Для FUZZA эта весна ознаменовалась двойным юбилеем: в марте журнал справил 15-летие и выпустил в свет 150-й номер. Да и нынешняя Премия FUZZ, состоявшаяся 2 апреля, стала тоже юбилейной - десятой. Не удивительно, что редакция решила провести этот фестиваль с приличествующим случаю размахом: впервые были задействованы обе арены Дворца спорта "Юбилейный" - Большая и Малая, - и приглашено рекордное количество коллективов, общим числом 18. Внушает уважение число посетивших фестиваль зрителей: по официальным подсчетам, их было около 14-ти тысяч. Такой наплыв народу объясняется, прежде всего, изобилием присутствовавших в афише и на сцене топовых групп. Можно до хрипоты спорить о весомости вклада любой из них в отечественную рок-историю, не нельзя отрицать, что почти каждая может и самостоятельно собрать стадион. Немудрено, что "Юбилейный" в этот вечер трещал по швам.
Напомню, что Премия FUZZ - не просто фестиваль, а церемония награждения музыкальных коллективов по итогам прошедшего года, своего рода "Грэмми" российского значения. Лауреаты определяются советом экспертов (состоящим из программных директоров радиостанций, редакторов ведущих музизданий и Интернет-порталов, продюсеров, директоров лейблов и т.п.), но результаты их голосования не всегда совпадают с мнением народа. Чтобы утешить несогласных, в прошлом году была введена новая номинация - Приз читательских симпатий, который вручается строго по результатам опроса читателей FUZZA. Нынче призовую бронзовую статуэтку в виде знака "forte" во второй раз получила группа Пилот. Хорошие шансы были и у Земфиры, но до высшего балла ее работы не дотянули, несмотря на номинации аж в четырех категориях (Лучшая группа, альбом, песня и видеоклип). Зато вполне оправдались надежды публики в отношении DDT и Мельницы: команда Юрия Шевчука получила сразу два "forte" - как Лучшая группа 2005 года и Лучшая live-группа, А "Мельница" стала, соответственно, Лучшей новой группой (тут имеется в виду не факт появления команды на белый свет, а достижение ею широкой популярности). Другие победители: Лучшей песней была названа "Ресницы" Братьев Грим, а Лучшим видеоклипом - сольное творение Михаила "Горшка" Горшенева "Соловьи"; почетную премию За Вклад (в рок-культуру) получила Агата Кристи. Были также вручены два свежеучрежденных приза: За достижения на клубной сцене - Кирпичам и За мелодизм - Сплину. Лучшим новым альбомом был признан "Слияния и поглощения" Мумий Тролля, однако сей коллектив, занятый зарубежными гастролями, на Премии FUZZ не присутствовал.
Теперь, собственно, о концерте. Он начался в 18:30 звуками "фирменной" песни FUZZA - "Satisfaction" (как известно, именно в этом творении The Rolling Stones была впервые использована гитарная примочка, давшая название журналу) и показом забавного клипа, совмещавшего кадры с танцующими туземцами и беснующимися хунвейбинами с концертной хроникой эпохи зарождения рок-н-ролла. На этот же видеоряд потом накладывались все списки номинантов; в нужные моменты он перемежался отрывками из клипов выступавших артистов и съемками с предыдущей Премии. В общем, сочетание приятного с полезным.
Первой на Большую сцену вышла группа Чайф, которая, сообразно духу юбилея, выдала подборку кавер-версий знаковых русских рок-песен: "Пригородный блюз" Зоопарка, "Рок-н-ролл мертв" Аквариума, "Мама-анархия" Кино, "Гудбай, Америка" Наутилуса и собственную "Поплачь о нем". Впечатления остались весьма позитивные. Далее перед собравшимися предстал Ю-Питер. Поначалу коллектив Бутусова звучал довольно-таки меланхолично, но в песне "Дыхание" внезапно расцвел и заиграл музыкальными красками, а исполнение "Князя тишины" можно даже охарактеризовать словцом "попёрло". Концерты "Ю-Питера" мне всегда хочется сравнить с внезапным падением на голову глыбы льда: мощный удар чем-то тяжелым и ослепительно-холодным. И в этот раз ощущения были абсолютно такими же.
Далее сцену оккупировал - всерьез, но ненадолго, - питерский экстремальный молодняк в виде группы Вакцина. За ними последовал сеанс манерного, но драйвового декаданса от "Агаты Кристи", помянувшей в своем песенном блоке почти все существующие виды наркотиков. "Готишные девушки" из зала были в восторге, но, в общем, и в объективном профессионализме "Агате" никто бы не смог отказать. Заслуженных вкладчиков сменила молодая группа Znaki - не вполне понятного происхождения, но весьма симпатичная, хоть и сильно напоминающая местами "Сплин". Лауреаты же вышеупомянутой спецпремии выдали на гора вещи вовсе не мелодичные, а довольно-таки жесткие; обросший бородой Александр Васильев внешне смахивал на Шнура, да и в финальной хип-хоповом речитативе позволил себе использовать инвективную лексику. Хитов не играли вообще, отдав предпочтение новым песням ("они короткие, это чтоб вас не загружать"). В общем, "Сплин" слегка удивил, но не разочаровал.
Очередные молодые дарования из петербургской группы Nikel, напротив, удивили сильно, поскольку играли довольно-таки старообразную музыку а ля "филармонический" хард и отличались удивительным пафосом в подаче - вплоть до выкриков "Я не вижу ваши руки!" от вокалиста Никиты Алексеева. После этого патриархи отечественного хард-рока из Арии смотрелись просто-таки свежачком-бодрячком. "Ария" исполнила предсказуемый набор боевиков, помянув и море, и небо, и беспечных ангелов, и улицу Роз, - в общем, все как доктор прописал. Однако наивысшего градуса слушательский угар и тащилово достигли во время выступления Короля и Шута. Родные-народные панки-раздолбаи сыграли неожиданно плотно и четко, порадовав поклонников хитами: "Ели мясо мужики", "А ну-ка, выбей, брат...", "Северный флот", "Проклятый старый дом" и так далее.
Завершали концерт на Большой сцене, естественно, DDT. Всякий волен по-своему относиться к творчеству и личности Шевчука, но вот звук его группа генерирует однозначно лучший в стране, и качество игры музыкантов также превыше всех похвал. И только за это "DDT" заслуживают безусловного почтения. Ну, а на улице тех, кто просто любит русский рок "с активной гражданской позицией", тем более царил праздник.
Параллельно всему только что описанному царило веселье и на Малой арене, где
играла отнюдь не мелкая шушера, а коллективы довольно-таки разнообразные и
популярные. Первыми на сцену поднялись Сонце-Хмари (сборный состав
питерских музыкантов, возглавляемый известным фотографом/автором-исполнителем
Алексом Федечко-Мацкевичем), оттянувшиеся по полной программе: огненное
шоу в исполнении Александра Ярового (Пикник), танцы ансамбля
Тугуш и настоящего индейца, клоунада Михаила "Бабая" Новицкого,
залихватские кавер-версии песен "Ели мясо мужики" (КИШ) и "WWW"
(Ленинград) на украинской мове и прочие радости. Дальше концертная программа
являла собой нечто вроде контрастного душа: меланхоличные Мертвые
Дельфины, ожесточенно рубившиеся "Кирпичи", полуготические
Кукрыниксы, изысканный "зарубежный" Brainstorm, фолковая
Мельница, спровоцировавшая хороводы в зале, поп-роковые "Братья Грим" и
отчетливо социальный "Пилот"... Практически все перечисленные сыграли "the best
of мы" и были соответствующим образом приняты публикой. Кстати, зрители могли
свободно перемещаться внутри Дворца спорта от Большой арены к Малой и обратно,
успевая насладиться искусством и там, и сям, - что понравилось всем, кроме
музыкантов, которые были отделены от поклонников меньшим, чем обычно,
количеством внутрикулуарных барьеров и вытерпели несоразмерное количество
фанатских атак. Но это, в общем, издержки производства.
В целом же можно,
не кривя душой, сказать, что праздник удался. Юбилей и должен быть таким:
размашистым, в меру хаотичным, пестрым, полным милых сердцу именинника гостей,
которые дарят ему свои наилучшие, проверенные временем произведения. А для
новых открытий и неожиданных явлений существуют обычные трудовые будни. Это
если понимать, в чем заключается ежедневная работа музыкантов и музыкальных журналистов...
Спасибо Phil'у за полезную информацию.
1857 – Знаменитая рождественская песня «Jingle Bells» была написана Джеймсом Пирпонтом. В авторском варианте она называется «One Horse Open Sleigh» »»
1971 – День рождения британской певицы Dido. начинала свою карьеру в качестве приглашенной певицы в группе "Faithless", в которой участвует её брат Ролло Армстронг. Два альбома "Faithless", записанных с участием Dido, — Reverence и Sunday 8pm — стали платиновыми »»
Richard Wayne PENNIMAN (1935)
O'Kelly ISLEY (1937)
Phil SPECTOR (1939)
Peter BROWN (1940)