Фестиваль "Роза мира", музыкальная часть которого отгремела в Москве на прошлой неделе, впечатляет не столько размахом, сколько всеобъемлемостью - даже на фоне ставших привычными в последние годы в столице масштабных фестивалей "мировой музыки", экзотических фотографических и визуальных выставок и ретроспектив дальневосточного кино. За месяц - с 19 октября по 19 ноября в рамках фестиваля одновременно должно пройти все вышеперечисленное.
Под все мероприятия подведена цельная концептуальная база. В основе ее лежит тот факт, что "Роза мира" распускается "под зонтиком" Шанхайской организации сотрудничества, в которую, помимо России, входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Искусство этих стран и представлено на фестивале, который сами устроители предпочитают именовать "форумом культурных пересечений". Хотя ШОС была создана в 2001 году, культурный и торговый обмен между этими странами осуществляется тысячелетиями - потому что именно по ним пролегал Великий шелковый путь. Не говоря уж о том, что почти все эти страны бoльшую часть двух последних веков входили в состав Российской империи и СССР. Однако за накопившиеся с 1991 года 15 лет количественные изменения на постсоветском культурном пространстве превратились в качественные. Недаром, открывая каждое мероприятие фестиваля, его инициатор, - рекламист, журналист, (а с недавних пор - и театральный режиссер) Федор Павлов-Андреевич подчеркивал, что пора забыть словосочетание "среднеазиатские республики" и научиться выговаривать "государства центральной азии".
Что касается собственно музыки - в рамках "Розы мира" прошли три
концерта: 25 и 26 октября в весьма подходящем для этого "Доме" на
Новокузнецкой звучала таджикская суфийская музыка в исполнении ансамбля
Давлатманда Холова (местами живо напомнившая по силе воздействия
известный концертник Пейджа - Планта с участием индийских а арабских
музыкантов) и киргизское обрядовое пение известных уже московским слушателям
музыкальных акробатов братьев Джунушевых.
А открылся фестиваль совместным гала, в котором приняли участие восходящая
звезда world musiс из Узбкекистана Севара Назархан и хорошо известные в
мире этно-музыки русские музыканты Сергей Старостин, Сергей Клевенский,
авант-джазмен Владимир Волков и электронщик, бывший участник Странных
игр, мэтр Владимир Сологуб. По словам организатора гала
Александра Чепарухина, это была попытка перейти от простой демонстрации
звезд world music к тому, чтобы самому создать для них контекст, в котором они
могли бы наиболее полно раскрыть свой потенциал.
В качестве же центрального события, пестика "Розы мира" было
задумано мультимедийное шоу Андрея Бартенева "Ветер цветов
солнца", состоявшееся в понедельник 23 октября на сцене театра Et Cetera.
Рассказывая о перформансе, Павлов-Андреевич просил забыть о Бартеневе -
авангардном дизайнере и клубном персонаже: перед нами должен был предстать
Бартенев-режиссер и серьезный актуальный художник. Часовое шоу с участием 50
музыкантов со всех уголков огромного евроазиатского континента действительно
оказалось в высшей степени показательным.
Когда четверо танцоров в типично бартеневских одеяниях оттанцевали под
сочинение Владимира Мартынова для четырех роялей "12 побед
короля Артура" и в установленном Бартневым порядке друг друга начали
сменять рассевшиеся в круглой чаше-амфитеатре певцы и исполнители в пестрых
национальных одеяниях, детский академический хор и детский ансамбль
"Веретенце", зрители довольно быстро начали хлопать после каждого
номера (благо, они действительно были изумительными) - несмотря на то, что во
вступительном слове было прямо выражено пожелание не делать этого, а
воспринимать перформанс как единое целое. Шоу распадалось на отдельные
прекрасные номера, несмотря на единую сценографию, предложенную пятичастную
программу и проецировавшееся на огромные экраны видео, на котором время от
времени возникали надписи на разных языках, выполненные поэтом-гиперполиглотом
Вилли Мельниковым. Окончательно это ощущение сгустилось, когда в качестве
кульминации действа на сцену вышла в своем "марсианском" виде
Жанна Агузарова, исполнившая под синтезатор песенку из своего обычного
клубного репертуара и, а капелла, народную песню "Яхонты". Это было
здорово, но нужно было приложить усилие, чтобы вспомнить, что это не обычный
сборный концерт, а нечто большее.
Причины этого понятны. Где-нибудь в Нью-Йорке, где человек в расшитом золотом халате одинаково естественно выглядит и на сцене, и на улице, переплетение разнообразных "мировых музык" воспринимается как неотъемлемая часть жизни. У нас же в Москве, где человек в тюбетейке вызывает у властей жгучее желание немедленно проверить регистрацию, экзотические цветки выращивать непросто. Но необходимо. И очень хорошо, что организаторы обещаются высаживать "Розу мира" на подмороженную московскою почву ежегодно.
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)