Время летит неумолимо. Не существуй такой штуки, как звукозапись - такой
персонаж, как Большой Билл Брунзи (Big Bill Broonzy, полное имя
William Lee Conley Broonzy, 1893-1958) давно бы стал фигурой чисто мифологической.
Детство крестьянского сына Брунзи прошло Алабаме. Кантри и блюз там подчас
смешиваются в самых ненормальных пропорциях. Первым инструментом, который
освоил Билли, была скрипка. Побывав в рядах американской армии и оттрубив свое
на полях Первой Мировой, после дембеля он некоторое время занимался фермерским
трудом в Арканзасе. И лишь в начале 20-х, переехав в Чикаго, начал брать уроки
гитары у Чарли Джексона (Charlie Jackson). Чикагский блюз уже тогда был
подчеркнуто городским. Сам став исполнителем, Брунзи удачно привил к его
загрубевшему стволу несколько свежих побегов деревенского акынства с его
вечными размышлениями о тяготах жизни. Созданная им смесь имела успех - в 30-х
пластинки Билла были самыми продаваемыми в Чикаго, а в 1938 и 1939 его дважды
приглашали в Карнеги-Холл на концерты серии "From Spirituals To Swing".
Из ранних записей Билла наибольший интерес представляют записанное в
сопровождении контрабаса и фортепиано буги-вуги "Keep Your Hands Off
Her", явный прообраз рок-н-ролла, а также встреча города с деревней в
"C.C.Rider" с пронзительным соло на скрипке под строгий фортепианный
ритм. А дробный перестук рабочего барабана в "I Want My Hands On It"
фактически знаменут рождение ритм-н-блюза как принципиально новой ритмической
структуры. Кроме того, возможно, именнно в его исполнении впервые легла на
спиральные бороздки грампластинки вещица "Wee Wee Hours", вскоре ставшая
блюзовым символом Чикаго. Не стоит, впрочем, пренебрежительно относиться и к
песням, записанным им главным образом под гитару - в конце концов "I Can't
Be Satisfied" в 1965 году появилась на втором альбоме Rolling Stones.
В конце 40-х в работах Брунзи появились духовые, ударные начали свинговать
более активно, а сам он взялся за элктрическую гитару - акустическую бы просто
не было слышно за трубой, саксом и тромбоном. Композиции вроде "Why Did You
Do That To Me" или "I Can Fix It" занимают некую пограничную полосу
между пока что босяцким блюзом и уже респектабельным джазом. Порой духовая
секция просто риффовала (как, например, в "Stop Lying Woman"), а
солировали фортепиано и гитара. Напротив, в "Rambling Bill" дудки
нахально старались переджемовать друг друга - в формате трехминутной композиции
это звучит довольно забавно. Периодически музыкант возвращался и к старому,
акынскому стилю. Но если "I Wonder" имела более-менее традиционное
звучание, то понять, где в номерах наподобие "I Love My Whiskey"
кончается город и начинается деревня, было уже решительно невозможно.
В 1951 году Большой Билл впервые приехал на гастроли в Европу. Увлечение блюзом
постепенно заражало мир, и до открытия первого специализированного клуба в
Лондоне было уже недалеко. Очень скоро этой музыке предстояло перешагнуть все
территориальные и расовые барьеры - но этого времени музыкант уже не застал.
Конец 50-х в Америке был отмечен крупномасштабным откатом в попсу, к тому же в
1957 году у музыканта обнаружили рак горла. Большой Билл оставался на сцене до последнего.
Нам, привыкшим уже к тому, что новые стили и направления возникают каждый год
подобно новым фасонам модных тряпок, все труднее осознать, что фундамент под
массив, ныне именуемый современной музыкой, закладывали люди, родившиеся в XIX
веке. И все же надо постараться это сделать: нормальное развитие любого жанра
искусства - плавно и непрерывно, а скачки и толчки - скорее исключение, чем
правило. Здесь можно было бы сострить насчет "сплошных толчков" нашего времени
- но давайте лучше послушаем хорошую музыку.
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)