Знаменитый струнный квартет из Соединенных Штатов Кронос-Квартет, обладатель многочисленных "Грэмми", на протяжении тридцати лет является самым известным коллективом современной академической музыки. Разрушив все жанровые барьеры, существовавшие для струнного квартета, они изменили наши представления не только о том, каким может быть струнный квартет, но и о том, какой может быть музыка в 21 веке. Многие музыкальные критики считают Кронос лучшим струнным квартетом и одним из величайших музыкальных коллективов. Самые известные современные композиторы писали и пишут музыку специально для Кроноса. Среди них - Филип Гласс, Джон Зорн, Стив Райх, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Хенрик Гурецкий, Кшиштоф Пендерецкий, Мортон Фелдман и другие.
В истории Кроноса - совместные записи и выступления с выдающимися рок-музыкантами (Фрэнк Заппа, Дэвид Бирн и др.), оригинальные версии известных произведений джаза и рока (композиции Орнетта Коллманна, Билла Эванса, Джеймса Брауна, Джими Хендрикса, Элвиса Пресли и др.)
Кронос разительно отличается от других исполнителей "классического" жанра. Даже внешне (экстравагантные костюмы, сценические манеры) музыканты больше напоминают рок-звезд. А исполняемая Кроносом музыка ломает всякие привычные перегородки между академической и этнической музыкой, джазом и роком.
Кронос Квартет дал 6 аншлаговых концертов в Москве в 1997, 1998 и 2004 годах - в последний раз музыканты выступали вместе с финским проектом Kluster. Все концерты были совершенно различными по программе и стилистике, от академического вечера квартетов Шнитке до авангардного театра с инсталляциями и светоэффектами, от обработок рок-музыки Хендрикса до современной электроники Освальда. Российская пресса называла эти гастроли "событием года" и даже "событием десятилетия".
Во время своего нового визита в Россию Кронос Квартет не ограничится единственным концертом. Два концертных вечера познакомят слушателей с двумя разными программами - сборной "Избранное" и с новым концептуальным проектом "Sun Rings".
30 мая
Программа "Sun Rings"
композитор Терри Райли (Terry Riley)
режиссер-постановщик Вилли Вильямс
КРОНОС КВАРТЕТ
ансамбль Сирин
В 2000 году космическое агентство NASA предложило Кронос Квартету использовать
свой архив с записями звуков космоса для создания нового музыкального проекта.
"Я был потрясен, впервые услышав эти звуки, и, осознав, откуда они
исходят, - говорит композитор Терри Райли. -
Мысленно я видел зрителей, путешествующих с Кроносом вокруг планет, слышащих
музыку и хор во время полета в мире звуков далеких планет".
"Космос всегда тревожил воображение поэтов и музыкантов. Древние астрологи
понимали всю важность влияния движения планет на нашу жизнь", - продолжает
он. - Мне кажется, что наше сотрудничество над этим проектом не обошлось без
влияния планет. Хотят ли звезды впустить нас в свои сферы, рады ли они нам?
Думаю, да, иначе наш проект не был бы успешным".
Когда Дэвид Харрингтон, арт-директор Кронос квартета, впервые услышал записи, предоставленные NASA, - свист, странные сирены и удары, собранные за миллионы километров от Земли - они поразили его своим нездешним звучанием. Среди записей были звуки, полученные во время 12 летнего путешествия корабля Voyager к самым дальним планетам солнечной системы - Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну. Картинки, полученные с поверхности Юпитера и колец Сатурна, обошли весь мир, факт существования записи звуков гораздо менее известен.
Мы привыкли воспринимать космос как молчаливый черный вакуум. Считается, что для звуковых волн необходим воздух, которого в космосе нет, а значит, его можно считать полностью беззвучным. Однако, комическое пространство не полностью состоит из вакуума; в нем присутствует газ именуемый плазмой. Плазменные волны имеют характеристики схожие со звуковыми волнами и радиоволнами. Эти волны может улавливать даже простой радиоприемник. С помощью полученных записей удалось установить происхождение звуков: вспышки производят свистящие звуки; звуки, напоминающие голоса птиц, которые назвали "хором" возникают в момент столкновения электронов с магнитными полями, окружающими такие планеты как Земля и Юпитер; заряженные частицы вызывающие северное сияние издают также свистящие звуки. "Звуки космоса погружены в наши земные звуки", - говорит Дэвид Харрингтон.
В визуальной части шоу режиссер Вилли Вильямс постарался передать настроение музыки в целом. Работая в архивах NASA, ему удалось обнаружить редкие снимки, отправленные на Землю с космического корабля Voyager. Сегодня Voyager находится от Земли на таком расстоянии, куда никогда не проникал ни один человеческий объект, и он уходит в космос все дальше и дальше, неся с собой послания с Земли. Вдохновленные идеями и духом создателей космического корабля авторы проекта "Sun Rings" пытаются унести нас в места, где мы никогда не были.
"Я всю жизнь сталкивался с астрономией, - говорит Вилли Вильямс. - Когда думаешь о необъятности вселенной, тебя охватывают самые разные чувства, от полного спокойствия до полной беспомощности и ощущения собственной ничтожности. Мне кажется Терри Райли смог передать все эти чувства музыкой. С самого начала я понимал, что визуальная часть шоу не должна напоминать визит в планетарий или лекцию по астрономии. Фотографии, полученные с Voyager и Hubble слишком хорошо известны, мне с трудом удавалось отыскать снимки, не побывавшие в печати. Визуальная часть шоу - это больше абстракция, с помощью которой мне хотелось передать настроение музыки, композиции в целом. Тем не менее, работая в архивах НАСА мне удалось обнаружить редкие снимки, сделанные цифровой камерой образца 1970 года; они не очень хорошего качества по сравнению с современными, но это были первые снимки полученные из космоса, в них заключена колоссальная эмоциональная энергия. Другой источник вдохновения я нашел в самой миссии Voyager. На борту корабля были информационные материалы под названием "Золотая запись", они предназначались для тех "неизвестных", кто может встретиться на пути корабля. Оптимизм создателей этих материалов подтверждался наличием диаграмм, объясняющих "другим жителям", как пользоваться видеокассетами и прослушивать запись. Там были рисунки людей, карта, показывающая, где находится наша планета, фотографии повседневной жизни - люди, дома, машины, животные, музыкальные инструменты - представляющие жизнь, какой она была в 1977 году (некоторые фрагменты "Золотой записи" показаны в финале Sun Rings). Сейчас два корабля Voyager путешествуют за пределами нашей системы. Я представляю их как двух эксцентричных посланников нашего мира, которые несут информацию о нашем мире в космос, не зная, что она уже давно устарела, стала анахронизмом".
31 мая
Программа Избранное
Michael Gordon / Potassium
Traditional (arr. Kronos) / Tusen Tankar (A Thousand Thoughts)
Unknown (arr. Kronos, transc. Ljova) / Oh Mother, the Handsome Man Tortures
Me
Traditional (arr. Kronos)/ Kara Kemir
Anibal Troilo (arr. Osvaldo Golijov) / Responso (Responsory)
Einsturzende Neubauten (arr. Paola Prestini & Kronos) / Armenia
Sofia Gubaidulina / Quartet No. 4
Rahul Dev Burman (arr. Stephen Prutsman / Kronos) / Mehbooba
Mehbooba (Beloved, O Beloved)
Ram Narayan (arr. Kronos) / Raga Mishra Bhairavi
Steve Reich / Triple Quartet
Если раньше в основном рок-музыканты осмеливались посягать на нетленную классику, то Кронос впервые осуществил вторжение в мир рока и поп-шоу-бизнеса с территории "академической", "классической" музыки, превратив концерт струнного квартета в захватывающее шоу. Несмотря на традиционный набор струнных инструментов и обилие чисто "акустических" пьес, концерт Кроноса по обилию элекроусилительной и световой аппаратуры более походит на рок-шоу (электронные эффекты, обработка звука, использование перкуссии, изощренная работа режиссера по свету).
Кронос разительно отличается от других исполнителей "классического" жанра. Даже внешне (экстравагантные костюмы, сценические манеры) музыканты больше напоминают рок-звезд. А исполняемая Кроносом музыка ломает всякие привычные перегородки между академической и этнической музыкой, джазом и роком.
"Все величайшие композиторы струнных оркестров прошлого - Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт - жили в Вене и ее окрестностях. Я изучал музыку из Африки, Азии и Южной Америки, и я не могу понять, почему остальная мировая музыка до сих пор не дошла до струнных инструментов. Мир стал казаться мне гораздо больше, чем небольшой уголок на карте называемый Веной, - говорит создатель, лидер и первая скрипка квартета Дэвид Харрингтон. - И мне кажется, что для музыканта совершенно естественно использовать в работе сделанные им открытия".
КРОНОС КВАРТЕТ
Две премьеры
в Московском Международном Доме Музыки
30, 31 мая
КРОНОС-КВАРТЕТ образовался в 1973 году, создатель и лидер - Дэвид Харрингтон. Состав: Дэвид Харрингтон (David Harrington) - 1-я скрипка Джон Шерба (John Sherba) - 2-я скрипка Хэнк...
Подробности из жизни:
КРОНОС-КВАРТЕТ образовался в 1973 году, создатель и лидер - Дэвид Харрингтон. Состав: Дэвид Харрингтон (David Harrington) - 1-я скрипка Джон Шерба (John Sherba) - 2-я скрипка Хэнк Датт (Hank Dutt) - альт Джоан Жанрено (Joan Jeanrenaud) - виолончель Многие музыкальные критики считают КРОНОС лучшим струнным квартетом и одним из величайших музыкальных коллективов последней четверти нашего века. Кредо ансамбля (по Д.Харрингтону): "Дать публике ощущение, что она услышала весь мир музыки за один вечер" Основные направления творчества КРОНОСА - академический авангард, классика 2О века, минимализм, новый джаз, концептуальный перформанс, этническая музыка, обработки рок и поп-музыки. Около сорока современных композиторов со всех континентов писали и пишут музыку специально для КРОНОСА. Среди них - Филип Гласс , Джон Зорн, София Губайдулина, Арво Пярт, Хенрик Миколай Гурецкий, Витольд Лютославский, Мортон Фелдман,…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)