Микаэл Таривердиев, армянин по происхождению, родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи, куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком, вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы" Широко известные работы в кино заслонили огромный пласт творчества Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты - все это оставалось в тени.
Первое публичное исполнение произведения Микаэла Таривердиева состоялось в 1948 году: в Театре оперы и балета им. З.Палиашвили был поставлены силами хореографического училища два маленьких балета - "Допрос" и "На берегу". Еще будучи студентом четвертого курса Института им. Гнесиных начал свою работу в кинематографе, которая не прекращалась до конца его жизни. Он - автор музыки к 132 фильмам.
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип. В середине шестидесятых, после удачного и яркого опыта работы в кинематографе, после появления большей части "академических" вокальных циклов, исполненных Зарой Долухановой и другими известными певцами (вокальные циклы "Акварели" на стихи средневековых японских поэтов, на стихи С.Кирсанова, Л.Мартынова, Б.Ахмадуллиной, М.Цветаевой), он провозгласил "третье направление", суть которого - высокая поэзия, поиск возможностей донести ее просто, отказ от поставленного голоса, обращение к микрофону, как к способу говорить со слушателем тихим, но слышным и естественным голосом. Это было равнозначно появлению той тихой интонации театра "Современник", известной отказом от театрального преувеличения, стиранием границы между залом и сценой. Но у Микаэла Таривердиева не было свого театра и труппы. Не было певцов, готовых к такому эксперименту. Поэтому он стал их воспитывать и исполнять свои произведения сам (монологи на стихи Григория Поженяна, речитативы на стихи Э.Хемингуэя, вокальные новеллы на стихи Л.Ашкенази, монологи на стихи А.Вознесенского. С попыткой создать новый стиль исполнения связана работа композитора и со многими исполнителями. Микаэл Таривердиев повлиял на стиль Е.Камбуровой, подготовив с ней первые концертные программы, создал вокальный дуэт Галины Бесединой и Сергея Тараненко, вокальное трио "Меридиан" . Дебют Аллы Пугачевой в кинематографе также связан с музыкой М.Таривердиева (музыкальная сказка "Король-Олень"), а позже был продолжен работой с композитором в фильме "Ирония судьбы".
Позже композитор отошел от эстетики "третьего направления". Но стремление к внятности, диалогу, выполнению своей миссии - провозглашать вечные истины и быть услышанным - оставались принципами его творчества, независимо от инструмента или жанра. Как и ответственность перед людьми за свою профессию и способ в ней существовать.
С экспериментальной оперы "Кто ты?" (либретто М.Чуровой по повести
В.Аксенова "Пора, мой друг, пора!") началась эстетика Московского Камерного
театра. Опера была поставлена Борисом Покровским в Учебном театре ГИТИСа.
Выпускники Бориса Покровского стали основой труппы Московского камерного
музыкального театра.
В этом же театре в 1983 году была поставлена комическая опера М.Таривердиева
"Граф Калиостро" и моноопера "Ожидание" (1985 г.).
"Я много работал на границе популярных и академических жанров - использовал микрофонное пение, соединял его с классической формой и высокой поэзией. Но в опере "Граф Калиостро" мне хотелось воссоздать жанр оперы, причем комической оперы, в чистом виде. Я решил вернуться к поставленным голосам, традиционной форме классической оперы-буфф. С ариями, ансамблями, речетативами-secco, стремительно развивающимся действием.
Либретто написано Николаем Кемарским по повести Алексея Толстого, события которой перенесены в наше время. Нам было интересно посмотреть, как поведут себя в этой ситуации современные люди и ожившая дама восемнадцатого века. Нам было интересно "оживить" и типичного директора, и аспиранта Алексея, и даже милиционера, столкнуть речевую и музыкальную стилистику XVIII и XX веков.
Вообще, эстетически XVIII век мне всегда был близок. Я остро чувствую эту музыку, приемы, формы этого времени. Так что и сюжет, и цели были мне невероятно близки и увлекательны. Кроме того, мне близко то направление в опере, которое продолжает ее демократические традиции, то, что раньше было "мэйн стрим", какими были "Волшебная флейта" Моцарта, написанная им для народного театра Шиканедера, "Евгений Онегин" Чайковского, оперы Верди. В "Графе Калиостро" мне хотелось приблизить музыкальный язык оперы к современной городской интонации и сегодняшней музыкальной среде, а с другой стороны, это должно было быть помножено на шутливую комическую имитацию музыки восемнадцатого века", - пишет М. Таривердиев.
Микаэл Таривердиев никогда не был органистом. Но он был философом. Наверное поэтому он писал музыку для органа . Его жизненная философия отражена в названии автобиографической книги "Я просто живу". И, наверное, потому, что его музыка - прежде всего отражение его жизни, познания себя и мира, к органу он обратился лишь в 1985 году, когда того потребовала логика познания, когда внутри него появилось нечто новое - новое ощущение себя, мира, себя в мире, новый взгляд на него. Премьера Первого концерта для органа "Кассандра" состоялась в 1985 г. в Западном Берлине. Премьера Симфонии для органа "Чернобыль" - в Концертном зале имени Чайковского в 1988 г. Уникальный органный репертуар сегодня составляет основу программ единственного в России Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, который каждые с 1999 г. два года проходит в Калининграде.
В последние годы композитор отказывается от работы со словом и пишет инструментальные сочинения - концерты для скрипки с оркестром, Концерт для альта в романтическом стиле, Фортепианное трио, фортепианные и органные сочинения.
Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975 г.), премии японской звукозаписывающей фирмы "Виктор"(1978 г.), трижды лауреатом премии за лучшую музыку к фильму года "Ника" (1991 г.,1994 г.,1997 г.),лауреатом Государственной премии СССР (1977 г.), лауреатом премии Ленинского комсомола (1977 г.), Народным артистом России (1986 г.).
Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов
России, был художественным руководителем Международной благотворительной
программы "Новые имена".
В 1997 г. в издательстве "Вагриус" вышла автобиографическая книга Микаэла
Таривердиева "Я просто живу". В 2004 г. была переиздана издательством "ZebraE"
в одном томе с книгой Веры Таривердиевой "Биография музыки".
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.
Дата рождения:
15 августа 1931
Подробности из жизни:
Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…
Baby WASHINGTON (1940)
Timmy THOMAS (1944)
Алексей Лазаревич МАКАРЕВИЧ (1954)
Claus LARSEN (1967)