Сейчас это может показаться невероятным, но именно в стерильных 80-х произошел ренессанс блюза и блюз-рока. Десятилетие было богатым на новые имена - именно тогда во весь голос заявили о себе пронзительные слайд-гитары Джеффа Хили и Джорджа Торогуда. К тому же эксперименты с новыми музыкальными технологиями часто оказывались настолько удачными, что возносили иных героев полусвета на вершины списков. Вспомним ZZ Top, по приколу нагрузивших свой блюз-рок приглушенной пульсацией промышленных звуков, и в одночасье превратившихся из героев отдельно взятого штата Техас с суперзвезд MTV. И совсем уж невероятный успех вдруг выпал на долю дедушки Джона Ли Хукера (John Lee Hooker), возродившего традицию блюзовых джемов в компании приятелей.
Началось все с музыкальной комедии "Blues Brothers" (1980), где Хукер в одном из эпизодов сыграл уличного музыканта, исполняющего "Boom Boom". Что это за человек-оркестр? - заволновался народ, поняв, что дядьки, способные одновременно петь, и играть на гитаре, ударных и харпе, на дороге не валяются. Переиздание дебютного альбома музыканта открыло его труды нарождающемуся информационному обществу. Решив по-деловому распорядиться привалившим ему счастьем, Джонни Ли зазвал на запись своего очередного альбома "The Healer" (1989) Карлоса Сантану (Carlos Santana) и Бонни Райт (Bonnie Raitt). Когда пластинка натурально "сорвала банк" на очередной церемонии вручения "Grammy", это была увесистая саечка пуристам, однако триумф Хукера помог открыть блюз новому поколению. В частности, именно на этом альбоме широкие массы слушателей впервые познакомились с гитаристом Робертом Крэем (Robert Cray), играющим в "Baby Lee". А новая версия старенького хита "I'm In The Mood" буквально изнасиловала музыкальные телеканалы. По степени эротического воздействия на психику молодого поколения эта вещица начисто перекрывала потуги молодых и холеных поп-звезд.
"Mr. Lucky" (1991) в общих чертах повторил успех предшественника. В "I Cover The Waterfront" Джонни Ли впервые спел дуэтом с Вэном Моррисоном (Van Morrison), а в "This Is Hip" от души порубился в две лопаты с Рэем Кудером (Ry Cooder). Уже упоминавшаяся "Boom Boom" в новой версии стала заглавной темой альбома 1992 года. А с Моррисоном Хукеру довелось поработать еще и в 1996 году - над элегантной блюзовой балладой "Don't Look Back".
Интересно, что с Сантаной Хукер записал пару номеров. Но если "Healer" в одночасье стал хитом мирового значения, то "Chill Out", родившийся в 1991 году, и даже успевший попасть в хит-парады, ждал своего часа несколько лет: лишь в 1995 году песня стала заглавным номером нового альбома музыканта. Было ему в ту пору уже 80 лет.
На исходе десятилетия Хукер записывался со старыми приятелями Эриком Клэптоном (Eric Clapton), Айком Тернером (Ike Turner) и Рэем Кудером, а также с мало кому еще известным Бэном Харпером (Ben Harper). При жизни Джонни Ли эти записи реализованы не были. Лишь сейчас мы можем услышать прекрасный, словно бы записанный в гулких стенах блюзовой студии 50-х, боевик "Big Legs Tight Skirt" с хриплыми саксофонами и раскатистым пианино, сумасшедший шестиминутный джем "Burning Hell" и новую версию знаменитой "Boogie Chillen" ("chillen" - это "children", только произнесенное с оттяжкой. Аналог нашего "робяты").
Неплохая подборка ремастированных треков к 90-летию мастера. Хороша и сама по себе, и как приложение к комплекту из всех упомянутых здесь альбомов, переизданием которых занимается нынче "Blue Label".
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)