Stereo In @ Елагин Остров, Петербург 11-06-2008.
Первый концерт Massive Attack в России (в 2003-м вместе с Дейвом Гааном (Dave Gahan) в "Олимпийском") был так хорош, что на второй даже было страшно ехать. Единственное, что вселяло надежду - на открытой площадке фестиваля "Stereoleto" тоже случилось несколько превосходных концертов, самым лучшим из которых, конечно, был The Orb в 2004-м. К тому же, этот концерт окружала интрига - тур только начался, информации минимум. Что они играют? Будут ли новые вещи? Кого пригласили петь? В общем, дежурный набор вопросов вокруг любимой группы, окружившей себя ореолом таинственности.
Днем мы уже успели попасть под внезапный ливень, поэтому доверия погоде не было никакого. При виде вывески "Цирк на воде" у входа в парк, где проходило мероприятие, подумалось, что если с погодой все-таки не повезет, то именно цирк нас и ждет в самом ближайшем будущем. Стихия, однако, смилостивилась - нас встретило чуть размокшее, но все же вполне пристойного вида поле. В 11 вечера действо еще толком не началось: на маленькой арене, спрятанной во дворике, был саундчек, а на большой, типично фестивальной площадке с высокой сценой и большим пространством с едой и выпивкой вокруг, играл какой-то диджей.
С опозданием минут на 20 старт на большой сцене StereoIn (так называлась первая часть "Стереолета") дали Buraka Som Sistema. Португальцы с ангольскими корнями играли агрессивный и минималистичный байле фанк / афробит. Народу на сцене много, а музыки мало - всё строится вокруг ритм-секции и вокала, вернее сказать речитатива. Если бы добавить к этому джазовых духовых, клавиш, и вообще позаботиться об аранжировках,- могло бы получиться интересно, но чёрные дяди с речевками под барабаны выглядели как-то уж совсем невразумительно. Через каждые два слова вокалист орал "Буррррака ой-ой!", но самым комичным стал момент, когда он не без труда выяснил у публики, как же по-русски будет 'fuck off', после чего минут пять под барабанный бой распевал "Ой! Ой! Пащёль нахюй! Хоу! Хоу! Пащёль нахюй!". Цирк подкрался незаметно.БзЮ Народ тем временем прибывал и немедленно отправлялся поглощать еду и выпивку, которая поначалу присутствовала в изобилии и стоила каких-то смехотворных денег. После Бураки за пульт заступил некий DJ Link. Играл в ползвука и скромно сидел в уголке, давая понять что "сейчас всё начнется" - на сцене постепенно расставлялись главные герои ночи Massive Attack. Линк тем временем оставлял крайне приятное ощущение - играл старый хип-хоп и сэмпладелику, много скретчил, не был навязчив и не съезжал в банальности - самое то, что нужно перед масштабным лайвом.
MA стартовали почти без опоздания, в час с небольшим. Выглядело действо и впрямь впечатляюще - теперь, в отличие от олимпийского, всё можно было разглядеть, высокую сцену было хорошо видно даже из середины толпы. 3D и Daddy G разместились в центре за столом, уставленным железками, а по бокам расположились два (!) барабанщика (один, судя по всему, с живой установкой, другой с электронной) и гитарист. Вся передняя часть сцены была уставлена вокальными микрофонами. Концерт начинается с довольно стандартного бита и остинатного баса, однако когда где-то через минуту вступает вокал (впечатляющих размеров негритянка), я понимаю, что трек этот мне не знаком. Новая вещь напоминает гибрид "Мезанина" (бас-линия) и "Blue Lines" (соул-настроение). Сразу же следом - еще один новый трек, похожий не то на "100th Window", не то на "False Flags" - грустная гитарная штука с вокалом 3D. Во всем происходящем есть всего один, но большой недостаток - звук. Его мало, при этом он надрывается и "бумкает". Часто за басом не слышно музыки, что уж совсем портит впечатление от новых песен.
"Как вы, наверное, догадались, ехидно замечает Дель Найя (он сегодня одет в строгий костюм и выглядит весьма импозантно),- мы сегодня будем играть довольно много нового. А теперь поприветствуйте нашу Стефани Дазен". Блондинка Stephanie Dosen (как выяснилось потом - американская фолк-певица), напоминает голосом Сару Маклахлан. Поёт вроде и неплохо, но, во-первых, её заунывный фолк-вокал не вполне вяжется с музыкой, а во-вторых, волей-неволей напрашиваются сравнения с Лиз Фрезер, совсем не в пользу блондинки. За счет обилия гитар получается похоже даже не на оригинал, а на кавер Хосе Гонсалеса.
Дальше - опять новая вещь. Монотонная телега с вокалом Horace Andy и длинными психоделическими гитарными соло. Почему-то когда такие вещи делали Red Snapper, пёрло нескзаанно, а здесь вроде всё хорошо, но драйва нет - мотаешь головой в такт, но сопричастности не чувствуешь. То ли вещи недоделанные, то ли играют не лучшим образом, то ли звук всё портит... "Risingson""Mezzanine" с гитарными запилами. Все-таки старые вещи им сегодня удаются куда лучше. Можно конечно посетовать на то, что новый материал всегда воспринимается сложнее, пожаловаться на звук, но удалось же "Снэпперам" порвать всех я тряпки новыми вещами.
Стоило окончательно поставить на концерте крест, как всё вдруг пошло на лад. Еще две новые вещи оказались красивыми и разборчивыми (на этот раз опять же вспоминаются "100th Window" и "Blue Lines"), и наконец перестаёт бумкать бас. К тому же, становится ясно, что великанша Yolanda поёт все-таки чертовски классно. Дама она при этом отнюдь не безызвестная - отметилась, например, в дабстеповом проекте Pinch, и тут звучит весьма к месту. Ну а дальше - дуплет из старых хитов, "Inertia Creeps" и "Safe From Harm", наверное, лучший момент концерта - это почти так же хорошо, как было 5 лет назад в "Олимпийском". Одинокий Дель Найя, вышедший к краю сцены, похож на статую свободы, а за ним на огромном экране мелькают слова типа "Famine".
После еще одной новой песни и "Angel" (ах как я люблю эту вещь!) в стиле хард-н-хеви, MA удаляются и вернувшись исполняют, разумеется, "Unfinished Sympathy" - исполняют, что и говорить, хорошо. "А теперь довольно трудный последний номер",- говорит 3D. На экране появляется видео с политическим подтекстом (звезды, американская символика, антивоенные темы и т.д.), а песню я поначалу принимаю за False Flags - и в правду очень похоже (акустическая гитара, монотонный минор и поющий 3D), но на самом деле трек опять новый.
Впечатления остаются двоякие. Что и говорить, концерт в "Олимпийском" был лучше в разы. Но уже тогда было понятно, что это единичный приход, случайное стечение обстоятельств (звук, публика, обстановка, сидячие места). Обилие неизданных вещей на концерте - всегда подарок, к тому же играть, вернувшись через пять лет, те же самые песни было бы уж совсем глупо. Но сказать, что новый альбом прекрасен, тоже язык не поворачивается (а они еще и пишут его пять лет - ох не к добру это). Тут всё будет зависеть от того, что из этих песен сделают в студии - есть хорошие задатки и пара претендентов на звание хитов, но налицо признаки самокопирования и гениальных песен, которые как ни запиши, всё будет хорошо, тут не обнаруживается. Так что будем ждать.
Фестиваль, тем временем, достиг экватора. В программе еще Себастьян Телье (Sebastian Tellier) и танцевальные финны Star You Star Me. За пульт опять заступает DJ Link, а к сцене подъезжает огромный трейлер, куда рабочие долго грузят коробки с оборудованием MA. Вот так бывает - привезешь с собой грузовик железа, а звук чуть хуже среднего. Вот и думай после этого, что делать и где корень зла. Процесс разбора сцены тянется и тянется, а попытки сходить к барам заканчиваются ничем - вся еда съедена, выпивка выпита, даже лотки с пивом брошены пустовать, а времени-то всего три. Куда же вы смотрели, господа организаторы?..
Телье начинает свой сет около четырех - рассвет над островом обнажает груды мусора под ногами, отчаянно хочется спать и моросит дождь, но любопытство пересиливает. Лайв у Себастьяна неплохой (много клавиш, барабаны, сам он поёт и играет на гитаре), но звук опять плох, да и музыка эта (Телье звучит как гибрид Air и чего-то типа электронных вещей Алана Парсонса) хоть и хороша, совсем не для больших площадок. Мелодии теряются в грохоте, да и опять же нет соучастия - такое надо слушать в маленьком зале "Икры". "Divine", конечно, слегка развеселила, но сил уже нет никаких. Остаётся только сетовать на то, почему же первым играли уродские португальцы, а не этот жизнерадостный француз. Должно быть, на следующий день в ЦДХ он будет великолепен, но сегодня момент упущен. Не выдержав, покидаем поле боя в полпятого - ужасно хочется послушать финнов, но организм решительно протестует.
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)