Почти трехчасовым концертом в питерском БКЗ "Октябрьский" 29-го сентября группа Чайф фактически завершила празднование своего 20-летнего юбилея. Накануне мероприятия на борту прогулочного теплоходика, совершившего небольшой вояж по Неве, состоялась пресс-конференция с виновниками торжества, на которой речь шла не только о делах уральского коллектива, но и об общей ситуации в нашем шоу-бизнесе, причастие к которому музыканты и не думались отрицать. Как обычно, отвечали на вопросы, в основном, два Владимира - Шахрин и Бегунов.
- Сейчас принято громко отмечать юбилеи рок-групп - практически ни один коллектив не остался в стороне от этой тенденции. Не видите ли вы в этом определенного элемента шоу-бизнеса?
В.Ш.: В этом, конечно, есть элемент шоу-бизнеса! (улыбается)
В.Б.: Это 100-процентный шоу-бизнес!
В.Ш.: Мы не будем устраивать банкета по этому поводу. Мы играем концерты, и в этот год это очень хороший рекламный, афишный бренд - "20 лет группе". У нас, кстати, нет какой-то одной программы, которую мы придумали, и все юбилейные концерты играем только ее. Поверьте, мы играем совершенно разные программы! Вот в Екатеринбурге 24-го и 25-го сентября мы играли два дня подряд, концерты длились по три часа, но песни ни разу не повторялись - это было две совершенно разные программы! Мы сказали, что у нас "большой 6-часовой концерт с антрактом на сон". Публика знала об этом заранее: плей-листы были опубликованы на сайте и висели около касс, и люди, подходя, могли выбрать по желанию. И на самом деле, многие люди покупали билеты на два дня, потому что это, по сути, был один большой концерт. В Перми вот мы вчера играли во Дворце спорта с неубранным льдом - холод просто адский! По этой причине мы решили играть самые динамичные, быстрые и энергичные песни, чтобы люди могли согреться. Зал "Октябрьский" - это совершенно другое, такой, в общем-то, буржуазный зал. Мы понимаем, что придет много взрослых людей, и, наверное, он требует больше такой ностальгической нотки, больше лирики... Поэтому у нас разные программы, а вывеска "20 лет" - это, действительно, шоу-бизнес, конечно. А мы и не скрываем, что мы занимаемся шоу-бизнесом - мы все взрослые люди, в конце концов!
В.Б.: Мы ж не плотники! Это они могут забить болт на шоу-бизнес, а мы нет - каждый свой путь выбирает для себя сам!
- Так ведь и до попсы недалеко? В.Ш.: Нас еще после клипа "Не спешите нас хоронить" обозвали "попсой с гармошкой"! Это было в 1992 году - и ничего, живем! (улыбается)
В.Б.: Кому хуже-то стало? Моя жена счастлива, мы довольны, работать
нам в этом "попсовом" бизнесе нравится, девчонки нас любят... (улыбается) Разве
мне есть чего стеснятся за 20 лет?
Я хочу сказать одну очень важную вещь еще. Володя как-то сказал в
разговоре, что обвинять попсу очень легко, но глупо! Значительно проще выйти с
ними на одну сцену и показать, кто из вас говно. А не играть с ними на одной
сцене - это глупо. Ты выйди, сыграй и "убери" их - делов-то на копейку!
В.Ш.: Мы абсолютно все нормально относимся к поп-музыке! Жанр плохим не бывает! У каждого поколения есть и будет своя танцевальная музыка, и каждое поколение будет танцевать под другую музыку, которая не будет нравиться предыдущему поколению! Здесь есть один способ - или попытаться понять эту музыку, или просто выключать ее. Осуждать ее бессмысленно - осуждать надо халтуру! Ведь что в моем понимании "попса"? Это откровенная халтура. Никто о группе Чайф никогда не сможет этого сказать, потому что мы играем свои концерты минимум полтора - максимум три часа, на сцене всегда живьем - в любом состоянии! Мы играем свои песни, мы пишем новые альбомы, и поэтому мы для себя говорим, что мы работаем в песенном жанре. Рамки рок-музыки определить очень сложно - мы просто пишем песни и поем эти песни!
- А появилась ли уже "та молодая шпана, что сотрет вас с лица земли"? С кем-то из молодых вы общаетесь?
В.Ш.: Ну, "молодой шпаны" очень много появляется!
В.Б.: Позволю себе вернуться к разговору о попсе - они хотя бы здороваются... А вот "молодая шпана" не всегда!
В.Ш.: Например, группа Hi-Fi здоровается с нами всегда! (улыбается)
В.Б.: Что плохого мне сделал, например, старший Маликов? Ничего хорошего, но и ничего плохого! И я не считаю, что от меня убудет хотя бы грамм моего веса, если я поздороваюсь с этим человеком. Если со мной поздоровается даже тот же Борис Моисеев - да в рот его не так, блин! - я тоже поздороваюсь! Мы воспитанные люди, и должны жить в воспитанном мире!
В.Ш.: А вот Рома Зверь не здоровается, и группа
Мультфильмы тоже! Проходят мимо и делают вид, что не узнают - черт его
знает, почему...
Вы знаете, удивительная вещь - в принципе, групп молодых очень много,
действительно. Вот мы делали и делаем свои фестивали "Старый Новый Рок". В этом
году сделали летний его вариант, и за два дня у нас играли 100 молодых групп! В
принципе, играют все очень неплохо, выглядят очень неплохо, владеют
инструментами - ни про кого не скажешь, что плохо... Но ни одного события,
чтобы вот "ах!", чтобы мурашки по коже, чтоб я обалдел от того, что я раньше
такого не видел и не слышал: К сожалению, такого не происходит! То есть молодая
шпана есть, но чтобы стереть с лица земли старичков - такого пока не
получается. Я помню свое ощущение от первого прослушивания Зоопарка или
Аквариума, я помню, как я первый раз вначале услышал, затем увидел
Наутилус Помпилиус - от этого были мурашки по коже! Мы вот недавно
вспоминали наш первый концерт, и вдруг мы понимаем, что когда в Е-бурге был
Трек, Урфин Джюс, такой эстетствующий "Наутилус", вдруг на сцену выходят
три парня с двумя акустическими гитарами, с ксилофоном, бонгами и начинают не
вставать в красивые рок-позы, а общаться с людьми на равных. То есть у нас все
было не так, как у других - подача была другая, общение с залом, музыка другая
была - черт побери, мы были оригинальны, это было самобытно, и поэтому это
сработало!
В.Б.: Мы играли на Урале "калифорнийский рок"!
В.Ш.: (смеется) Да, как оказалось лет через 15... И мне не хватает в молодых группах именно этого - абсолютной самобытности!
- Можно ли назвать Ленинград самобытной?
В.Б. Самобытной - да!
В.Ш.: 100 процентов! Именно поэтому они и популярны. Хотя, в принципе, меня творчество группы Ленинград не задевает вообще - меня это не волнует! Но я понимаю, что это яркая личность.
В.Б.: У него хватило смелости быть нахалом и наглой личностью. Он ведь ни на шаг не отошел от правил шоу-бизнеса - он все делает по уму.
- Есть разница между Веркой Сердючкой и группой Ленинград?
В.Б.: Если принимать во внимание первый альбом, то разница есть, если
все последующие - нет. Первый альбом был реально силен, реально интересен,
реально это была группа, а потом это стал шоу-бизнес.
Вовка тут сходил на концерт Шнура... Ну, так нельзя даже уродам!
Люди пришли, заплатили деньги. В приципе, чужая собственность - это свято. Люди
заплатили и имеют право что-то получить взамен, а когда выходят три пьяных
урода, непонятно откуда приехавших - один с гитарой и два с бутылками - и при
этом еще отвечают на звонки по мобильному... Я не знаю, я, конечно, полный урод
сам, но это уже ни в какие ворота!
В.Ш.: А народ был доволен - меня шокировало именно это! Я стоял за сценой, и у меня было ощущение, что это полная халтура! Но, в отличие от Верки Сердючки, все-таки не фанера. Но, с другой стороны, я смотрел в зал и понимал, что я чего-то не понимаю - людям нравится! Я после пятой песни ушел. Я не осуждаю его за это, потому что пришли люди, которым это нравится. И разница между Шнуром и Веркой Сердючкой в том, что он хотя бы в мужском обличии выходит - небритый, сиськи себе не прилепляет и трансвестита из себя не корчит - это огромная разница, потому что меня убивает в последнее время на нашей эстраде количество ряженых мужиков!
В.Б.: Я никогда не забуду, когда мы были на фестивале Латвии. Я сидел ночью в баре, и показывали как раз эту "...волну", которую вели как раз Сердючка с Кобзоном. Я видел глаза двух иностранцев, которые ничего не понимали! Они понимали, что это главный канал страны, что это прайм-тайм, и они понимали, что пидор-трансвестит на всю страну что-то там лопочет. Они просто такими глазами на все это смотрели! Подошли к бару, переспросили, правда ли это мужик, и я увидел, что в их жизни просто что-то перевернулось после этого, потому что в их стране это по закону преследуется!
- Ну, а вас на ТВ вообще мало показывают...
В.Ш.: Дело в том, что сутки больше не стали, и количество музыкального эфирного времени не увеличилось, а новых артистов стало гораздо больше! И эти новые артисты все, так или иначе, находятся в каких-то корпоративных интересах тех людей, кто владеет этими каналами. Вот и показывают тех людей, кто работает на эти кланы и корпорации.
В.Б.: Многие люди, действительно, не слышали другой музыки - им дают по телевизору вот это, а потом они приходят на концерт и видят, как должно быть! Я считаю, что надо выходить с ними на одну сцену, играть живьем и показывать, что есть другая музыка - это единственный способ донести эту музыку до людей! Это неприлично обвинять людей в том, что они слушают какую-то неправильную музыку - людям надо дать вначале право выбора. А когда они этот выбор сделают, тогда уже и делать выводы. 80 процентов населения страны живет в лучшем случае на двух или трех телевизионных кнопках, и на этих трех кнопках нет никого, из кого можно было бы выбирать!
В.Ш.: Это чудовищно, что на данный момент в телеэфире не то, что группы Чайф стало меньше, - вообще стала очень однобокая картина. Телеэфир забит очень однобокой музыкой, а мы за то, чтобы была разная музыка! Чтоб человек, любящий классическую музыку, мог увидеть оркестр Спивакова, чтоб человек, любящий Игоря Бутмана, мог щелкнуть и найти Игоря Бутмана, человек, любящий Юрия Шевчука, мог потыкать кнопочки и обязательно его увидеть, человек, который любит Леонида Агутина, мог найти Агутина, а человек, которому нравится ВИА ГРА, нашел бы ВИА ГРУ...
- Как возникла идея записать сборник ко дню рождения с ансамблем народной музыки Изумруд?
В.Ш.: Это было абсолютно случайно. Кажется, два года назад наши
областные культурные власти сказали, что будут какие-то Дни культуры
Свердловской области в Москве. "Ну, как без вас? Пожалуйста, сыграйте одну
песню..." Ну, мы не нашли в себе силы отказать и согласились, но надо было
как-то вписаться в общую программу. Там как раз был ансамбль "Изумруд", и мы
предложили идею: они играют свой номер, а потом мы выходим и делаем совместный
номер. Репетировали мы, кстати, всего один раз уже на саундчеке в Москве! Когда
мы эту песню сыграли, то присутствовавший в зале мэр Москвы Лужков и наш
губернатор Россель встали рукоплескать, а затем вся шушера, которая там
присутствовала - я не понимаю, кстати, откуда на таких вечерах полные залы -
тоже встала. Такой успех был!
А потом надо было ехать на "Нашествие", Миша Козырев стал звонить, а у
него все задумки были какие-то цирковые - то кто-то на веревке спустится,
кто-нибудь из сортира развалившегося выползет... А мы сказали, мол, давай мы
выйдем с народными инструментами - вот это будет "зашибись"! Мы сделали часовую
программу с "народниками", а фестиваль тогда из-за теракта закрыли. Отыграли мы
все просто на радио, и пошли очень хорошие отзывы после этого. Тогда мы решили
показать эту программу у себя в городе, расширили ее до двух часов. А когда уже
такой труд был проделан, и стало понятно, что пришла пора выпускать какой-то
"greatest hits", потому что у нас лет 10 не выходило такого официального
альбома, то мы подумали, мол, зачем просто компилировать старые песни, если
можно сыграть эти песни так, что эта пластинка будет вроде и "greatest hits",
и, в то же время, номерным оригинальным альбомом? Нам самим очень нравится эта пластинка!
- Вам сейчас так же в кайф играть, как 20 лет назад?
В.Ш.: Да я думаю, что мы даже получше стали играть, чем 20 лет назад!
В.Б.: На самом деле, если бы вы видели наш первый концерт, то наглости этих парней вы бы удивились, потому что сейчас, спустя годы, я понимаю, что большей наглости, чем притащить весь бомонд тогдашний, нагнуть весь тогдашний КГБ - и просто три "лохмовоза" выскочили и устроили такое... Там очень много драйва - там совершенно не было умения, но это было круто... И сейчас я таких наглецов всячески приветствую.
В.Ш.: Нам, конечно, стало играть гораздо интереснее - у нас больше получается, у нас больше репертуар - если тогда мы выбирали из 15 песен, то теперь мы выбираем, условно говоря, из 250. Я могу сказать, что, что у нас раз в два года появляется альбом именно с новыми песнями, то, что появляется эта дюжина новых песен - я просто благодарен судьбе, что еще есть какие-то строчки, есть гармония, которая приходит.. Конечно же, отбор стал строже: ты сидишь, наигрываешь что-то, а потом понимаешь, что ты это уже играл. У тебя складываются какие-то слова, пусть немножко другие, но ты понимаешь, что ты уже про это пел. Понятно, что тем, волнующих тебя, много осталось тех же самых: ты про них спел, иногда уже очень удачно, и нет смысла второй раз петь песню "Не спеши ты нас хоронить", или второй раз писать песню "Пусть все будет так, как ты захочешь", "Ой-йо" или "Аргентину-Ямайку".
- И что, не будет больше песен на футбольную тему? Опять же, есть же масса других замечательных видов спорта...
В.Ш.: Вы знаете, "я не настоящий сварщик" - я не умею сочинять песни на заказ (улыбается). Для этого есть профессиональные композиторы. У нас в городе есть, например, Сан Саныч Пантыкин, которому скажи написать про что-нибудь, и он напишет, причем этого не стесняется абсолютно! Я считаю, что он свой талант просто разменивает на какие-то абсолютно непонятные работы. Он мне подарил две пластинки: одна пластинка с гимнами заводов и городов-сателлитов - Каменск-Уральского, Асбеста, Пышмы и т.п., а вторая посвящена футбольному клубу по мини-футболу "ВИЗ-Синара". Он записал целый альбом, где есть песня про защитников, полузащитников, нападающих, вратарей, тренера, жен тренеров, массажиста - про всех, в общем... 13 песен! (всеобщий смех)
- А есть ли у вас песня, посвященная родному городу?
В.Ш.: Вы знаете, песня "Лучший город Европы" была написана именно про наш город. Понятно, что мы в Азии, что наш город азиатский, но он похож на лучший город Европы! (улыбается) С другой стороны, есть еще песня "Город мой", которая, конечно же, посвящена городу Екатеринбургу - может, она менее известна, но мы иногда играем ее в акустических концертах.
- Среди рок-н-ролльщиков есть и уже народные артисты, и орденоносцы... Вас к 20-летию родина чем-нибудь наградила?
В.Ш.: Никаких правительственных телеграмм никто - даже из городских или областных властей - не прислал!
В.Б.: Даже свердловское MTV не приехало на два концерта! Хотя музыкальный канал вроде... Вообще, мне кажется, что два полных зала значительно интереснее, чем свора людей, непонятно каких и откуда!
В.Ш.: Как бы то ни было, за 20 лет существования группы, мы отлично поняли, что никто из этих людей - власть имущих, извините, конечно, и журналистов, в основной своей массе - не покупают наши пластинки и не покупают билеты на наши концерты! И работать на них и угодить им - дело крайне неблагодарное. Нужно делать так, чтоб было приятно самим и тем, кто действительно приходит на твои концерты, приносит свои денежки в кассу и покупает твои диски. Может быть, это звучит цинично, но это правда!
Могу сказать, что сделать приятное и себе, и питерским зрителям, пришедшим в БКЗ, "чайфам" удалось вполне. За три часа концерта уральцы исполнили почти три десятка хитов разных периодов творчества - с начала 80-х до настоящего времени. Конечно же, благодаря многочисленным фанатам, съехавшимся из разных городов, в зале преобладал оранжевый цвет, да и настроение у всех довольно скоро стало оранжевым, несмотря на буржуазность и пафосность этого зала, не очень подходящего для рок-концертов. Были среди зрителей замечены и известные в питерских рок-н-ролльных кругах личности: Сева Грач, директор Зоопарка, Андрей Суротдинов из Аквариума, "рок-механик" Александр Ляпин, в свое даже поучаствовавший своими гитарными соло в записи чайфовского альбома "Давай вернемся". Встреча с ним для "чайфов" оказалась столь приятным сюрпризом, что БГ-шную песню "Рок-н-ролл мертв", запланированную в самом начале концерта, Шахрин обещал посвятить именно ему. Впоследствии Саша поделился со мной своим впечатлением от увиденного и услышанного, и я лишь могу полностью присоединиться к сказанному заслуженным музыкантом:
А. Ляпин: Может быть, у кого-то рок-н-ролл и мертв, но только не у них, не у "чайфов"! Вчерашний концерт показал очень бережное отношение к Питеру, к питерской культуре - за это спасибо им всем, и отдельно - Володе Шахрину. Было очень приятно, на самом деле, но неприятно было наличие этих телекамер и света, что мешало наиболее полному восприятию того, что происходит на сцене. Вообще Чайф, в целом, на мой взгляд, нашли такую золотую середину между громадным залом и некоей камерностью и доверительностью общения с людьми, какая бывает только на "квартирниках". У меня было такое ощущение, что я сходил на "квартирник", на котором было 5 тысяч "квартирантов"! (улыбается) Доверительно, спокойно, отлично - нет разницы между артистом, стоящим на сцене и людьми, находящимися в зале. Камеры, правда, немного это перебивали, но это шоу-бизнес - куда ж без него? Все равно огромное спасибо ребятам за этот концерт и за полученное удовольствие!
Дата образования:
29 сентября 1985
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)