Space у нас по-прежнему помнят и
любят. Это при том, что последний
более-менее полноценный альбом у ветеранов французской поп-электроники вышел в
2002 году, а московский отрезок турне в его поддержку был фактически запорот
всеми ответственными лицами с российской стороны - от переводчицы до
Президентского Оркестра. Однако, несмотря на такую дурную рекламу, и в этот раз
поток желающих попасть на концерт в Кремль был таков, что пришлось пускать
очередь по одной из аллей Александровского Сада.
Надо, правда, помнить - на такие концерты сейчас многие ходят не музыки ради, а
так - отметиться. "Да, я сейчас в Кремль стою, - то и
дело сообщали из недр очереди по сотовым девушки в высоких сапогах и меховых
вортниках, - Кто играет? Не знаю, Space какой-то..."
Концерт, приуроченный к тридцатилетию группы, открылся вступительным словом лидера и основателя группы Дидье Маруани (Didier Marouani). В числе прочего, композитор рассказал, как в начале карьеры ему помогла поддержка великих Джо Дассена и Джони Холидея, признался в своей любви к российской музыке - особенно электронной, - после чего представил публике незаявленный в афишах, что сейчас не редкость, разогревающий коллектив. Подобные сюрпризы редко бывают приятными. Впрочем, выбранные самим маэстро на роль разогрева Олег Гуртовой и группа Вега, играли недолго, а звучали достойно. Команда исполняет инструментальный электронный поп. Основной принцип построения мелодий (берется красивый мотивчик и двигается вверх-вниз по тональности) Вега позаимствовала непосредственно у Space. Впрочем, наши соотечественники моложе французов, и эти мотивчики в их исполнении выходят даже чуть посвежее.
Выступление основного состава предваряла десятиминутная пауза, на протяжении которой техники меняли на сцене аппаратуру. Свет в зале был притушен. "Рыжий, верни электричество!" - гнусно орал кто-то во тьме. Наконец над сценой воссияли лазеры, и публика разразилась апплодисментами. Как мало надо людям для счастья!
Первое отделение было построено в основном на номерах из недавнего
"Symphonic Space Dream" и уже легендарной "Space Opera". Приятно
было отметить, что в этот раз группа играет более убедительно - быть может,
потому, что не мешает оркестр со всей этой псевдосимфонической белибердой, а
может, потому, что функции гитариста и басиста более не совмещаются одним
музыкантом, как это было в 2002 году. Единственной проблемой оставался звук.
Это уже не первый концерт Space в Кремле, однако, то ли звукорежиссеры группы
до сих пор не удосужились просчитать параметры этого зала (что вряд ли), то ли
местные специалисты мешали им развернуться на полную катушку. Добрую половину
концерта звук пребывал на осторожно-комарином уровне, и, что называется, "не
качал", а барабаны, похоже, не попадали в микрофоны вовсе. Примечательно, что к
концу первого отделения выкрики "Сделайте нормальный звук!" похоже,
возымели-таки действие.
Сведение, однако, оставляло желать лучшего и до начала второго акта. Это стало
особенно хорошо заметно, когда после болеро "New York - Paris" Space
решили вернуться в эпоху диско и заиграли "Prison". В нынешнем составе
группы вокал исполняет бас-гитаристка - героическая дама по имени
Доминик и по прозвищу Ду-Ду. Так вот, ее могучий, низкий, почти
что цыганских обертонов голос, оказался поначалу категорически несведен с
инструменталом. А жаль. Хотя бы потому, что Space всегда славились своей
способностью постоянно видоизменять и модернизировать свои сочинения, и было бы
чертовски интересно услышать женский вокал в какой-нибудь "Child" на
действительно достойном звуке. В общем, если в скором времени у группы выйдет
очередной концертный альбом, записан он будет явно не в Кремле. По-крайней
мере, завершавшая первое отделение композиция "Deliverance" - уж
точно.
Второе отделение началось с "Symphony". Помнится, в 2002 году Маруани
применил в концертном исполнении этой песни новый налобный лазер - сдвоенный и
красный, прозванный в народе "лайт-стафф". Сейчас оба луча резко позеленели -
очевидно, старина Дидье не хочет, чтобы его считали приверженцем Темной Стороны
Силы. Вот только использование этого трюка в центральном проигрыше было лишено
той стройности, что отличало концерты Дидье в начале 80-х.
Вообще, за переделкой всего и вся в некоторых номерах Space потерялись или
отошли на задний план детали - те тонкие нюансы, без которых музыка
группы была бы банальным электронным диско. Скажем, в оригинале "Ballad For
Space Lovers" большое значение имеет не только и не столько мелодия,
сколько особое сочетание звукового пространства с теплыми, как бы проникающими
друг в друга синтезаторными созвучиями. Без этой атмосферы нынешнюю версию
композиции можно смело доверить и первому "пеньку" с морально устаревшей
звуковой картой и звуковым редактором "Cakewalk Pro 9". Спасали ситуацию только
действительно красивые лазеры и экраны, транслировавшие публике виды
космических пространств в духе научно-популярных анимационных роликов с сайта NASA.
Где-то к "Dancing In Space" звук в зале вышел-таки на приемлемый
уровень, и публике стало трудно усидеть на своих местах. Охрана зала,
разумеется, была не в восторге, но... "Идите все сюда! - позвал Дидье
публику из задних рядов поближе к сцене, и тут же обратился к охранникам, -
Сейчас не 1983 год. Эти люди не будут здесь ничего ломать..." Да, не
одному Константину Кинчеву приходится сейчас вступать в подобные переговоры.
Лучше поздно, чем никогда. И "Space Opera p.5", и приберегаемые на финал
"Just Blue" и "Magic Fly" прозвучали именно так, как надо - мощно
и при большом скоплении танцующего народа. Последний номер был повторен на бис,
после чего музыканты раскланялись под финальное барабанное соло и покинули сцену.
"Если мы приедем в будущем году, то произойдут некоторые изменения в организации концерта, - заявил напоследок Дидье, - Этих людей в черном мы отправим домой - спать". Эх, мсье Маруани, вашими бы устами да мед пить...
Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где строится МКС?
Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда
невдомек, что это еще и музыкальный коллектив, чье название и легенда
странным образом переросли весьма недолгий период его физического существования.
Наш рассказ об этой французской группе сопровождает ее музыка...
Подробности из жизни:
Space? Что это такое? Клавиша пробела? Место, где
строится МКС?
Слэнговое определение тормознутого субьекта? Современному слушателю иногда
даже невдомек, что это еще и музыкальный коллектив,
чье название и легенда странным образом переросли весьма недолгий период его
физического существования.
Музыка этой группы и по сей день звучит из динамиков
у входа в Мемориальный Музей
Космонавтики близ ВДНХ. Современные эстеты из глянцевых изданий снисходительно
определяют эстетику
Space как
"редкостный мусор, вызывающий интерес разве что своей близостью к easy".
"Сидит за роялем мужик с лазером на башке, и все в зале тащатся", -
стебется, вторя им, Кирилл Немоляев, включивший на один из своих
альбомов пародийную кавер-версию "Symphony".
Самое забавное в том, что под логотип Space зачастую сваливают по незнанию
репертуар как минимум двух различных групп, а также большую часть сольных работ
их основателя. Как же это получилось? Попробуем разобраться...
Группа Space была…
1962 – Родился Магне Фурухольмен aka Магс, гитарист и клавишник норвежской группы a-ha. В детстве постигать азы музыки будущему музыканту помогали его мать и дед »»
Lou DONALDSON (1926)
Andre WILLIAMS (1936)
Bill ANDERSON (1937)
Ronald BELL (1951)
Lee RITENOUR (1952)
Lyle LOVETT (1957)