New Weird Russia Когда узнаешь, сколько лет московская группа Земляничная Поляна ведет активную концертную деятельность, невольно поражаешься - уже шесть лет как музыканты играют по разным заведениям (от питейно-закусочных ОГИ до высокодуховных Белых Облаков) столицы, но от известности группа еще невероятно далека. Концерт 12 марта в клубе "22" оказался не только приятным времяпрепровождением, но и дал пищу для размышлений как о самой группе, так и вообще о судьбах отечественного андеграунда родом из нулевых годов.
Земляничная Поляна - коллектив интересный хотя бы их неоднозначной и редко встречающейся в России творческой позицией: аутентичная этника, замешанная на густой гитарной подложке, где фолковые мотивы, встречаются с пост-рокерской мощью, при этом без каких-либо ощутимых кренов в ту или иную сторону. Для пост-рокеров Земляничная Поляна слишком много уделяет внимания содержанию, нежели форме, с которой так любят играться такие модернизаторы и ревизионисты от музыки, как Efterklang. Но, с другой стороны, на заросших волосами до пупа лесников-реконструкторов или блаженных клиентов магазина "Путь к себе" музыканты тоже не похожи.
Концерт прошел гораздо меньшим составом, чем предыдущий, памятный по своему зашкаливающему животному драйву сет в "Проекте ОГИ" - в этот раз ЗП выступали без индийских духовых инструментов - только перкуссия, флейта и гитары. Обещалось также сопровождение в виде диджериду, набирающего популярность в среде любителей world music инструмента австралийских аборигенов, но, увы, его не было. Впрочем, было интересно посмотреть, как сможет выкрутиться группа из непростой ситуации - исполнить свои не самые простые композиции, стоящие на грани между фолктроникой, этно-фьюжном и сайкофолком в минимальном составе.
С первой же тягучей и паточной композиции "На шаре воздушном" стало ясно, что весь гипнотизм сосредоточен не в гулком гитарном гудении и не в экзотических инструментах, а в удивительном голосе вокалистки Ольги Щегловой. Необычная манера Ольги в конце каждой музыкальной фразы c почти эстрадного вокала переходить к традиционным народным распевам или горловому пению, выгодно выделяют группу из ряда инструментальных проектов. Концертную подачу ЗП можно сравнить разве что с таким незаслуженно забытым детищем лейбла 4A.D. Dif Juz, которые считаются чуть ли не предтечами пост-рока. Что-то глубоко общее есть у этих двух групп - это и изобретательные импровизации, и раскачивающие сознание вибрации, и потрясающий драйв. Музыка Земляничной Поляны завлекает своим медитативным ритмом, растворяя в себе, но, шаманя и джемуя, музыканты не грешат свойственной многим "новым народникам" заунывностью и затянутостью инструментальных частей.
Коронные номера ЗП - скачущая под бешеный первобытный ритм песня "Мы летим" и психоделическая сюита "Асса" - обладают таким хитовым потенциалом, что можно только в очередной раз подивиться безвестности коллектива.
Конечно, не обходится и без недостатков, среди которых мутноватые "сказочные" тексты, порой несоответствующие той инструментальной мощности, что развивает группа и отсутствие какого-то нового материала. Но с другой стороны, в ситуации массового лингвистического дезертирства независимых отечественных музыкантов, скрывающих слабую поэзию под плохим английским - верность Земляничной Поляны родному языку внушает уважение, тем более, что музыку они делают ни в коем случае не местного качества. Впрочем, недостатки текстов маскируются еще тем, что к ним бывает и не так-то просто прислушаться. Нео-фолковый гипноз Земляничной Поляны обладает расфокусирующим сознание свойством, и как следствие, удивительно умиротворяет. То, что у группы нет ни одного официально выпущенного альбома сказывается на развитии песен - от концерта к концерту они мутируют, приобретая новую форму, развиваются и, порой приятно удивляют свежим прочтением.
Малообязательной, но приятной деталью является импровизационный танец, исполняемый полноценным участником группы Аленой Корнеевской, которая в очередной раз напомнила корреспонденту Звуков.Ру простую истину - бесконечно смотреть можно на огонь, на воду и на работающего человека, но с существенным обновлением: только созерцание грамотно и к месту танцующей девушки может принести ни с чем не сравнимое удовольствие. Эффект от такого зрелища в сочетании с тщательно препарированной в духе нового столетия народной музыкой посильнее всяких видеоинсталляций будет.
Сегодня заметно, что группа нарабатывает концертное мастерство частыми и достаточно случайными выступлениями, но, по словам самой Ольги Щегловой, от таких марафонов группа перегревается, да и эффект от них не так высок, как можно было ожидать. Поэтому следующий концерт состоится только 11 мая, и к этому моменту группа основательно перестроится и перейдет на иной качественный уровень: к ним присоединится виолончелистка (привет, пост-рок!), а также под новый состав будет переработана часть старого материала.
Резюме: 1997 - 2001гг. - домашние эксперименты над аранжировками с разными музыкантами; 2001г. - настоящее время - концертная деятельность. Состав группы: 1. Этнический вокал, флейты,...
Подробности из жизни:
Резюме:
1997 - 2001гг. - домашние эксперименты над
аранжировками с разными музыкантами;
2001г. - настоящее время - концертная деятельность.
Состав группы:
1. Этнический вокал, флейты, автор мелодий и текстов Ольга Щеглова;
2. Джазовая гитара Василий Новиков;
3. Клавишные Петр Дегтярев;
4. Бас-гитара - Алексей Казанцев;
5. Арабская перкуссия Андрей Трунин.
Сейчас группа работает в направлении этно-фьюжн. Песни
исполняются на русском языке. Звучание группы -
концептуально и отчасти трансово, также его можно
охарактеризовать как гипнотический драйв. Необычная
манера пения вокалистки напоминает индийские,
славянские, монгольские напевы, которые гармонично
сочетаются с яркой образной поэзией. Инструменталисты
группы создают своеобразные аранжировки и радуют
высоким профессионализмом исполнения.
Земляничная Поляна выступает практически во всех
московских клубах, ЦДХ и принимает участие в
большинстве фестивалей.
Эта группа понравится и любителям…
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)