Когда говорят о том, что одним из предков рок-н-ролла был блюз - обычно забывают сделать небольшое уточнение. Разумеется, это был не блюз в чистом виде, и даже не ритм-н-блюз. Корни рок-н-ролльной ритмики следует искать в jump-blues с его задорными синкопами внахлест, действительно чем-то напоминающими бег вприпрыжку. Один из ярчайших представителей этого направления вошел в историю и как исполнитель одного из первых настоящих рок-н-роллов. Его имя Джозеф Вернон Тёрнер (Joseph Vernon Turner, 1911-1985). Он же Большой Джо, он же Босс Блюза.
Карьера этого жизнерадостного здоровяка началась еще в середине 30-х, когда никакого рок-н-ролла еще и в помине не было. Большой Джо выступал в Карнеги-Холле и записывался с с трубачом Hot Lips Page, с равным успехом исполняя джаз, блюз и буги. К сожалению, записанный Тернером и Пейджем блюз "Cherry Red" (1938) сейчас чрезвычайно трудно найти. Даже среди переизданных в 1971 году "RCA-Victor" записей Пейджа конца 30-х этот номер не значится. Еще труднее отыскать самую первую версию знаменитой "Roll 'Em Pete", которую Тернер записал в компании пианиста Питера Джонсона (Peter Johnson) в 1938 году.
Работы Босса Блюза 40-х годов также нуждаются в некоторой систематизации. Масса двухпесенных пластинок на 78 оборотов каждая была выпущена им на самых разных фирмах - от более-менее респектабельной "Decca" ("Piney Brown Blues", "Careless Love", "Rocks in My Bed") до ныне известной лишь историкам блюза "Alladin" ("Battle of the Blues") и совсем уж крошечной "Stage" ("Around the Clock"). Даже "My Gal's a Jockey", которая в 1947 году стала всеамериканским хитом в категории ритм-н-блюз, сейчас затерялась где-то в каталогах "National Records". Так бы и метался Тернер с одной "этикетки" на другую, но все изменила чистая случайность. Однажды Большой Джо подменял вокалиста Джимми Рашинга в составе оркестра Каунта Бейси на концерте в "Apollo". Зашедший на огонек Ахмет Эртеган (Ahmet Ertegun), босс стремительно набиравшей обороты в те дни "Atlantic Records", тут же предложил громогласному певцу выгодный контракт.
Благодаря "Atlantic", работы Большого Джо с начала 50-х не надо кропотливо выискивать по песенке. Потрясающая блюзовая баллада "Chains of Love", с которой началось его сотрудничество с этой фирмой, была первой в списке его хитов нового десятилетия. Рок-н-ролл - музыка молодых? Но когда вышла вне всяких сомнений рок-н-ролльная "The Chicken and the Hawk", Тернеру было уже за сороковник...
Многие хиты Тернера позже прославили других исполнителей, а сам он оказался в тени. Между тем, и "Sweet Sixteen", которую сейчас связывают исключительно с B.B.King, и "Honey Hush", вошедшая в репертуар "киллера" Джерри Ли Льюиса, и великая "Shake, Rattle & Roll", широко известная публике в несколько ускоренном и подсушенном исполнении Билла Хэйли, впервые были записаны именно Боссом Блюза. Кстати, уже в 60-х Тернер и Хэйли некоторое время работали вместе.
Ничто не возникает ниоткуда. Тем, кто верит, что новые музыкальные стили действительно могут появляться каждый год волей умных дядь из продюсерских центров, следует ознакомиться с настоящим сборником в первую очередь. Рок-н-ролл есть следствие чуть ли не пятнадцать лет копившейся в джазе и блюзе "критической массы" новых элементов. И лишь таким могучим мужикам, как Большой Джо, было под силу сделать их бурную реакцию хоть сколько-нибудь управляемой.
Дата рождения:
3 ноября 1907
1971 – Родился Джонни Гринвуд, британский музыкант, соло-гитарист группы Radiohead. Гринвуд — мультиинструменталист, кроме гитары он играет на скрипке, органе, фортепиано, банджо и губной гармонике. Журнал Rolling Stone поставил Гринвуда на 48-е место в списке 100 величайших гитаристов всех времен »»
Ike TURNER (1931)
Billy SHERRILL (1936)
Art GARFUNKEL (1941)
Peter NOONE (1947)
Bryan ADAMS (1959)
Ryan ADAMS (1974)