинаковые, этакие Песняры нового века. На самом деле, мы совершенно не блюз-рокерская группа, не хипповская, и даже не чисто-этническая, мы стараемся дистанцироваться от всего этого.

Звуки.Ru: А что касается вашей аудитории, то она меняется с годами?

Ольга: Да, она резко помолодела. Хотя мы и сами тому рады, потому что все эти медитативные стихи поверх заунывного гудения - они для таких тормознутых слушателей поэтических вечеров... а нам нужна отдача зала, чтобы чувствовался танцевальный драйв. Мы хотим сделать что-то доступное уже на уровне энергетики, самой подачи. К слову сказать, равнодушных на наших концертах не бывает, как в греческом театре: радикальные эмоции, кто-то воспринимает все происходящее с бурным восторгом, кто-то не менее бурно отрицает.

Звуки.Ru: Какие тому могут быть причины?

Ольга: Наверное, мы просто играем такую музыку, мимо которой сложно пройти.

Земляничная Поляна
Клуб Жесть
19 июня, 21.00

15.06.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА - свежие публикации:

  • Альбом дня - Долгая река, 23.03.2009
    Не ведаю, имели ли в виду "поляне", называя свой альбом "Долгая река", русские "долгие" протяжные песни, но в народной среде помимо самой песни, исключительную роль играла личность поющего. Исполняя »»
  • События - New Weird Russia, 13.03.2008
    Репортаж Звуков с концерта знаковой группы для русского андеграунда нулевых в клубе "22" »»
  • Альбом дня - Лучшие песни, 11.01.2006
    Про подобные группы принято говорить с придыханием. Их противопоставляют заразе говнорока и рокапопса, их хвалят и модные и левацкие рок-журналы, их называют "фолк-роком" и "этникой". Музыканты »»
Сайт: polyana.narod.ru

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА

Резюме: 1997 - 2001гг. - домашние эксперименты над аранжировками с разными музыкантами; 2001г. - настоящее время - концертная деятельность. Состав группы: 1. Этнический вокал, флейты,...

Подробности из жизни:

Резюме:
1997 - 2001гг. - домашние эксперименты над
аранжировками с разными музыкантами;
2001г. - настоящее время - концертная деятельность.

Состав группы:

1. Этнический вокал, флейты, автор мелодий и текстов Ольга Щеглова;
2. Джазовая гитара Василий Новиков;
3. Клавишные Петр Дегтярев;
4. Бас-гитара - Алексей Казанцев;
5. Арабская перкуссия Андрей Трунин.

Сейчас группа работает в направлении этно-фьюжн. Песни
исполняются на русском языке. Звучание группы -
концептуально и отчасти трансово, также его можно
охарактеризовать как гипнотический драйв. Необычная
манера пения вокалистки напоминает индийские,
славянские, монгольские напевы, которые гармонично
сочетаются с яркой образной поэзией. Инструменталисты
группы создают своеобразные аранжировки и радуют
высоким профессионализмом исполнения.

Земляничная Поляна выступает практически во всех
московских клубах, ЦДХ и принимает участие в
большинстве фестивалей.

Эта группа понравится и любителям…

Далее... →