С названием этой американской команды не все чисто. Придуманное в те дни, когда мир еще помнил о фотопленке, проявителе и закрепителе, оно записывалось, как Type-0 Negative (негатив типа ноль). Сейчас, в эпоху цифрового фото, в статьях о группе "0" все чаще заменяют банальной буквой "о". Загадочная как бы пустота всегда страшит, да и слово "zero" звучит довольно зловеще. Тем более, что есть у этого термина и иной смысл, медицинский: Type-0 Negative - это еще и редкая группа крови. Один из самых известных символов группы - минус внутри ноля - у все четырех музыкантов есть на руках татуировки с этим символом.
Да и вообще, в легкомысленных молодежных тусовках у команды на редкость дурная репутация. Type-0 Negative вроде бы причисляются критиками к готик-року. Сами же готы группу хотя и уважают, но опасливо стараются держаться от нее на расстоянии. Признаешься в их тусовке - я, дескать, очень люблю Type-0 Negative - и на тебя тут же начинают поглядывать с некоторой опаской, словно на настоящего кровопийцу, притусовавшегося на маскараде. Музыканты группы - ребята весьма мрачные, однако черные кружева и грим идут им, как гоночные сиденья "Формулы 1" крупному рогатому скоту. Быть может, дело в том, что для Type-0 Negative, собственно, музыка куда важнее, нежели эстетика?
История группы началась с бас-гитариста. А бас-гитаристы, как известно, неспроста удостоены большего числа анекдотов, чем даже барабанщики. С этими ребятами надо держать ухо востро...
Итак, знакомьтесь - Питер Стил (Peter Steele), американец польского грузинского происхождения. Паспортная фамилия - Ратайчик, но дед по въезду в Штаты от греха подальше взял бабкину фамилию, ибо по рождению был Джугашвили. Так что, когда зашла речь о сценическом псевдониме, ассоциация с "дядюшкой Джо" сработала сама собой. "Я назвался Steele потому, что мне очень нравится смысловая нагрузка слова "Сталин", которая по-русски означает человека из стали".
Из собственноручно заполненной анкеты: "Рост 2 метра, вес - 120 килограмм протухшего мяса. Раньше я работал в Нью-Йорке грузчиком в парке, таскал мешки с мусором. Поэтому я даже не задумывался о том, что лучше - разгребать дерьмо, или писать музыку..."
Музыкальная карьера мусорщика началась в 80-х с групп Fallout и Carnivore. Первый состав был обычной любительской группой (отметим, однако, клавишника Джоша Сильвера и барабанщика Джона Келли), зато второй состав выпустил аж два альбома на "Roadrunner". Carnivore играли сумасшедшую смесь трэша и хардкорного панка. Музыканты наряжались в ржавые цепи и детали бейсбольно-хоккейной амуниции, а на концертах швыряли в зал потроха с бойни. Песни группы по преимуществу посвящались проблемам выживания в пост-ядерном мире (сейчас представляется, что название Fallout подошло бы здесь больше), основной же посыл был таков: "Если ты не можешь съесть это, или трахнуть это - убей это!" Уже тогда Питер Стил интересовался тоталитарной символикой, и на продукции группы частенько можно было встретить составленные из серпов и молотков свастики, от вида которых становилось нехорошо как правым, так и левым. К тому же на обложке альбома "Retalation" (1987) Питер изображен в майке с надписью "СССР" и изображением ордена Ленина. "Я очень интересуюсь механизмами, управляющими политикой, - рассказывает басист, - В частности - вопросами устройства тоталитарных обществ..."
Где-то в конце десятилетия Carnivore приказал долго жить. К 1991 году Стил восстановил контакт с Сильвером, и вместе с ним вывел на сцену новую группу - Type-0 Negative. Контракт с "Roadrunner" басист подписал собственной кровью.
Первый альбом, "Slow, Deep And Hard" (1991) получился довольно наивным, но занятным. Куски хаотического трэша, наследия Carnivore, здесь перемежались тягуче-погребальными думовыми пассажами (надо отметить, что doom тогда только входил в моду), а гитара Кенни Хики впервые была записана с интригующе нехарактерным перебором по высоким частотам, прямо-таки, "с песочком". Этот звук впоследствии стал фирменным знаком группы. Питер еще по большей части рычал по-трэшевому, но уже пробовал петь и в новой манере - тоскующе-гипнотизирующей, где-то на грани бархатного баритона и пробирающего до печенок баса. Песни длились от одной до двенадцати минут. Самой интересной вышла многоступенчатая "Prelude To Agony", по сути заложившая фундамент стиля группы. Занятно звучит и "Glass Walls Of Limbo" - то ли грегорианский хорал, то ли мычание рабов-галерников. Прочие же номера в наши дни воспринимаются тяжеловато. Все время кажется, что музыка должна быть быстрее, но... "Мой уровень тестостерона в крови понизился, и поэтому я не мог петь слишком быстро", - мрачно усмехается Стил. Обложка альбома была выдержана в черно-зеленых тонах. Этой тонировке группа с тех пор не изменяла: чернь и зелень ныне стали ее геральдическими цветами.
В том же ключе был выдержан и следующий альбом "The Origin Of The Feces" (1992), запомнившийся квартетом скелетов на обложке и открывающим программу звуковым фильмом ужасов "I Know You're Fucking Someone Else" в четверть часа длиной. Помимо собственных сочинений Питера Стила на альбом вошла американская народная песня "Hey Joe" (с рефреном "Hey Pete"), и до боли замедленный кавер на "Paranoid" Black Sabbath. В результате натуральные Black Sabbath, начинавшие тогда долгий путь к воссоединению, пригласили команду участвовать в трибьюте себе любимым. Позже Type-0 Negative получит приглашение выступить на "OzzFest", и вместе с Оззи запишут старенькую песню Status Quo "Pictures Of Matchstick Men".
А вот критика до какого-то момента группу не жаловала. Работы Type-0 Negative были полны по своему авангардных идей, но звучали по-варварски сыро и грязно. Даже грандж в начале 90-х записывали глаже. "Некоторые называют нас говном, что меня, честно говоря, абсолютно не волнует", - со спокойствием танка комментировал ситуацию Питер.
Первый серьезный прорыв произошел в 1993 году, с выходом альбома "Bloody Kisses". Гитарный "песочек" мягко улегся на дно прохладной реки басово-клавишных пассажей. Трэшевых рецидивов практически не осталось, буйного барабанщика Cэла Абразкато сменил старый приятель Джон Келли. На смену былому буйству пришли готическая строгость и какое-то неземное величие. А наследие ранних Black Sabbath породнилось с мощью зрелых Pink Floyd. Номер "Too Late", переполненный гитарными фидбэками, радио-шумами и "лесли"-обработкой вокала и клавиш, стал первым реверансом Type-0 Negative в адрес британской психоделики. Песенка "Set Me On Fire" звучит подобно джем-сейшну Beatles и Iron Butterfly, а а в балладе "Can't Lose You" даже ситар тренькает. Однако никто еще не исполнял психоделический материал в настолько брутальном ключе - так что обвинений в предательстве doom-тусовки и попытке примазаться к брит-попу формата Kula Shaker группе удалось избежать.
К тому же на "Bloody Kisses" Type-0 Negative обогнали время, хотя и несколько курьезным образом. С позиций сегодняшнего дня открывающий альбом эпик "Christian Woman" - чистой воды love metal, только почему-то вызывающий не насмешки, а опасливое уважение. Несмотря на то, что женщины в шумовом оформлении опусов группы теперь больше рыдали, нежели стонали от страсти, мрачный гигант Стил вскоре получил давно причитавшуюся ему долю внимания в стиле "Ой, девочки, ка-акой мужчина!" В августе 1995 года татуированного басиста можно было лицезреть даже на обложке "Playgirl".
Однако это было только начало. По-настоящему Type-0 Negative сразили мировую рок-общественность в 1996 году своей четвертой работой "October Rust". Это был почти идеальный готик-роковый альбом - правда, не имеющий почти ничего общего с господствовавшей тогда разновидностью готики. А сувенирная продукция группы привлекла к ее музыке тех, кто доселе не имел о ней ни малейшего понятия. Помню, как мой младший брат, сварив в кислоте свой старый анорак, отправился в рок-магазин за какой-нибудь наспинной нашивкой побольше. А вернувшись с ядовито-зеленым кренделябром из шестеренки и четырех молотков на бархатно-черном фоне, подписанным "Type-0 Negative", поинтересовался у меня - достаточно ли это круто. Я вручил ему кассету с "October Rust". Заслушав оную, брат был приятно удивлен: "Да это круче, чем Rammstein! Почему я раньше их не слышал?"
С выходом этой программы в истории группы открылась новая глава...
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)