Джаз-фестиваль в Монтре - признанный
респектабельный брэнд, на который
ориентируются организаторы джазовых хэппенингов во всем мире. Этот
двухнедельный праздник, проходящий у подножия Альп на берегах Женевского озера,
всегда ассоциируется у публики с европейским стилем и вкусом. Правда,
необходимо заметить, что ассоциировать Montreux Jazz Festival с собственно
джазом в последние годы становится все
труднее.
Раздвинув рамки "джаза" практически
до бесконечности, организатор
фестиваля Клод Нобс (Claude Nobs) добился того, что в программу
фестиваля органично вписываются такие брутальные жанры, как хип-хоп, хард-рок и
прочие, порой экстремальные образчики contemporary art. Если учесть, что
самому господину Нобсу недавно стукнуло 70, становится очевидно, что этот
человек обладает просто невероятной широтой мышления. Напомним, первый
фестиваль Клод проводил в 1967 году, и тогда программа хэппенинга состояла
преимущественно из музыки, которую позже назвали smooth-jazz.
Формат был оправдан: ведь первый "Монтре" проходил в здании казино, и публика
на эти
фестивали собиралась соответствующая: завсегдатаи раутов, курортные снобы. Кстати,
с этим казино тоже не все просто: раньше на части его площади располагалась
знаменитая Mountain Studio, в которой Фредди Меркьюри записывал свой
последний альбом. А однажды студия горела, и этот апокалиптический пожар на
берегу Женевского озера
послужил темой знаменитой песни Deep Purple "Smoke On the Water".
В 80-х годах формат мероприятия
стал стремительно меняться. Надо
сказать, к этому располагали перемены в самом городе: Монтре
существенно демократизировался. Помимо пятизвездочных отелей, в городе стали
появляться недорогие B&B, которые так любит студенческая молодежь со всей
Европы, местная публика с большим удовольствием начала открывать для себя новые
имена, фестиваль приобрел мировой статус и смог позволить себе приглашать хоть
каждый день звезд первой величины. В результате Монтре - кажется, единственный
фестиваль в Европе, где можно услышать популярных звезд не в пыли и грязи, а в
огромном, хорошо оборудованном зале на 2 тысячи мест, и за вполне разумные
деньги (около 50 евро за
однодневный билет, охватывающий 4 концерта - что, согласитесь, вполне
сопоставимо с ценами на иные московские концерты). Добавьте сюда еще
великолепный вид на Женевское озеро и мирную, цивилизованную атмосферу - и вы
получите потрясающий результат.
Нам удалось коротко поговорить с Клодом о становлении фестиваля - от идеи до предприятия.
Звуки.Ru: - Клод, сейчас Ваш фестиваль в расцвете. А каким для Монтре был самый трудный год?
Claude Nobs: - Самые первые годы были одновременно и наиболее трудными, и наиболее захватывающими. Очень многое из того, что мы тогда делали, было чистой авантюрой. К примеру, меня спрашивают, правда ли, что я "купил" Ариту Франклин (Aretha Franklin) за коробку шоколада? Это не совсем так, но коробка шоколада действительно сыграла в нашем разговоре важную роль. Дело было так: в 1971 году я приехал на переговоры с Аритой. Она уже тогда была звездой мирового масштаба. Договориться с ней было нереально - нереально было даже назначить встречу. Ее личный ассистент сказала "я даже не знаю, где это - Швейцария". Я попросил передать Арите коробку шоколадных конфет, и на следующий день, когда я только продрал глаза, к моему удивлению, мне позвонил менеджер и сказал: "Арите понравились конфеты. Она согласна рассмотреть ваше предложение. И она приехала, и выступила, и это было действительно вликолепное мировое шоу.
Звуки.Ru: - А когда случилась Ваша самая большая менеджерская удача?
Claude Nobs: - В 1963. Я был в Лондоне и по чистой случайности уговорил the Beatles на выступление на фестивале "Rose D'Or".
Звуки.Ru: - Да ладно?! Битлы?
Claude Nobs: - Истинная правда.
На вопрос, какую же цель он ставил перед собой все эти годы, Нобс сдержанно, но гордо отвечает:
"Моей самой большой страстью всегда было делиться музыкой, страстью к ней. Делиться - это
определяющее понятие. Этому посвящен весь фестиваль - я хочу делиться музыкой, пока
она длится, и сохранять ее для будущего"
Щедрость и открытость Нобса становятся особенно очевидны, когда пытаешься
узнать его поближе. Нам посчастливилось побывать в гостях у мэтра,
награжденного в прошлом году на международной выставке MIDEM званием "человек
года". Нобс обитает в шале, нависающем в горах над Монтре, и двери его дома
постоянно открыты для музыкантов, друзей и просто дружелюбно настроенных
посетителей. Хозяин дома увлеченно коллекционирует модели поездов, музыкальные
автоматы и инструменты, а также старинные лампы цветного стекла. На время
проведения фестиваля дом превращается в сплошную вечеринку. Здесь можно
запросто встретить какую-нибудь звезду, наблюдающую запись вчерашних
выступлений, или музыкантов из разных групп, играющих в гостиной джем.
В подвале дома Нобс с помощниками из местного политехнического института
реализует амбициозный проект: оцифровывает все 4 тысячи выступлений из архива
Montreux Jazz Fest. В настоящее время это - один из самых серьезных
видеоархивов в Европе, с середины 90-х годов записывающихся в формате HDTV.
Когда оцифровка будет завершена, европейские меломаны могут получить в свое
распоряжение поистине бесценные записи.
Нобс постоянно экспериментирует, и при этом помнит о главном. Он -
популяризатор, но скорее, умеренный. "Нет смысла говорить "Мы самые большие,
мы лучшие, мы нагнали на фестиваль 300 000 человек". Вместо этого мы
экспортируем Montreux Jazz по всему миру - например, в Сингапур или Атланту...
Я хочу создать такую атмосферу, которая позволит
всем унести с собой новые впечатления, узнать о музыке нечто новое и воспринять
ее как открытие." - кажется, в этих словах Нобса есть все, за что мы любим
музыку.
Нобсу вторит один из постоянных участников фестиваля - Куинси Джонс (Quincy
Jones), - легендарный продюсер и музыкант, колоритнейший старикан. Он
считает, что самое
ценное для музыканта - никогда не взрослеть, всегда смотреть на мир глазами
ребенка. Во время своего мастер-класса музыкант долго и с удовольствием
рассказывает о своих впечатлениях от современной музыки и признает, что ему
по-прежнему интересно ее слушать: "Я слушаю не как профессионал, я стараюсь
впитать то, что музыка хочет мне сказать".
Познакомившись с хозяевами фестиваля, отправляемся знакомиться с самим
мероприятием. Главные
выступления в Монтре проходят ежевечерне в двух залах огромного концертно-выставочного
комплекса, названных в честь знаменитых музыкантов прошлого - Stravinski Hall и
Miles Davis Hall. При этом программа разных залов составляется разными людьми и
может быть кардинально контрастной. Например, за день до нашего приезда в
Стравинском отыграли сет Motorhead и супергруппа в тяжелом весе
Heaven and Hell, а в Miles Davis тем временем выступал Дэймон Элбарн и
его The Good, The Bad And The Queen. А в день нашего появления в Монтре
Placebo боролись за внимание публики с тандемом John Legend -
India.Arie.
Параллельно на нескольких сценах вокруг основных площадок
фестиваля проходит программа off. Концерты на уличных сценах проходят с 12 дня
и до 7 вечера,
а с
8 вечера начинается основная программа. Помимо этого, публику развлекают
семинарами и
мастер-классами, а также видео-версиями концертов, проходивших в Монтре в
минувшие годы. По ночам в Sudio 41 выступают самые модные ди-джеи (числом более
200 на все
время проведения феста).
Первый концерт, который нам удалось услышать в "стационарном" режиме - дуэт Чика Кориа (Chick Corea) с вибрафонистом Гэри Бёртоном (Gary Burton), проректором колледжа Бёркли. Музыканты исполнили программу с 37-летней давности альбома "Crystal Silence", записанного для ECM. В последнее время Бертон и Кориа концертируют с ней по всему миру - заезжали в том числе и в Москву. Мягкие, нежные аранжировки навевают ассоциации с "Танцем феи Драже" из Щелкунчика: композиции неспешно перетекают одна в другую, как картинки в волшебном фонаре.
Но мне хочется чего-то пободрее. Поэтому я отправляюсь на сет Beastie
Boys. Милые нашему сердцу три подонка в шляпах: Mike 'Mike D' Diamond, Adam
'MCA' Yauch и Adam 'Adrock' Horovitz - выступают в Монтре дважды,
первый концерт состоит из громадного микса хитов, а второе выступление
посвящено выходу нового альбома "The Mix-Up" - инструментального и очень
funky. Надо сказать, BB и раньше радовали народ инструментальными композициями
(чего стоит одна "Sabrosa" с альбома Ill Communication), однако
лишь сейчас заматеревшие хип-хоперы решили картинно замолчать, словно призывая
нас оценить, есть ли в группе что-то ценное помимо текстов. Полагаю, что ответ
на этот вопрос очевиден. Став законодателями стиля, эти нью-йоркские стиляги
смогли заставить
публику полюбить скретчи и фетровые шляпы: скретчи они используют в качестве
ударных, а шляпы носят в сочетании с совершенно невообразимыми очками,
футболками и рубашками размера XXL.
Два с лишним часа трио развлекается на полную катушку, смешивая в один большой
микс все любимые хиты - от "Off The Grid" и "The Rat Cage" до
фирменной дразнилки про уоки-токи. Горовиц непрестанно подбивал зал крякать и
издавать другие забавные звуки, чем немало развлекал всех участников действа.
Вопреки анонсам, на следующий вечер программа меняется несущественно: в нее
просто добавляются инструменталы, воспринимающиеся как intro перед основными
композициями. Однако энтуизиазма публики это нисколько не убавило: во второй
день народу на концерте было не меньше, чем в первый.
Продолжение следует...
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)