1 июля 2006 года. Парк "Эрмитаж". Фестиваль "Остров Света".
Фестиваль "Остров Света" стартовал под низкими, свинцово-серыми тучами и мелким, будто из разбрызгивателя, унылым дождиком. Не самое воодушевляющее начало. К тому же уже было известно, что главное блюдо первого дня, великолепная британская группа Jethro Tull, появится перед публикой даже не в том составе, который мы имели счастье лицезреть в прошлом году: новости обещали смену всех музыкантов, кроме основателя Яна Андерсона (Ian Anderson) и бас-гитариста Джонатана Нойза (Jonathan Noise). В довершение всех непоняток пространство перед главной сценой оказалось организовано не слишком рационально: прикрытые тентом VIP-места практически загораживали вид для стоящей публики. Сомнительное со многих точек зрения выступление Роджера Уотерса на Красной площади еще было свежо в памяти, и никто не хотел второго такого же облома. Возможно, именно поэтому дневной приток публики на фестиваль был невелик, и выступление на малой сцене оригинальной и небезынтересной команды Нагуаль, равно как и Омара Торреза, прошли практически малозамеченным.
Однако ближе к вечеру генерируемый чудо-островом свет начал-таки оказывать свое животворное воздействие. Потихоньку расползлись над центром города тучи. Организаторы фестиваля пошли публике навстречу и пустили поближе к сцене всех, кто смог вместиться в огороженное пространство. Выбор разогревающего коллектива тоже был неплох. Трио Белый Острог, состоящее из гитары, скрипки и саксофона, рубилось с таким драйвом, которого порой черта с два дождешься от наикрутейшей металлической группы. Выступающая ныне с дуэтом саксофонистка Аня Королева, как выяснилось, неплохо поет. А финальное "посвящение Джимми Хендриксу", во время которого акустическая гитара наяривала через "вау-вау", а скрипач склонялся перед мониторами, вызывая фидбэк на себя, окончательно убедил собравшихся в том, что все теперь будет отлично.
Сами Jethro Tull впорхнули на сцену под невесомые акустические пассажи "Living In The Past". Новый гитарист Флориан Опале (Florian Opale), колоритный усатый и курчавый немец, вопреки опасениям, оказался очень неплох. Старина Мартин Барр может гордиться столь уверенным продолжателем своего дела. Боевое крещение Флориан, кстати, получил в группе небезызвестного Грега Лейка, так что нет никаких сомнений - электрогитара Jethro Tull по-прежнему находится в надежных руках. Если какие-то сомнения и были, то после "Skating Away On The Thin Ice Of The New Day", где от правильного взаимодействия двух гитар зависит очень многое, их не осталось совершенно.
Дополняли нынешний состав группы Джеймс Андерсон (James Anderson, сын Яна) на барабанах, а также клавишник и аккордеонист Джон О'Хара (John O'Hara). Жаль, что по старинному обычаю на рок-концертах разрешено фотографировать лишь первые три песни. Ибо именно на четвертом номере на сцене появилась красавица-скрипачка Лючия Микарелли (Lucia Micarelli). Известно, что оригинальная партитура "Life Is A Long Song" включает партии струнных. Однако, их там целый квартет. Но эта изящная брюнетка играла настолько плотно и насыщенно, что смогла заменить его чуть ли не в одиночку. Да и в "Mother Goose" ее скрипка смогла удачно заменить партии деревянных дудочек. А уж скрипичное соло на темы Сибелиуса и вовсе было выше всяких похвал.
В этот раз Jethro Tull были особенно щедры на приятные сюрпризы. В этом смысле их нынешнее выступление перед московской публикой смело можно считать самым лучшим. Было просто непонятно, чего ждать от музыкантов в следующий момент. Цыганской импровизации на темы Нино Рота? Блюзовой вариации "Турецкого Марша" Моцарта? Кстати, интересная идея: вот написано в названии, что это марш, и мало кто додумается, что из этой темы выйдет неплохой блюз. Но для Андерсона и компании это нормально: вспомните, ведь и любимая ими "Буря" И.С. Баха в оригинале далеко на шаффл.
Из "Thick As A Brick" игрался куда больший фрагмент, чем тот, что обычно изымается на сборники вроде "Repeat The Best" 1977 года. А когда на публику обрушился до боли знакомый и до синяков на коленях от упавшей челюсти неожиданный здесь "Kashmir" Led Zeppellin, народ, словно загипнотизированный, начал трясти головами и показывать сцене "united". А в задних рядах над головами взвился британский флаг. Надо сказать, что взаимоотношения музыкантов Jethro Tull и Led Zeppelin всегда носили какой-то странно усложненный характер. Словно бы за ними всегда стоял некий тайный пакт о вооруженном нейтралитете. Однако мистер Андерсон никогда не упускает случая подпустить шпильку-другую в адрес собратьев по золотым годам британского рока. В этот раз шпилька была носила сугубо музыкальный характер и потому была особенно удачной и изящной.
Дальше были "Aqualung" с ее трогательным "телефонным" вокалом в припевах, с каждым годом все более мрачнеющая и матереющая "My God", а на бис - разумеется, забойная "Locomotive Breath". На этом концерт и закончился. Последние несколько номеров даже публика в сидячих рядах приветствовала группу стоя. Тучи над городом практически разошлись, и путь домой под пылающим закатом небом воспринимался теперь, как продолжение шоу.
Ян Андерсон - истинный рокер в превосходном смысле этого слова. Его ужимки, прыжки и межпесенные комментарии - безостановочное шутовство. Он может петь, всхрапывать и причмокивать через звукосниматель своей флейты, или же, приставив инструмент к причинному месту, знаками объяснять партеру, насколько привлекательна для мужчин скрипачка группы во время своих зажигательных соло. Но вся эта клоунада происходит не на ровном месте. Как в личных музыкальных талантах, так и в выборе коллег для совместного музицирования старине Яну по-прежнему нет равных. Да, такой концерт никакой плей-лист mp3-проигрывателя не заменит...
P.S. К сожалению, из программы фестиваля выпадает выступление Аквариума - по причинам проблем со здоровьем у Б. Гребенщикова. Однако "Остров Света" уже доказал свою способность держать удары Мировой Энтропии и Гомеостатического Мироздания. Так что продолжение фестиваля нас вряд ли разочарует. К тому же, чудеса на этом острове в бетонном океане города еще случаются...
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)