Несколько лет назад, рассказывая на Звуках о
великой Лори Андерсон (Laura Phillips Anderson), я загадывала для себя:
сколько лет пройдет, прежде чем этот уникальный композитор
посетит Россию? Да и случится ли такое -
концерт человека, во многом благодаря которому я научилась слушать серьезную
музыку?
В конце 80-х годов ее острые, бескомпромиссные вещи стали открытием для многих
из нас. Все эти годы мы слышали и иногда наблюдали кусочки ее знаменитых
перформансов. И вот - новость: в честь 20-летия уважаемой концертной компании
FeeLee, не
раз баловавшей
нас гастролями поистине замечательных групп и музыкантов, мы увидим живое выступление
гуру пост-модернизма. В райдере у нее - 100 свечей, в текстах - грусть, в
интонациях - тепло и
мягкость. Мы разговариваем с Лори Андерсон накануне ее визита в Москву, и я
воспринимаю этот диалог примерно так же, как если бы со мной заговорил со
страниц старой книги любимый персонаж.
Звуки.Ru: - Лори, я часто слышала и читала, что Вашу музыку невозможно воспринимать отдельно от визуальной составляющей перформансов. Однако в свое время на меня очень сильное впечатление произвела Ваша песня-катастрофа "In The Air". После того, как Вы спокойным голосом сообщили "Ladies and gentlemen, we are about to attempt a crash landing", я, будучи человеком впечатлительным, некоторое время боялась летать.
Лори Андерсон: - Мне очень неловко, что Вы так пострадали из-за меня.
Звуки.Ru: - Ну, это было даже кстати. Считаете ли Вы, что Ваши работы лучше воспринимаются в комплексе - как сложное видео- и аудио полотно? Или человек, который никогда не видел Вас на сцене, все равно найдет там что-то для себя?
Лори: - Для кого-то, возможно, видеоряд является необходимым, но для меня он никогда не был обязательным. Мой новый альбом 'Homeland' вообще весь построен на неких историях. Я всерьез полагаю, что зачастую видео-шоу становится слишком масштабным и вообще избыточным. И в моем новом шоу Homeland практически нет видео-проекций, вообще никаких картин.
Звуки.Ru: - Что, вообще никакого изобразительного ряда?
Лори: - Вообще.
Звуки.Ru: - Ничего себе. Для наших это будет сюрпризом, они-то ожидают картинок. На 'Life On A String' появляется пара композиций с аранжировками в духе джаза 20-х - 30-х годов. ('Dark Angel', к примеру). А Ваш новый альбом, Homeland, весь рассказывает о разных мирах. Есть ли там место для Иллинойса или Нью-Йорка, и какой музыкой он представлен?
Лори: - Множество мест. Ведь эта музыка была записана во время моих путешествий по всему миру, и с разными музыкантами. Там, в частности, есть несколько музыкантов из Тувы.
Звуки.Ru: - Очень интересно. Как они называются?
Лори: - Chirgilchin. Чудесные исполнители, совершенно необычные. Они поют и играют на таком любопытном струнном инструменте, похожем на двуструнную скрипку (бызанчи - прим. ред.). И поют - у них в Монголии такое специфическое горловое пение, очень интересное. Я их встретила в Rubin Museum of Art в Нью Йорке, увидела их шоу, и настолько вдохновилась, что позвала записываться вместе. Тут можно произнести много слов на тему того, что музыка - это такое интернациональное бла-бла-бла, но на самом деле, в тот день мы при помощи музыки обсуждали весьма сложные вещи, и потом они выступали в туре со мной - и это было очень-очень здорово. И сейчас, при моих выступлениях с группой нью-йоркских музыкантов, вы до сих пор можете услышать эхо их выступлений в моих записях. Этот специфический горловой звук (пытается изобразить)... Вся работа представляет собой результат работы многих людей, и она продолжает пополняться новыми голосами. Это совершенно другой случай, нежели ранее, когда я записывала некую музыку в студии, а потом обкатывала ее во время концертных выступлений - о, господи, снова одна и та же программа!..
Звуки.Ru: - То есть в этот раз Ваша программа представляет собой некую импровизацю?
Лори: - Совершенно верно. И музыканты в этот раз потрясающие. Так что каждый раз шоу строится, исходя из совершенно новых предпосылок, я зачастую даже сама не знаю, куда оно нас выведет.
Звуки.Ru: - Ваши первые альбомы были довольно лаконичны, а 'Life on a String' уже содержит целые масштабные оркестровки. Помимо этого, Вы пишете симфонии и пьесы, рассчитанные на внушительный состав оркестрантов. Связано ли это с ростом Вашего исполнительского мастерства, либо с тем, что Вам с годами стали менее интересны минималистичные работы?
Лори: - Последние вещи я записала с тем же старым оборудованием, что я использую обычно. Вещи меняются, но я стараюсь сохранить в себе интерес к старым изобразительным средствам. Я не пытаюсь ничего доказать, я просто играю музыку. Это не прогресс и не регресс, просто изобразительные средства. Знаете, я не очень понимаю людей, которые используют новые инструменты только ради того, чтобы послушать, как они прикольно звучат, а потом долго прикидывают, куда бы воткнуть найденный звук.
Звуки.Ru: - Просто многие Ваши коллеги тоже начинали с минимализма, когда все было очень жестким, очень обнаженным, очень мощным и по сути. При этом набор инструментов сводился к одному электрооргану. А с годами они все сдвинулись в сторону симфонизма. Как Вы полагаете, что произошло?
Лори: - Прежде всего, в центре всего, что я делаю, стоит голос. Оркестр призван лишь усилить этот голос, усилить звучание сердца, показать движение мира. Например, в одном месте он иллюстрирует крушение самолета над Атлантикой. А в моей последней работе оркестр выполняет роль некоего дневника, который фиксирует состояние мира в то время, как героиня путешествует по нему.
Звуки.Ru: - А что же Вы скажете о скрипке? В чем состоит ее роль?
Лори: - Я - это голос, который рассказывает истории. А скрипка - это
голос, который
плачет. Мы партнеры. Наверно, с точки зрения внешнего наблюдателя это такая
разновидность раздвоения личности. Я, конечно же, использую еще кучу
электроники, но не для того, чтобы изменить звук в его основе, а чтобы сделать
его более богатым и одновременно более читаемым для слуха. Наш слух вообще
довольно беден, мы не слышим множества нюансов, и мне приходится делать их
более отчетливыми и яркими. Я не изобретаю новых звуков, я просто делаю их
более слышимыми. Работаю с частотами, обертонами.
Для меня все начинается со слов. Они сами по себе для меня звучат музыкой, и
под них я обычно кладу контрапункт. И это мое основное отличие от
этих минималистичных парней: у них в основе лежит чистый звук. Я люблю эту
музыку, и я училась любить музыку, слушая их. Я восхищена процессом: гигантский
чистый системный мозг медитирует и рождает все эти звуки. Но сама я никогда за
всю жизнь ничего столь же масштабного не производила. Кстати, я сегодня иду на
маленький концерт Филиппа Гласа (Philip Glass), он записал очень
интересную работу и будет ее показывать. У меня вообще будет сумасшедший день -
сейчас иду к нему в студию, а потом мы будем вместе немного экспериментировать.
Звуки.Ru: - Передавайте ему, пожалуйста, огромный привет от нас. Мы в России его очень любим.
Лори: - Передам, спасибо. Мне интересно, как эта программа, "Homeland", пройдет в России. У вас очень специфическая аудитория - в политическом плане, и еще у вас интересная поэзия.
Звуки.Ru: - Ваши работы всегда потрясали меня своим глобальным, космогоничным взглядом на мир. В чем состоит искусство глобализации, и можно ли ему научиться?
Лори: - Основная проблема с глобализацией мира состоит в том, она избыточна. Когда ты пытаешься делать вещи более глобальными и коммуницировать с большими группами людей, ты адаптируешь их для понимания, делаешь их более простыми. А жизнь - очень сложная штука, и ее невозможно свести к простым словам. Я обнаружила, что зачастую мне проще коммуницировать с людьми из Берлина, нежели из Флориды, потому что это люди одной со мной технологической культуры, просто потому, что есть вещи, которые являются базовыми для коммуникации.
Звуки.Ru: - Вы много работали с известными музыкантами - с Зорном, Марком Рибо, Лу Ридом. Не могли бы Вы рассказать об истории этих проектов, как они строились?
Лори: - С Гэбриелом это было довольно интересно - он хотел организовать такой парк, в котором творческие люди могли бы заниматься музыкой и искусством на лоне природы. В его создании тогда было задействовано порядка 20 дизайнеров и музыкантов, и я в том числе. Однако этот проект, будучи задуман довольно глобальным, так и не был реализован - во многом потому, что он устарел как концепция еще до стадии реализации. Знаете, мне кажется, нет ничего грустнее, чем вид каких-то вещей и проектов, устаревших еще до рождения. Технология сейчас развивается слишком быстро. Но в процессе обсуждения и подготовки этого проекта мы успели даже записать несколько интересных композиций и сделать пару перформансов.
Звуки.Ru: - У Вас вообще часто случается так, что в процессе сотрудничества проект видоизменялся до неузнаваемости?
Лори: - Конечно! Эти проекты и эти люди изменили меня во многом. Работа и даже просто пребывание рядом с Лу Ридом были для меня очень вдохновляющими. Он мне постоянно говорил: сделай это проще, почему все так сложно?
Звуки.Ru: - Мне кажется, что когда работаешь с такими гигантами, они не боятся быть непонятыми, они легко осваивают новые горизонты.
Лори: - О да. Нет ничего проще, чем быть таким сложным, непонятым и избыточным.
Звуки.Ru: - Вы изобретали инструменты - tape bow violin, talking stick - по причине того, что не могли найти нужного звука для выражения какой-то эмоции, или потому, что Вам интересен сам процесс моделирования и изобретения инструментов?
Лори: - Мне для начала было интересно, как это может звучать. Я понимаю, что это звучит идиотски, но я, вообще-то, просто валяла дурака и играла c материалами и звуками, как играют дети. То есть я понимаю, что это от взрослого человека услышать неожиданно, но я не боюсь показаться идиоткой. Это был не эксперимент с какой-то академической целью, а просто такая игра.
Звуки.Ru: - Я помню видеозапись Вашего концерта 'Sperm With a Size Of a Whale', и меня повеселило, как люди реагировали на эту провокативную вещь. Кто-то сразу начал смеяться, а кто-то сидел с остолбенелым видом и явно беспокоился, куда же он попал, где Высокое Искусство...
Лори: - Ну конечно, вы никогда не знаете, как отреагирует человек -
и кто-то
непременно будет от души смеяться, а кто-то, наоборот, будет считать, что он
попал на серьезное мероприятие, и будет вести себя соответственно. Мне как раз
очень нравится эта первая реакция, когда человек еще не решил для себя, что он
будет думать о происходящем. Это зависит от разной логики восприятия, разного
бэкграунда. Когда вы открываете книгу, вы уже на первых страницах решаете для
себя, каков ее сюжет. А я в своих шоу занимаюсь тем, что последовательно
разбиваю ожидания, трансформирую сюжет и рассказываю совершенно непривычные
истории.
'Homeland' - это вообще о том, как сломать сложившиеся
паттерны. Ломка логики, привычного скрипта общения: это заставляет использовать
мозг необычным образом. В последнее время это становится делать все проще,
поскольку люди становятся все более открыты для такого контакта, и одновременно
- становятся готовы говорить о все более серьезных вещах. 20 лет назад мы даже
и думать не могли, чтобы говорить открыто о людях, которые гибнут в войнах, в
тюрьме - это было обязательной частью политики, серьезной журналистики, но к
этому никогда не прибегали шоумены. А сейчас появились вещи, которые нельзя
замалчивать, и о которых уже не говорит пресса, либо ее просто не слышат. Но
когда говорим мы - нас слышат.
Звуки.Ru: - Таким образом, шоумены превращаются в журналистов?
Лори: - А почему, собственно, нет? Если средства, которыми мы доносим информацию до людей, доходчивы, было бы правильно говорить со сцены о вещах, которые реально важны.
Звуки.Ru: - Многие Ваши коллеги, известные своими перформансами, вынуждены ставить перед собой вопрос: где та грань, которая отделяет высокое искусство от шарлатанства. А как эту грань определяете Вы?
Лори: - Вся пропаганда работает на очень, очень низком, примитивном уровне. А я предлагаю посмотреть на вещи под другим углом. Я задаю вопросы, и чтобы на них ответить, приходится мобилизовать некоторые доли мозга, которые находятся в спящем состоянии. Я не диктую никому, что об этом думать. Но это оказывается довольно действенным, поскольку здесь в области политики сейчас царит сумасшедшая тишина. 'Homeland' начинается с древнего мифа, в котором есть элемент истории о сотворении мира, это картина голой земли, над которой летят птицы, не находящие, куда приземлиться. И чтобы построить землю, бог достает кусок из своей головы. Это великолепная метафора памяти и дома, земли изначальной: откуда ты? Как выглядит ментальный ландшафт твоего мира? Мне кажется, русские слушатели примут и поймут эту метафору.
Звуки.Ru: - Мне тоже так кажется. Не терпится увидеть Вас в Москве.
Лори: - Я вовсю готовлюсь! Спасибо Вам за интересный разговор. Мне пора бежать к Глассу.
Laurie Anderson
Проект "Homeland"
Московский Международный Дом Музыки
26 апреля
20:00
В современном музыкальном процессе Лори Андерсон занимает место, которое Коко Шанель занимает в моде. Именно она некогда придумала те простые и изящные ходы, извлекла те необходимые новые звуки, простроила те гармонии, которые дали авангардной музыке второе дыхание и помогли ей выйти из кризиса.
Дата рождения:
5 июня 1947
Подробности из жизни:
Прикинувшись серьезными культурологами, начнем так: "В
современном музыкальном процессе Лори Андерсон (Laurie Anderson, полное имя - Laura
Phillips Anderson) занимает место, которое Коко Шанель занимает в моде. Именно
она некогда придумала те простые и изящные ходы, извлекла те необходимые новые
звуки, простроила те гармонии, которые дали авангардной музыке второе дыхание и
помогли ей выйти из кризиса". И это, без пафоса, будет правдой.
Стать в музыке величиной масштаба Лори, при внешней простоте задачи, удалось
немногим. Обладая уникальным, ярким мышлением авангардиста и
производительностью небольшой индустриальной державы, мисс Андерсон умудряется
буквально в каждой своей работе задать если не новое направление в музыке и
перформансе, то, по крайней мере, обозначить все актуальные тенденции сезона.
Она умеет при этом быть своей в доску среди представителей традиционного
арт-рока и казаться снобам излишне шумной. При этом музыку она не пишет, а
производит - работая…
1940 – В Ливерпуле родился Ринго Старр (настоящее имя Richard Starkey) — барабанщик группы The Beatles, лидер супергруппы All-Starr Band. Играл ведущие роли в фильмах The Beatles, после распада группы с успехом продолжил актерскую карьеру »»
1969 – Джорж Харрисон в составе The Beatles записал одну из самых известных песен своего авторства - "Here Comes the Sun". Записанная Харрисоном, Маккартни и Старром, она вошла в альбом 1969 года "Abbey Road". Джордж сочинил ее в гостях у Эрика Клэптона, играя на его гитаре. Во время работы в студии Джон… »»
1981 – В подвале приемной комиссии старого здания МГИМО за три ночи был записан единственный студийный альбом золотого состава группы «Воскресенье». На пластинкупопали такие хиты, как «Один взгляд назад», «По дороге разочарований», « В моей душе осадок зла»,… »»
Joe ZAWINUL (1932)
Ringo STARR (1940)
Леонид Павлович СЕМАКОВ (1941)
Chan ROMERO (1941)
Toto CUTUGNO (1943)
Jim RODFORD (1945)
Andrew BROWN (1946)
Linda WILLIAMS (1949)
Mark WHITE (1962)