THE BOOK OF KNOTS  Traineater

Объединение ветеранов американского андеграунда Book Of Knots получило свое название в честь энциклопедии узлов Клиффорда Эшли, книги-бестселлера шестидесятилетней давности. Впрочем, с таким же...

Объединение ветеранов американского андеграунда Book Of Knots получило свое название в честь энциклопедии узлов Клиффорда Эшли, книги-бестселлера шестидесятилетней давности. Впрочем, с таким же успехом музыканты могли вдохновляться изобретенным древними инками узелковым письмом кипу, над которым до сих пор ломают голову ученые: музыка которую делают BoK из этой же области - дикая, запутанная, подчиняющаяся лишь своей безумной логике, но с грандиозной задумкой и совершенно нетривиальным исполнением.
Авангардисты и экспериментаторы из Бруклина задумали смелый ход - три концептуальных альбома, объединенные лишь идеей детства, прошедшего в таком месте, от которого и взрослым-то людям лучше держаться подальше. В этот раз музыканты выбрали тему заброшенного индустриального городка, расположенного в "ржавом поясе" Америки, города стагнирующего, разрушающегося, но пугающе автономного. Ржавеющий под палящим солнцем город, по мнению BoK, продолжает жить своей жизнью: в нем звучат отголоски работающих радиоприемников, грозно лязгают аппараты, и даже тишина приобретает угрожающий оттенок. Подобные звуки щедро разбросаны по альбому, талантливо воссоздающему образ радиоактивной пустоши из фильмов-катастроф. Надорванный детский крик на фоне лютого скрежетания в песне "View from Watertower" - хорошее начало для этого путешествия вглубь урбанистического кошмара.
Интересно то, что типового современного индастриала в звуке BoK нет вообще, и слушать "Traineater" от этого только занимательнее - музыканты решают не новую уже задачу нестандартными путями. От виртуозных инструментальных зарисовок, словно взятых из телепередач 70х ("Hands Of Production"), до громыхающего хоррор-блюза с Томом Уэйтсом ("Pray") - все рисует единую безрадостную, но, в отличие от многих других "нагнетателей атмосферы", живую и выпуклую картину.
Нашлось место и совсем минорным композициям. Отданные на откуп Карле Кинштед (Carla Kihlstedt) -виолончелистке, певице, участнице Tin Hat Trio,- они стали подлинными высохшими цветами среди запорошенных песком машин. Тревожный заглавный номер, схожий с ранними работами PJ Harvey, а также великолепные своей пугающей красотой "Midnight" и "Salina", где эмоции Кинштед, подхлестываемые скрипичной истерией, просто зашкаливают, так что начинаешь задумываться об истинном предназначении обозначенных в названии группы узлов.
Все это вместе делает Traineater одним из лучших экспериментальных релизов прошедшего года: в нем любопытная идея сочетается с прекрасной сыгранностью. Прекрасный показатель технического мастерства коллектива - концертные выступления группы, когда на сцене находится около двадцати музыкантов, слаженно плетущих замысловатый музыкальный узор и вволю импровизирующих. В текстах BoK пытливый слушатель найдет множество интересных подсказок и ключей, и можно не сомневаться, что вместе с третьей пластинкой (тема которой тщательно скрывается, но, по слухам, она будет затрагивать мир аэронавтики), придет понимание глобального замысла музыкантов, которые действительно преуспели, связывая все близкие им жанры в единый прочный узел, интересный и радикальным металистам и любителям авангардной классики.

12.03.2008, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)