Прежде, чем вы прочтете наш репортаж, посмотрите на гастроли Tony Levin band в России глазами самих музыкантов. Рассказ о московском концерте глазами Тони Левина и Пита Левина. Первое, с чего музыканты начали концерт, представив группу, - это бросились снимать собравшихся из портативных камер...
Бывают такие концерты, на которых все
слушатели - молчаливое суровое братство.
Люди, пронесшие свою любовь к группе сквозь годы, выстрадавшие
последние дни ожидания и очередь за билетами, дорвавшиеся, наконец,
до источника счастья. По моему убеждению, таковы все поклонники King
Crimson: знакомые лица можно встретить почти на всех концертах "King
Crimson festival". Разумеется, все мы не могли пропустить концерт бас-гитариста
Тони Левина (Tony levin).
Тони Левин - человек-брэнд. Он известен публике по своей работе с такими
гигантами, как Фрэнк Заппа
(Frank Zappa - с группой Mother's Of Invention), Джон Леннон
(John Lennon), Пол Саймон
(Paul Simon) Дэвид Боуи (David
Bowie), Питер Гэбриел (Peter Gabriel) King Crimson, Genesis, Pink
Floyd, Yes, Liquid Tension Experiment и California Guitar Trio, -
но я уверена, что все эти музыканты по праву гордятся участием Тони в своих
проектах. Если Тони стал однажды членом вашей группы, вы будете записывать
его в credits даже тогда, когда он, фактически, не играет и не записывается в
ее составе в течение шести лет - как это сделал Роберт Фрипп. Стоит ли
удивляться тому, что уже второй номерной альбом Tony Levin Band
претендует на "Grammy"... В этот вечер мне неоднократно думалось: самим своим существованием Tony Levin Band доказывает, что деление музыки на жанры - безнадежный атавизм. Что играет группа? - рок! Но тогда почему вступление к концерту представляет собой веселый квартет а капелла в стиле Barber Shop? Почему сразу вслед за плавной "Pieces Of The Sun" и динамичной гэбриеловской "Peter Gunn" звучит "Танец с Саблями" Хачатуряна - да в такой зверски-веселой хардовой обработке, что только держись?.. Новичок на таком концерте, видимо, вообще не знает, что и думать о происходящем. А мы привыкли: ведь музыканты уровня Левина никогда не играют "по линеечке". От них можно получить и невероятной красоты инструментальные импровизации("Jam Back at the Red House', "On The Air"), и обманчиво простую "народную" балладу Ivano Fossati "L'Abito Della Sposa", которую Тони исполняет несильным, но глубоким голосом, аккомпанируя себе на стике... И уж точно никого не удивляет, что вместе с братом Питом (Pete levin) он играет красивую слоу-джазовую композицию "Belle", посвященную матери.
Все музыканты Tony Levin Band - тоже люди-брэнды. И всем им во время шоу
предоставляется возможность "высказаться", причем иногда - в буквальном смысле
слова: например, исполняющий в большинстве композиций
роль вокалиста барабанщик Маротта (Jerry Marotta) берет на себя роль
конферансье и без видимого смущения отвечает на подначки зала: В какой-то момент Тони прерывает шоу с целью дать остальным участникам отдых и садится за архаичный синтезатор Пита, чтобы спеть песенку о взаимопонимании с шимпанзе. Очень простая, незамысловатая мелодия... но именно они трогают зрителей так, что Тони устраивают настоящую овацию. И вот - последняя, ударная часть концерта, в которой состав демонстрирует лучшее, на что он способен: звучат "Black Dog" Led Zeppelin, знаменитая "Back in NYC" Genesis, снова Хендрикс и "Elephant Talk" King Crimson.
Был ли это вечер кавер-версий? - Нет. Был ли
это исполнительский марафон? - Нет. Можно ли считать это авторским вечером Тони
Левина? - Тоже нет. Соня СОКОЛОВА. |
Писать о Тони Левине (Tony Levin)
очень трудно, говорить - легко. Трудно писать, потому, что все, что о нем
пишется, тут же, по написанному, оказывается либо неполным, либо неверным. Ну,
вот, например, Левин считается... далеко не технарем. Он, как Клэптон -
"slowhand", скорее "душевный", чем техничный. На своем сайте www.tonylevin.com Тони ведет онлайн-дневник,
в котором общается со сушателями, называя сам себя PapaBear. И вот видишь его
на сцене - он лепит такие пассажи на стике, да и на бас-гитаре, настолько
естественно, что их даже не замечаешь. Их и не надо замечать - Левин не
"bassist's bassist", он играет для себя ("for fun") и для зрителей, которые для
него, скорее, единомышленники и собеседники. И поэтому о нем очень легко
говорить - если говоришь не от мозгов, а от души. Потому, что, на мой взгляд,
для него музыка и вообще все его творчество - от рисунков до виртуозного
владения кофеваркой - это способ жить и делиться своей жизнью. Так живут дети и
поэты. Кто собственно, Левин и есть. Я пришел на его концерт слушать музыку, и с первых нот понял, что "концерта" не будет. Нет, не потому, что звук, как обычно, был ужасен (все знают, что звукорежиссер Б2 - бывший эсэсовец, палач-маньяк, бежавший в Аргентину и вернувшийся в Россию мстить с особой изощренностью), а его друзья из Аль-Каиды, дорвавшись до пульта управления кондиционером, вымораживали зрителей. Не оттого, что концерт начался с опозданием на час и закончился как раз к закрытию метро: возможно, в клубе решили, что заплатившие по полторы штуки за билет ездят исключительно на своих авто. Но ведь солидные ребята не потерпят звук, качеством соответствующий панк-команде из школы, где директор - жмот. Неувязочка.
Итак, концерта, в привычном понимании, не было. С первого момента стало ясно,
что музыканты просто живут и приглашают пришедших на концерт в свой мир. Вроде,
начали с прикольного распева в стиле barbershop. Но чувствовалось, что они
вовсе и не думают о том, чтобы повеселить зрителя ("сделайте нам смешно"). Им
прикольно (fun) - и зрителям неизбежно становится прикольно (fun). Все, что бы левинский бэнд ни играл, у всех в зале мгновенно вызывает отклик. И серьезные композиции, и даже левинские песни, о которых надо сказать особо. Левин в одиночку, аккомпанируя себе на клавишах, спел песню про взаимопонимание. Рассказал, что она навеяна встречей с обезьянами шимпанзе в зоопарке, куда его в свое время пригласил Питер Гэбриел для музыкального эксперимента. Обезьяны, на мой взгляд, спели бы не хуже. Это о пении Левина. Его пение мне напомнило мою дочь, с зажмуренными глазами завывающую песни группы Пилот. Но Левина хотелось слушать. Он просто делился чем-то, для него важным. И совершенно явственно чувствовалось, что то, как, в какой форме он это делает, уже несущественно. Здесь и не пахло "артистизмом". Ничего специального. Смесь всего со всем. Сам Левин говорит о своем творчестве так: "Это эклектичная инструментальная музыка для нового века - смешанная с тем, что я больше всего люблю в мировой музыке и классической, в возможностях великих инструменталистов, - все это в страстной, преисполненной смысла музыке, которая откликнется в самых разных людях". "Black Dog" c четвертого альбома Led Zeppelin, причем вместо голоса - бас. Вокальные распевы. Мощные инструментальные композиции. Все - без какой-либо мысли о том, как слушатели воспримут, или как музыканты выглядят. И еще одна деталь, обратившая на себя внимание. Невероятная тонкость владения инструментами всеми участниками группы. Наверное, это их и объединяет в первую очередь - тонкость. Джерри Маротта (Jerry Marotta), приоткрывающий хэт на доли миллиметра, что заставляет звук и ритм по-особому вибрировать. Кстати, хэт нестандартного размера. Значит, ему так надо. Значит, он хотел такой звук. Но как жаль, что этот звук слышно лишь в определенные моменты, когда бэнд не вступает на полную катушку, и в ушах еще не появилась вата. А как у него настроены барабаны! А как он вкладывает чувство в каждый звук! Каждая нота почувствована, как будто она единственная на весь концерт! А хрусталь в гитарном звуке! А как тонко гитарист использует фидбэк, заводя гитару! Уровень таких мастеров, как Фрипп или Ривз Гэбрелз, играющий у Боуи. И это почти никогда НЕ СЛЫШНО!!! Явно, те, кто держат в Б-2 этого звукорежиссера - пособники фашистов. Клавишники подразумеваются. То есть видно, что они играют, и даже слышна гармония. Но то, что проявляется в отдельные более тихие моменты - их звуковое гурманство... Это буквально физическое наслаждение. Я начал с того, что писать о левинском бэнде трудно, и наговорил тут впечатлений. Вряд ли стоило засушивать впечатления умным анализом или рассуждениями. А я все хожу под этими впечатлениями, и думаю о том, что такой концерт - это одно из тех событий, на которых происходит что-то такое, после чего вся жизнь понимается немного по-другому. Но это так, настроение. Впечатление.
Борис ЛАБКОВСКИЙ . |
Дата рождения:
6 июня 1946
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)