А ведь звучание сольного концерта Хелависы от Мельницы
отличается существенно. Это где-то на грани бардовского концерта и выступления небольшого фолк-коллективчика вроде Клана Лир. Ни то, ни другое вроде бы не должно собирать "Икру", однако клуб был полон воодушевленными поклонниками - в чем тут секрет?
Глупо было бы написать: "На концерте Хелависы особая атмосфера". На концерте Кого Угодно особая атмосфера, присущая только Кому Угодно. Специфика сольного концерта в его центростремительности, где центром является один исполнитель. Волею Хелависы воцарилась чистая музыка арфы, чистый высокий голос и чистый воздух ("У нас не курят!" - лозунг концерта, голос Хелависы не совместим с дымом). Особую атмосферу вместе с Хелависой на сцене создавали гитарист Дмитрий Сафонов и виолончелист Алексей Орлов. Лишь изредка на таких песнях, как I'm of Ireland, Хелависе удавалось урвать "железку" (так она называла чудесную акустическую гитару), в остальное же время "мельничиха" приговаривала: "А теперь я больше не буду играть на гитаре, потому что у нас вообще-то есть замечательный человек, который играет на ней во много раз лучше меня". Она сдержала обещание и до конца концерта шестиструнных инструментов в руки не брала. Лишь под занавес на бис попросила у Дмитрия Сафонова "железку" и исполнила "Блюз апельсиновых корок", сопроводив песню признанием, что пока она "писала песни на стихи Толкиена, занималась каким-то фолком, на самом деле, все это время хотела петь блюз".
Люди, пришедшие на концерт Хелависы, неизбежно ожидают знакомых по Мельнице
песен, ведь аудитория делится на поклонников сольного творчества и творчества
группы, причем в виду раскрученности последней поклонники все чаще прибредают
послушать Хелавису уже после знакомства с Мельницей. Для таких неискушенных
слушателей были исполнены привычные "Королевская охота", "Королевна", "Гимн
деревьев". Совсем другое дело - поклонники "со стажем". С ними вроде и не
страшно поделиться чем-то посерьезнее.
Программа концерта совместила три направления в творчестве Хелависы: одно из
них - популярные "мельничные" песни, второе - музыка на чужие стихи, третье -
"длинные грустные песни", как называет их автор. Это сложные и красивые соло на
арфе как "Леопард в городе", "Листья под дождем" - композиции, вполне
заслуживающие того, чтобы называться поэмами.
Что же до второго типа песен - песни на стихи великих поэтов разных эпох. На
прошедшем концерте все больше фигурировал Йейтс, что и неудивительно -
ирландская тема пронизывала всю программу. Практически каждая статья о Наталье
О'Шей не преминет восторженно воскликнуть: "Дипломированный филолог!"
Словно бы прочие музыканты отечественной сцены не обладает вовсе никаким
образованием. Безусловно, призвание Хелависы влияет на ее творчество сильнее,
чем, скажем, профессия Вячеслава Бутусова (Свердловский архитектурный
институт), но нельзя же через слово писать: влияние кельтской мифологии,
филологический факультет МГУ, посткандидатское исследование по истории глаголов
в кельтских языках! С другой стороны, обойти стороной тот факт, что песни
альбома "Лунный день" все как одна - положенные на музыку стихи
Блока, Бернса, Гумилева, Толкиена, Киплинга, тоже было бы странно.
На самом деле, этот род хелависных песен - то самое "особое", что есть у этой исполнительницы. Это то, с чего она началась, то, что занимает центральное место в ее поэтическом, музыкальном, переводческом и исполнительском творчестве. Классическая литература, положенная на этническую музыку. Чужие стихи, конечно, стесняют ее музыкальный талант и, к примеру, Гете в переводе Пастернака никогда не позволит такого музыкального залихватства и раздолья как та же "Королевская охота". Чужие стихи не дают ей полной свободы. Тут и сказывается филологическое в Наталье: уважение к великому тексту берет верх даже над собственной творческой энергией. Эти композиции музыкально могут показаться зачастую длинными, заунывными, однако в этом специфика народной музыки вообще. Фольклору свойственно бросаться в крайности: либо печальная до слез, либо задорная донельзя музыка.
Вот так, бывает, разложишь все по полочкам, разберешь просмотренно-прослушанное, выловишь и отрефлексиуешь все переживания, впечатления от концерта и как-то исчезает самое главное - волшебство и обаяние очной ставки. А песни вроде "Сонета IX" (Франческо Петрарка, пер. Е. Солоновича) берут не отдельными элементами, а алхимически вымеренным сочетанием знакомых компонентов: полнозвучный, "грудной" голос архаичной виолончели, отражающий нежный голос Хелависы на нижних нотах, переливы арфы, подхватывающей на высоких, "фальцетных" нотах, и стихи великого лирика печально заключающие: "Но никогда при этом я не чувствую весны". Тогда как вся эта песня, на самом деле, сплошное заполнение весной всего зала. Так ведь и должно быть 8 марта...
Дата рождения:
3 сентября 1976
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)