MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Джаз в Монтре: ничего святого

Фестиваль в Монтре все еще продолжается. Кому-то на нем встретятся новые имена и мелодии. Кто-то найдет музыку, говорящую ему самые важные вещи в мире. Этот лучащийся жизнью и сибаритством фестиваль - лучший образец ломки жестких рамок и форматов, какой только можно придумать. Во второй части репортажа - расказ о том, как Montreux дошел до жизни такой...

Невзирая на то, что в 99 случаях из 100 июль на швейцарской Ривьере - благословенное время, два из трех дней, которые мы провели в Монтре, выдались исключительно мокрыми. Променад и горы накрыл слепой ливень, поэтому программа off-stage была доступна лишь самым водонепроницаемым слушателям, а расчехлять фотоаппарат в таких условиях просто не имело смысла.
Народ краткими перебежками перемещался вдоль набережной от тента к тенту, глазея и покупая в мелких магазинчиках традиционные для любого европейского фестиваля этно-эзотерические штучки, а попутно - заправляясь горячей пищей и слабоалкогольными напитками.
Все чаще, невзирая на дождь, к off stage все же стягивалась заинтересованная публика - поскольку ближе к вечеру на этой сцене выступали довольно интересные составы со всего мира - типа калифорнийского студенческого биг-бэнда или развеселых кельтских фолк-рокеров. Однако основное действо происходило в помещении. Предусмотрительность организаторов Montreux Jazz Festival, которые из года в год, невзирая на погодные условия, арендуют на время проведения фестиваля конференц-зал, в такие дни имеет особую ценность.

10 и 11 июля мое внимание было приковано в основном к залу Stravinsky. Здесь выступали инди-рокеры нового поколения Wilco и Unkle, а вечерами кресла партера убираются и зал заполняют более 4 000 желающих хорошенько потанцевать под Tori Amos и Faithless. К тому времени ливень почти прекратился, так что был стимул послушать что-то и на улице.
Вы уже обратили внимание на то, что в этом репортаже до сих пор не появилось ни одного "настоящего джазмена"? Неудивительно. Джаз, который нам было бы интересно услышать - полный сюрпризов, импровизаций, артистизма - на двух главных сценах в эти дни не звучал. В Miles Davis Hall плавали по волнам моей памяти Брэд Мелдоу (Brad Mehldau) и Пэт Мэтини (Pat Metheney), однако их сет, полный клише из арсенала форматных радиостанций, не оставил по себе ни малейшего ощущения новизны.

Куда же, собственно, делся джаз? - с этим вопросом я подхожу к соорганизатору фестиваля Лори Имми (Lori Immi), формирующей программу Miles Davis Hall. Представляя свою помощницу, Клод Нобс рассказал, что именно благодаря Лори в 1997 году фестиваль бесповоротно изменил свое лицо. "Часто молодые промоутеры приходят ко мне и хотят стать частью команды, но Лори появилась у нас с уже готовым проектом. Поначалу я даже толком не понял, что она предлагает: какой рок? Зачем это нужно? Однако Лори убедила меня, что мы сможем привлечь на фестиваль свежую, молодую публику, которая может существенно расширить свой кругозор, перемещаясь между сценами. Постепенно программы двух сцен как бы вросли друг в друга. У нас нет жесткой привязки к жанрам на определенной сцене: место для экспериментов есть всегда и везде. "
Звуки.Ru: - Лори, Вы уже десять лет организуете концерты на большой именитой площадке. Каких правил Вы придерживаетесь, составляя программу?
Лори Имми: - Музыка должна быть актуальна - это основное условие. Для сцены Майлза Дэвиса, мы стараемся всегда находить оптимальный баланс между новыми именами и джаз-истеблишментом.
Звуки.Ru: - Трудно ли привлекать на фестиваль звезд категории "А" на каждый день из этих двух недель?
Лори: - Нелегко, это правда. Чаще всего основные трудности связаны с их расписанием. К тому же, мы не предлагаем за участие больших гонораров, и в этой связи вынуждены соревноваться с другими фестивалями.
Звуки.Ru: - Но вы предлагаете нечто лучшее, чем деньги: вы предлагаете им со сцены войти прямиком в Историю.
Лори (смеется): - Это так. Правда, не для всех этот аргумент работает. Хотя у нас никогда не было ни одного категоричного отказа. Чаще всего, если музыкант не может участвовать в этом году, он просто будет играть у нас в следующем. Что касается джаза, то на сцене Монтре уже выступали практически все мировые звезды, и каждый год мы рассматриваем большое количество заявок от новых коллективов, однако по джазу у нас специалист Клод, а не я.
Звуки.Ru: - Кто Ваш личный фаворит в этом году?
Лори: - The Good, The Bad And The Queen. Я вообще с интересом слежу за проектами Дэймона Элбарна (Daemon Albarn). Он известен тем, что умеет удивлять.

К сожалению, я не успела спросить Лори, чем ее воображение так поразили два образчика гитарного indie - Wilco и Unkle. Что правда, то правда: обе команды достаточно нехарактерны для фестиваля, общее настроение которого можно охарактеризовать как "cool and happy". И те, и другие музыканты кропотливо выстраивают стену гитарного плача, над которой парит расплывчатый стенающий вокал. Но Wilco все же берут пальму первенства в области занудства, так как их лидер периодически бросается исполнять какую-нибудь балладу, исполненную трагизма и дешевых штампов, в то время как Unkle движутся к интересной электьронике, и заканчивают сет практически в духе Faithless. Впрочем, я так и не решила для себя дилемму, какой из двух способов использования слайд-гитары мне нравится больше: отчаянно выжимать из нее адские запилы как Wilco, или плавать по грифу, создавая переливчатые волны, как гитарист Мэтини. Пожалуй, Мэтини просто более органично вписывается в формат мероприятия.

Но упомянутые мной мелкие невнятности с лихвой компенсировали выступления хедлайнеров.
Faithless заступили на сцену ровно в 10 вечера, и с этогот момента чинно-джазовый зал превратился в бесноватый рэйв. Мощнейшая программа, предваряемая хитросплетенным intro, была составлена из композиций разных лет: "We Come One", "Insomnia", "I Want More" и, разумеется, ударные номера "What's about love?", новейшая "Music Matters" и громогласно исполненная залом "God Is a DJ" не смогли не раскачать толпу - да так, что стены зала, когда дотронешься до них рукой, были к концу концерта мокрыми!
Maxi Jazz, похоже, остался так доволен произведенным на публику эффектом, что в какой-то момент просто перестал танцевать, отошел вглубь сцены, выставив перед собой микрофон, и просто с удовольствием наблюдал колышущееся у ног людское море. Что ж, нас это зрелище тоже вдохновило.

Тори Эймос (Tori Amos) появилась на сцене под привиденческие стенания - живую материализацию "Digital Ghosts". Ее короткий белый парик явно указывал на одну из героинь альбома "American Doll Posse". Как и предполагалось, программа вечера была составлена с упором на композиции с него. Правда, всем фанатам все же была оставлена возможность подпевать со слезами на глазах "Sometimes you just don't come through" и другие старые хиты.
Новые песни Тори в живом исполнении звучат довольно угрюмо и тяжеловесно; на передний план не случайно выдвинута жесткая ритм-секция. В вещах типа "Body & Soul" певица обнаруживает явное тяготение к тяжелому блюзу, однако ее голосу, которому всегда хватало небесной высоты, очевидным образом недостает блюзовой глубины. Тем не менее, могу заверить: многие новые вещи Тори вполне достойны внимания самых преданных и придирчивых поклонников. " Secret Spell, Girl Dissapearing" дарят нам знакомую Тори - ироничную, нежную, легкую.

Пожалуй, наиболее ярко контраст между новой программой и хитами демонстрирует момент, когда госпожа Эймос удаляется на смену образа. Все это время на фоне режущих глаза мерцающих вспышек длится инструментальная композиция, до боли напоминающая описанные выше экзерсисы инди-рокеров. Intro все длится и длится, томительное и жуткое. Тори возвращается на сцену в рыжем парике и блестящем костюме и приступает к веселью. Для начала она исполняет заводную "Big Wheel" после чего представляет музыкантов и признается: "Приятно оказаться в Монтре спустя 15 лет!".
Однако чем ближе концерт движется к финалу, тем ближе Тори к привычному, любимому нами образу: расположившись в знакомой по всем предудыщим концертам позе одной ногой на педали хаммонда, а другой - на рояле, певица в сопровождении оваций исполняет свои нежнейшие вещи. Группа постепенно тает на заднем плане. В момент, когда Эймос исполняет "Cloud On My Tongue" - тягучую, медлительную версию, - зал замер и словно не дышит, боясь спугнуть это хрупкое чудо. Будто на рояль опустилась трепещущая крылышками фея...

На следующее утро самолет уносит меня в Москву, а фестиваль в Монтре все еще продолжается. Кому-то на нем встретятся ноые имена и мелодии. Кто-то найдет музыку, говорящую ему самые важные вещи в мире. А кто-то просто прекрасно проведет время. В любом случае, этот лучащийся жизнью и сибаритством фестиваль - лучший образец ломки жестких рамок и форматов, какой только можно придумать.
И пусть кто-то говорит, что у организаторов Джаза в Монтре не осталось ничего святого. Они сполна искупают отступление от формата стремлением к открытиям. А слово "Jazz" в названии фестиваля указывает на то, чем, собственно, джаз и является: это всегда новизна, импровизация, поиск замысловатых решений, игра.

Автор благодарит Switzerland tourism, Марию Макарову и Marc Sheurer за бесценную помощь в организации репортажа.

13.07.2007, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: