На прошлой неделе в Московском международном доме музыки прошел фестиваль аутентичной (т.е. старинной, исполняемой на старинных же инструментах) музыки под названием "Антиквариум". Казалось бы, этот факт, несмотря на свою отрадность (приятно, что Москва обзавелась своим полноценным историческим музыкальным фестивалем и не вынуждена больше реэкспоритровать питерский "Early music" имеет довольно косвенное отношение к темам, поднимаемым на Звуках.Ру - если бы не одно исключение: выступление английского квартета Red Priest.
Формально этот квартет, собранный блок-флейтистом Пирсом Адамсом (Piers
Adams), исполняет, безусловно, музыку барокко: Вивальди (чье прозвище и
стало названием ансамбля), Баха, Генделя, их малоизвестных предшественников,
причем на самых что ни на есть аутетничных инструментах. Кроме блок-флейты
(точнее, целой батареи блок-флейт, которые Пирс менял с быстротой жонглера),
это скрипка, виолончель и клавесин. Но достаточно посмотреть на фотографию, на
которой виолончелистка Анджела Ист (Angela East) лабает на своем
инструменте как на бас-гитаре, чтобы понять, как далеко то, что делают Пирс
сотоварищи, от чинного академизма. Они кричат, прыгают со стульев, а Говард Бич
(Hovard Beach), садясь за свой клавесин, один раз вообще прошелся в
своем стилизованном камзоле по сцене колесом.
Но это оказались еще
цветочки: во время исполнения одной из частей концерта Вивальди "Зима" (Из
"Времен года"), имеющей программный подзаголовок "когда за окном идет дождь,
приятно у камина послушать рассказы о путешествиях в дальние страны" на
видеоэкране позади сцены вдруг появились виды какого-то тропического острова,
и, пока блок-флейта невозмутимо выводила свою партию, остальные музыканты с
легкостью перенесли акценты своих струнных на слабую долю. Вивальди в стиле
рэгги - это, конечно, нечто!
Но кто сказал, что историческое исполнение не может быть таким? Разве на венецианских карнавалах люди - в том числе и музыканты - вели себя более скованно? Главное, чтобы от всех этих трюков не страдало качество. А оно явно не страдало. Ансамбль прекрасно сыгран - всю двухчасовую программу они сыграли без нот, как рок-группа, - и после каждого соло Адамса на блок-флейте понимающая часть публики (небольшой театральный зал ММДМ был переполнен) разражалась аплодисментами - трудно себе было представить, что эта несложная древняя дудочка, ассоциирующаяся у нас сейчас в основном по унылым руладам аскающих хиппи, может звучать так виртуозно и воистину искрометно.
Упоминание о венецианском карнавале не случайно. Программа Red Priest под названием 'Red Hot Baroque' - это не концерт, а скорее спектакль, или как называют его сами участники, мультимедийное шоу, в котором, помимо исполняемой музыки, задействовано видео, фонограммы, тщательно продуманная сценографии, дизайн света, и пышные сценические костюмы. И содержание этого спектакля - конечно же, символ барокко - карнавал на площади Сан-Марко.
Конечно, то, что делает "Красный священник" (или "Рыжий поп") - это не историческая реконструкция в полном смысле слова. Скорее, блестящая постмодернистская рефлексия по поводу ушедшей эпохи, как в "Казанове" у Феллини или, точнее, в "Контракте рисовальщика" у Питера Гринуэя. Судя по невероятном успеху в России последнего, его землякам стоит заглядывать к нам почаще.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)