После отмены фестиваля Herzberg Classics в августе 2003 года доверие к организаторам этого и "большого" Херцбергского фестиваля было практически потеряно. Спустя несколько месяцев из команды под руководством Калле Беккера ушел Ли Освальд, вытянувший на себе Херцберг-2003.
В сентябре 2003-го в Интернете открылся сайт www.burgherzberg-festival.de. Этот сайт не был зеркалом сайта Think Progressive, имел другой дизайн и сообщал, что его владельцы, фирма Herzberg Festival GmbH, занимаются организацией в 2004 году фестиваля Burg Herzberg Open Air на известном всем старом месте и что руководит всем этим Андреас Шнелль, работавший с Калле до 2000 года. Андреас фактически вызвал Калле на дуэль. Первым делом он назначил фестиваль на третьи выходные июля, как это всегда было у Калле. Честному сорвенованию двух фестивалей Калле предпочел путь бесчестный, путь инсинуаций в адрес соперника, и обрушился на Андреаса со всем своим увядшим талантом. Первый бой он быстро сдал - скрипя зубами, назначил свой фестиваль не на те же дни, что и Андреас, а на неделю позже, к большому облегчению публики, которая хоть и была скорее на стороне Андреаса, но считала, что два Херцберга в любом случае лучше чем один. Поскольку ни Андреас Шнелль, ни Калле Беккер не собирались отказываться от названия "Херцберг", чтобы как-то различать фестивали, придумались названия "Херцберг-Вест" (Андреас) и "Херцберг-Ост" (Калле).
Предварительный состав участников Херцберга-Вест был оглашен зимой. Хэдлайнером были Hawkwind, вместе с ними приезжали из Англии их друзья-товарищи, группа Mr. Quimby's Beard, были старые знакомцы Guru Guru, Caravan, Birth Control, Trigon, Оле Луккойе - родная компания, обещавшая знакомый кайф от фестиваля. С Херцбергом-Вест все было ясно. Андреас спокойно и уверенно делал свое дело, о своих новостях сообщал на своем сайте и на форуме Think Progressive, мнение форумчан было для него важно. Форумчане в какой-то момент загорелись идеей устроить в дни фестиваля сейшн в палаточном городке Freak City. Неожиданно для всех на эту идею откликнулся Андреас и предложил им - ни много ни мало - открыть фестиваль часовым выступлением на главной сцене.
Большинство присутствовавших на Херцберге-Вест согласилось потом, что по организации это был лучший фестиваль из всех к тому времени проведенных. Электричество не вылетало, бытовых проблем не было никаких - ни с водой, ни с туалетами, ни с торговыми точками. Расписание пунктуально выдерживалось, разве что случился один форс-мажор (о котором ниже). Атмосфера была мирной и ненапряженной, именно такой, какая и должна быть на Херцберге.
Первый день, четверг, был отдан немецким группам. Открыл фестиваль тот самый интернетовский сейшн-бэнд. С музыкальной точки зрения интересного ничего в нем не было, но людям на сцене происходящее явно доставляло удовольствие, а большего для открытия фестиваля наверное и не нужно. Из дневных пятничных выступлений запомнился концерт группы Рэнди Хансена (Randy Hansen), игравшей музыку Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Звук и энергетика те же, а сам Рэнди Хансен внешне чертовски похож на Хендрикса, так что даже и глаза закрывать не надо. Звездами второго дня были ветераны Херцберга Birth Control. Ночь пятницы была отдана другим ветеранам - Guru Guru, чей стиль я определил бы как полеты между психоделией и приколом, их музыка на ночь подошла как нельзя лучше.
В субботу не вполне повезло с погодой, со сцены даже объявили о штормовом предупреждении на этот день. Шторм действительно налетел, аккурат между двумя дневными концертами, минут двадцать рвал и метал, оставив после себя на несколько часов серое небо. Тучи ненадолго рассеялись во время вечернего выступления Caravan, заходящее солнце проглянуло и осветило сцену, устроив вполне подходящий к музыке сценический эффект. После Caravan выступала шведская группа Anekdoten, и во время их выступления внезапно налетел еще один шторм, да посильнее дневного. Anekdoten прервали выступление, произнеся фразу дня: "I think, God wants us to stop". Народ бросился врассыпную.
Шторм утих только через час, и после него никаких намеков на продолжение концертов не наблюдалось. Концерт Hawkwind по расписанию должен был начаться в 23:00, но и в это время, и в полдвенадцатого над фестивалем стояла тишина. В полночь перед сценой осталось человек двести самых стойких. Сцена была освещена тусклым фиолетовым светом, какое-то движение на ней все-таки имело место, но масштаб активности явно не соответствовал выступлению хэдлайнера. И все-таки вскоре сцена осветилась, свои места на ней заняли три музыканта и Андреас Шнелль объявил выступление Hawkwind. В первую минуту было ощущение, что меня, вот лично меня, банально надули, подсунули поддельный товар, что половина группы отстала от поезда или самолета, а оставшиеся делают хорошую мину при плохой игре. Ощущение укрепилось, когда басист Алан Дэйви (Alan Davey) подошел к стоявшему на сцене компьютеру и нажал на кнопки - они что ж еще и под фонограмму играют? От компьютера понеслись какие-то космические звуки - шелест, перезвон, писк и треск. Прошло несколько секунд и они как ударили по струнам! Напор был такой, что любым молодым экстремалам в пример можно ставить. Крышу снесло сразу, потому воспоминаний от концерта осталось немного. Общее ощущение было, будто сидишь на берегу Подкаменной Тунгуски и наблюдаешь приземление того самого корабля пришельцев, разве что вспоминаются минуты передышки, когда одна композиция уходила, и оставался тот самый космический шелест, потом уходил и он, потом басист снова подходил к компьютеру, глюки запускались по новой и снова мужики терзали струны. Очнулся я уже когда троица исполняла на бис рок-н-ролльный номер "Brainbox Pollution" - рок-н-ролл из общей канвы хоуквиндовского выступления как-то выбивался.
Открывая воскресную программу, Андреас сказал: "Я и мои товарищи по команде должны сказать вам, что произошедшее вчера, с грозой и Hawkwind, нас глубоко потрясло, это было настоящее духовное переживание и мы находимся под сильным впечатлением, как, думаю, и вы все". Тут он попал в точку. Воскресную программу открыла группа Оле Луккойе, публика на них хорошо оттянулась. После питерцев выступили три или четыре регги-группы из разных далеких стран, а завершил фестиваль ретро-оркестрик под названием 17 Hippies.
Через четыре дня после окончания Херберга Вест начинался Херцберг-Ост. Программа его была объявлена где-то в мае, возглавляли ее Jethro Tull, из известных имен на афише стояли Amon Duul II, Groundhogs, Carl Palmer, Blodwyn Pig, Slade и Sweet. Та афиша однако сразу же стала терять актуальность, поскольку от объявленных коллективов одно за другим пошли сообщения об отказе участвовать в фестивале. За несколько недель до своего начала Херцберг-Ост разваливался на глазах. О том, кто все-таки будет выступать, никакой новой информации так и не появилось. И все же фестиваль состоялся. Согласно афише, красной строкой в первый день должны были играть Amon Duul II, но в назначенный час на сцене они не появились, вместо этого с сольным акустическим концертом выступил их гитарист Крис Каррер. Программу пятницы возглавляли Jethro Tull, они из кожи вон не лезли, отыграли свой сет ровно, без страсти. После их концерта я фестиваль покинул - бардак там был невообразимый, ни природа, ни публика на хорошее времяпровождение не настраивали. Оставаться не имело смысла, это было бы потерянное время. Этим фестивалем закончилась карьера Калле Беккера, с тех пор он уже ничего больше не организовывал и ушел на покой. Теперь на Земле остался только один Херцбергский фестиваль.
Следующий год до Херцберга-2005 прошел без скандалов и происшествий, и в третью неделю июля все снова встретились на старом месте. Начал фестиваль, как и в прошлом году, session band, неплохо поиграли. Вторым номером в четверг играла группа Colour Haze. Название намекало на Хендрикса и психоделию, звук гитары был достоин Хендрикса, с психоделией проблем тоже не было. Музыка нетривиальная, затейливая, затягивающая. Хотелось правда какой-то широты, большей объемности, тут им еще есть куда расти, благо группа молодая. В полночь выступал квартет The Amber Light из Висбадена, молодые ребята лет 20-22. Певец-гитарист сразу всех очаровал, когда в первой песне стал играть смычком по струнам электрогитары. Все помнят, как изобретатель этого приема Джимми Пейдж (Jimmy Page) извлекал таким манером звуки тонкие и визжащие, от которых мороз по коже, но этот парень нашел другой звук - из-под его смычка выходили плотные крепкие аккорды, нагнетающие драматизм. В целом их музыка это что-то меланхолично-энергично-драматическое, правда некоторые номера можно было отнести к более или менее стандартному инди-року.
Пятница началась с концерта Anekdoten, чье прошлогоднее выступление было прервано штормом, в этом году им удалось-таки доиграть свой сет до конца. Вторым номером выступила группа Audience. Группа эта воссоединилась недавно после тридцати с лишним лет паузы. Играют они что-то тяготеющее к психоделии, особенно интересен там духовик, играющий на сопрано-саксофоне и флейте через разные примочки вроде "квака". Он дудел сразу в два микрофона, звук с одного из них видимо оставался нетронутым, а с другого шел на примочки, чаще всего будучи по высоте сдвинут на квинту по сравнению с оригиналом. Лидер группы, грузный немолодой улыбчивый дядька, пел и играл на акустической гитаре, электрогитары в группе не было. Из их программы запомнилась необычная версия битловской песни "I wanna be your man". Песня была медленная, задумчивая, немного напряженная, даже как будто висящая на нерве, с припевом скороговоркой. Audience сделали с ней примерно то же самое, что сделал когда-то Джо Кокер (Joe Cocker) с другой битловской композицией, "With a little help from my friends".
Следующим номером должны были выступать Love with Arthur Lee. Однако ко всеобщему огорчению организаторы объявили, что группа выступит без Артура Ли, что никто не знает где он и что он даже к самолету не явился. А в группе Love самое главное и самое трогательное это все-таки голос Артура, это исторический факт и от этого никуда не деться. Взявший на себя вокал гитарист Love Расти Сквизбокс (Rusty Squeezebox), при всем моем к нему уважении, певец был никакой. Программа, как и следовало ожидать, включала в себя целиком эпохальный альбом 1967 года "Forever Changes", а также три-четыре других песни. Из состава группы 60-х годов на сцене был только один музыкант, гитарист Джонни Эколс (Johnny Ecols). Ему в группе явно была отведена роль свадебного генерала - его гитару было слышно за весь концерт всего раза три. Зато в эти три раза было слышно, что это именно та самая гитара, которая звучит на любимом альбоме, и, стало быть, эти люди играют перед нами не просто так. На бис Джонни Эколс даже спел песню "Signed DC". Но все это впечатлению не помогло, облом был слишком силен.
В 9 часов вечера на сцену вышли другие динозавры - Big Brother And The Holding Company. Их певица, эффектная мулатка София Рамос (Sophia Ramos), сильно проигрывала по вокальным данным Лизе Миллс (Lisa Mills), выступавшей с Big Brother на Херцберге-2001, с Джанис Джоплин сравнивать и вовсе смысла не было. В 23:00 на сцену вышли Ozric Tentacles. В центре внимания был, как ему и положено по должности, фронтмен группы, лохматый чудик Шампиньон (Champignon), аналог "аукционовского" Гаркуши - звуков почти не издает, зато носится по сцене, притягивает на себя всеобщее внимание и создает атмосферу. Выступление было энергичное, яркое; хлесткие сильные звуки налетали нескончаемым водопадом, пульсирующий ритм, быстрая гитара, световое шоу - все слилось в один полуторачасовой с лишним кайф. Потом, кстати, оказалось, что это было последний концерт Шампиньона вместе с Ozric Tentacles и что он покинул группу буквально на следующий день.
Главным событием пятницы стало ночное выступление группы Space Ritual. Это группа, состоящая из музыкантов, игравших в начале семидесятых в Hawkwind, человек семь немолодых дядек во главе с Ником Тернером (Nick Turner). Играют они репертуар Hawkwind того периода, в частности с альбома "Space Ritual", поэтому говорят про себя, что их название это их программа. Выволокли настоящий синтезатор 70-х годов, такой теперь только в фильмах тех лет и увидишь. "You're welcome..." - неспешно начал Тернер, подойдя к микрофону; это звучало как простое приветствие перед концертом, но он продолжал и через несколько строк стало ясно, что это стихи. Один за другим к нему присоединилясь тихие звуки инструментов. На его блестящем пиджаке загорелась спроецированная мандала. Музыка вскоре достигла нормальной громкости, и была она завораживающей. Вот если закрыть глаза, то так и будешь стоять завороженным весь концерт. Однако в Space Ritual играют хитрые дядьки, и они придумали кое-что и для глаз. После вступления на сцене появилась танцовщица, загримированная под кошку и одетая в шубу. Она стала исполнять свои пластические этюды, которые становились чем дальше тем пикантнее. Общее направление музыки весь концерт особенно не менялось - завораживающая, ритмично-пульсирующая психоделия, но вот сочетание ее с эротическим танцем было новым и довольно интересным впечатлением.
Суббота была еще более насыщенной впечатлениями. Сперва порадовали старые знакомые, группа Epitaph. Их веселый, задорный, свежий тяжелый рок подарил хорошее настроение на все выходные вперед. Я в жизни не видел больше никого, кто бы играл с такой радостью, с таким кайфом, как Epitaph. После них выступила группа Jane, немецкие ветераны. В их музыке в общем-то нет ничего особенного, но они в конце 60-х были одной из первых немецких групп, и у всех слушателей от 40 до 50 лет с ними обязательно связаны какие-то личные воспоминания - этакая немецкая Машина времени. Вечерний марафон начался ударно - на сцену вышли Ten Years After и устроили публике радостные и энергичные полтора часа. В девять вечера началось выступление Manfred Mann's Earth Band, это был полнейший успех. Группа явно прочувствовала и приняла в себя атмосферу Херцберга, музыканты кайфовали. Главным событием вечера стала выступавшая следом за Манфредом Манном группа IQ. Группа более чем с двадцатилетним стажем, виртуозные инструменталисты, интересная музыка, арт-рок каким он должен быть. Во время концерта, правда, было у меня подспудное чувство, что все это вторично, поскольку копирует Genesis, но позже я признал, что был неправ. Помимо музыки впечатляло и их видеошоу. После того как музыканты ушли со сцены, на экране еще пару минут шли титры. Это меня почему-то особенно порадовало - идея с титрами к концерту вроде бы такая простая, но видимо мало кому приходила в голову; я такое, во всяком случае, видел впервые. Последний кадр как-то особенно тронул - надпись "Good night, Herzberg!" горела несколько секунд над темной сценой, а потом взорвалась искрами и рассыпалась.
По воскресеньям на Херцберге дух Вудстока и хиппизма обычно потихоньку сходит на нет, не был исключением и этот фестиваль. Утром в воскресенье выступали группы не особенно известные. В середине дня организаторы устроили футбольный турнир, на который собралось несколько команд из числа зрителей и даже одна из числа артистов, это были участники группы Sirqus Alfons. Они и победили в турнире, и сразу же после победы вышли на сцену, получили свой приз и отыграли часовой концерт согласно расписанию - подгадали прямо. Предпоследним номером в воскресенье играл Bukovina Klub Orkestar. Это был вообще никакой не рок, а чистейший воды фольклор, разве что звук скрипки шел иногда через какие-то полупсиходелические примочки. Музыка хоть и была корней украинско-молдавско-румынских, но при этом почему-то очень сильно напоминала стиль ска, давая философствующему наблюдателю любопытный пример единства мира и культуры. Воскресный вечер и весь фестиваль завершал концерт Tito & Tarantula. Стиль этой группы, правда, с хиппи и Вудстоком ничего общего не имеет, но публика все равно порадовалась. На этой ноте и закончился Херцберг-2005. Если в 2004 году после фестиваля 99 процентов отзывов в Интернете были положительными, то в этом году их было уже 100 процентов.
Первое из имен участников Херцберга-2006 назвали в сентябре, да какое - Soft Machine! Ну а потом пошло-поехало, и в феврале с составом участников все уже почти полностью определилось. Среди прочих был в программе Грег Лейк (Greg Lake), который в последние годы уже два раза кидал немецкую публику - объявлял турне, продавал билеты, а потом все отменял. К сожалению та же история вышла и здесь - в марте объявили, что несмотря на подписанный контракт, Лейк выступать не будет, и что на его место поставили Wishbone Ash. Среди участников Херцберга-2006 - древние группы UFO, Kraan, Hatfield & the North, Hoelderlin, сольный проект участника King Crimson Эдриана Белью (Adrian Belew), голландская группа The Gathering, поставленная красной строкой на вечер субботы. Завершит фестиваль в воскресенье группа Herzberg Blues Allstars - это такой искуственно собранный проект, для которого к группе Hamburg Blues Band были добавлены всякие знатные артисты: Крис Фарлоу и Клем Клемсен (Colosseum), Майк Харрисон (Spooky Tooth), Пол Берджесс (Camel, Jethro Tull, 10CC) и Пит Браун, который хоть и не музыкант, но зато автор текстов группы Cream.
Фестиваль Burg Herzberg Open Air пройдет с 20 по 23 июля 2006 года. Всю информацию о нем можно найти на сайте www.burgherzberg-festival.de.
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)