19 октября в рамках проекта "Россыпь звёзд" состоялся двухчасовой DJ-ский дебют Хелависы (Наталья О'Шей). И уже не за горами концерт Мельницы в Лужниках - переломный момент в жизни группы, выход её на новый уровень. А пока в Москве сыро и дождь, мы укрылись в тёплых стенах кофейни неподалеку от МГУ. Наталья здесь, именно Наталья, так не похожа на ту, что привыкли видеть на выступлениях. В толпе вы бы прошли мимо. Просто девушка с выразительными глазами, за столиком кафе пьющая чай. Оно и к лучшему, можно спокойно поговорить о делах насущных. Образ Хелависы приобретает новые грани, открываются маленький тайны о том, что для неё действительно важно.
Звуки.Ru - Скажите, как вам ваш DJ-ский опыт?
Хелависа - Всё прошло к обоюдному удовольствию, хотя народу было и немного. Я собрала двадцать пять песен и постаралась, чтобы они друг к другу подходили. Микс из современного фолк-рока и старого рока 70-х: этакая психоделическая фолк-рок дискотека.
Звуки.Ru - Вы вначале так испуганно смотрели на DJ-ский пульт:
Хелависа - А я в первый раз такое увидела, и совершенно не подозревала, как с ним обращаться. Но я сообразительная.
Звуки.Ru - От такого необычного опыта перейдём к вашей музыке. Ваш новый альбом называется "Зов крови". Почему так кровожадно?
Хелависа - Есть у нас песня - "Зов крови", она не столько кровожадная, сколько суровая. В принципе, для меня зов крови - это роман Джека Лондона "Зов предков", который по-английски называется "The Call of the Wild". Так что это не вампирская романтика, а нечто совсем другое, какая-то дикость.
Звуки.Ru - В одном из своих интервью вы говорили, что Мельница собралась не как группа единомышленников...
Хелависа - Мы понимали, что у нас нет ни времени, ни способностей набрать действительно состав единомышленников. Классические музыканты от нас прошлой осенью ушли, так что новым мы сказали честно: "Ребят, мы хотим пригласить вас как сессионников". Но случилось нечто, что я могу назвать только чудом. Все они после второго же концерта объявили, что хотят играть эту музыку, хотят работать в этом коллективе постоянно. С тех пор ни у кого не возникало порывов куда-либо из Мельницы направиться.
Звуки.Ru - У Мельницы и Clann Lir есть какие-то общие участники, кроме вас?
Хелависа - Нет, только я. Но мы иногда приглашаем нашего виолончелиста Алексея Орлова поиграть в Clann Lir, кроме этого, Татьяна Струнина очень часто помогает мне на хелависниках, вместе с музыкантами Мельницы. А вот третья группа - проект Romanesque - пока что находится в замороженном состоянии. Задумка была хорошая - арфовое трио. Это красиво, у нас такого совершенно нет.
Звуки.Ru - Вернёмся к альбому. Презентация назначена на 1 декабря в ДК Ленсовета, то есть в Питере на день раньше, чем в Москве.
Хелависа - А у нас почему-то такая традиция. Мы и первый альбом презентовали в Питере сначала, и "Перевал". И вот "Зов крови" тоже. Мы хорошо относимся к Петербургу, и нас там тоже любят.
Звуки.Ru - И не тяжело будет отыграть концерт в Питере, ночь в поезде, и сразу концерт в Лужниках?
Хелависа - Конечно, тяжело. А что делать? Страшно. Но работать-то надо. Если мы занимаемся этим делом, значит, мы должны отдавать себя этому без остатка. Стараться делать как можно лучше, несмотря на своё состояние.
Звуки.Ru - Есть ли у группы особые ритуалы или слова, которые вы говорите перед концертом?
Хелависа - Мы обычно подкалываем друг друга: "ну что, родной, зажжём?", или там "я приду к тебе на сцене в гости". А потом мы все берёмся за руки, то есть вот так (складывает руки вместе и протягивает перед собой), и делаем "раз, два, три"- и пошли. А после концерта... Я не вижу, что происходит после концерта, потому что я, как цуцик, сижу на краю сцены и часами даю автографы. Поэтому, когда я возвращаюсь в гримёрку, там обычно все переодетые, расслабленные, и выпит весь кагор.
Звуки.Ru - И никто не рассказывает что там было?
Хелависа - Ой, да никто мне не рассказывает, что было. Всё происходит за моей спиной. И вообще, весь разврат в Мельнице происходит за моей спиной! (смеётся)
Звуки.Ru - Будете придумывать что-то особенное для следующих концертов?
Хелависа - Мы делаем периодически разные вещи. В первую очередь, когда мы играем новые песни. Или вводим новые инструменты, например. И ещё, всё это очень зависит от концерта. Вот в саду Эрмитаж у нас были венки. Была такая идея, чтобы всю сцену усыпать листьями, а на головах венки из васильков. Причём я тогда напрягла бедного нашего директора - Лёшу, что мне нужны именно васильки, не что-нибудь, а васильки! Было такое виденье ситуации. И очень хорошо получилось, на мой взгляд. А к презентации в Ленсоветах и Лужниках мы будем что-то совершенно специальное готовить, но этого я, понятное дело, раскрывать пока не буду.
Звуки.Ru - Вот вы к нам сейчас пришли с лекции. Удивительно, что очень малое число ваших поклонников знают, что вы преподаёте.
Хелависа - И хорошо. Не то чтобы я таюсь. Вот сейчас, в этот вторник, ко мне на современный ирландский в начальную группу пришло 25 человек: есть подозрение, что половина из них пришла на меня посмотреть.
Звуки.Ru - Сколько лет преподаёте?
Хелависа - Преподаю девять лет. Я начала в 97 году, ещё когда училась в университете. Поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию и стала преподавать.
Звуки.Ru - А когда ваши песни вышли на "Нашем радио" и Мельница стала популярной, студенты не прознали?
Хелависа - Студенты прознали. Студенты ходят на концерты. Приходят потом и говорят: "Ой, Наталья Андреевна, ништяк! Нам так понравилось!"
Звуки.Ru - Отношение сильно изменилось?
Хелависа - Разве что уважать больше стали. У меня вид не преподавательский, я выгляжу как девчонка, и мне периодически приходится доказывать каким-то другим старшим коллегам, что я не верблюд, и мне надо не приёмную комиссию, а на кафедру.
Звуки.Ru - Как вы всё успеваете?
Хелависа - Я как бешеная собака, и я не могу валять дурака целыми днями, я от этого начинаю себя плохо чувствовать. Я не страдаю бессонницей, я хорошо кушаю (улыбается). Я занимаюсь верховой ездой, плаваю, причём хожу только в открытый бассейн. Зимой катаюсь на беговых лыжах, на горных тоже начала. Летом - горный туризм и альпинизм. На скалодром тоже хожу.
Звуки.Ru - Вы процитировали однажды Макса Фрая. А другую современную российскую прозу вы читаете?
Хелависа - Честно говоря, не очень. Я периодически перечитываю Петрушевскую - "Дикие животные сказки", потому что это прекрасная книга, А так я, честно говоря, больше люблю классику. Сейчас я читаю Честертона. Детективы про отца Брауна. Либо читаю современную западную прозу. Постмодерн, Перес-Реверте, такое люблю. А из русской - Гоголь, конечно, куда же без него. Пушкин, Гумилёв.
Звуки.Ru - У вас очень много песен на его стихи. А из ирландских поэтов?
Хелависа - Мне очень повезло, я знакома лично с нынешним ирландским нобелевским лауреатом Шеймасом Хини. Я работала с поэтессой Нулой Ни Гоунал. Вообще в Ирландии очень сильная литературная традиция. Она не иссякает.
Звуки.Ru - В вашем ЖЖ много фотографий с животными. Вы в "Greenpeace" не состоите?
Хелависа - В "Greenpeace" не состою, но у меня есть собственная общественная кампания по привлечению внимания людей к фотографам со зверями, потому что это такая дырка в нашем законодательстве. У нас нет никакого ограничения для использования животных в частной индустрии развлечений. Поэтому я периодически размещаю посты, но что я могу сделать? У меня нет денег, у меня есть некоторое влияние. Я просто могу рассказать людям о том, что очень многие фотографы, которые держат зверей: леопардят, медвежат, крокодилов, - абсолютно чудовищно с ними обращаются. Они покупают животных у браконьеров, они плохо их содержат, они накачивают их психотропными препаратами, чтобы животные никуда не ползали. Чудовищная история, как у фотографов в Краснодарском крае изъяли двух детёнышей дальневосточного леопарда, который вообще самая редкая кошка в мире. И они оба погибли. Оба зверька. Настолько ценные звери, их всего 11 пар в зоопарках. Да, плюс ещё к этому, надо запретить бродячие зверинцы. Потому что это ещё хуже, чем те фотографы. Это ужас нечеловеческий. Это кардинально маленькие клетки, это дурное питание, это звери, которые выживают в три раза меньше, чем они могут прожить в нормальных условиях.
Звуки.Ru - А может, стоит написать песню, с призывом?
Хелависа - У меня есть инструментал, готовый, "Леопард в городе", который мы будем делать полным составом, я надеюсь. Но я бы хотела сделать благотворительный концерт. С хорошим видеорядом, чтобы народ знал, что происходит. Многие даже не представляют, что такое этот дальневосточный леопард. Почему не надо фотографироваться с общипанными орлами. Хочется сделать что-то, не из-за того, чтобы влезать в общественную деятельность, просто я очень люблю животных. И если я могу что-то сделать, давайте я это сделаю.
Звуки.Ru - Полностью с вами солидарна. И у меня последний вопрос, совершенно не относящийся ни к одной из упомянутых выше тем. У вас на форуме, на официальном сайте, я заметила интересную особенность - у всех пользователей не стандартные статусы, "модератор" там, "админ" или "юзер", а совершенно необычные, так или иначе связанные с Кубой: "настоящий кубинец", "личный друг Фиделя", "надежда кубинской революции", у вас - "La loca Cubana". Скажите, а с чем это связано?
Хелависа - О-о-о, это традиция, уходящая корнями в глубокую древность.
Это я как-то раз рассказала на концерте анекдот про кубинцев:
Фидель Кастро произносит с трибуны речь, с сигарой.
- Кубииинцы!
Кубинцы, худые, голодные:
- Ооо, Фидель!
- Враждебные американские голоса говорят, что мы можем только петь, курить и
танцевать... Это не так, кубинцы!
Они:
- Нет, нет, Фидель!
- Это не таак, кубинцы!
- Нет, нет, Фидель!
(тут Наталья ловит ритм)
- О! Это не так, кубинцы, нет-нет, Фидель. Это не так, кубинцы, нет-нет, Фидель..."
Я рассказываю этот анекдот и аудитория присоединяется. И отсюда, когда стали
делать форум, появилась идея, что все мы - кубинцы.
Вот на этой весёлой нотке мы и разошлись.
Мельница — российская фолк-рок группа. Основана 15 октября 1999 года в городе Москва.
Подробности из жизни:
Состав:
Наталья О’Шей («Хелависа») — вокал, ирландская арфа, перкуссия, акустическая гитара, стихи, музыка, аранжировки
Сергей Заславский — флейта, мелодика, жалейка, саксофон, аккордеон, варган, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Орлов — виолончель, мандолина, аранжировки (с декабря 2005г.)
Алексей Кожанов — бас-гитара, акустическая гитара, аранжировки (с декабря 2005г.)
Дмитрий Фролов — ударная установка, аранжировки (с декабря 2005г.)
Сергей Вишняков — акустическая гитара, электрогитара (с февраля 2010г.)
Александр Степанов («Грендель») — гитара, перкуссия, вокал, музыка, аранжировки (с октября по декабрь 1999г., 2001-2007гг.)
Алевтина Леонтьева — вокал, бэк-вокал, стихи (2006-2007гг.)
Мария Цодокова (Шанти) — вокал, бэк-вокал (2004г.)
Ирина Ширяева — вокал, бэк-вокал (2005г.)
Ден Скурида — гитара, перкуссия, вокал (1999-2002гг.)
Мария Скурида — скрипка, бэк-вокал…
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)