Вот уже четверть века, как нет с нами актера, поэта и певца Владимира Высоцкого - "всенародного Володи", как сказал о нем А. Вознесенский. И все эти годы не утихают споры о том, нужно ли сейчас петь его песни, и кто должен это делать. Есть масса тех, кто считает, что все это напрасно, поскольку автора все равно перепеть не удастся никому. Но не меньше число и тех, кто, не боясь упреков, все-таки выходит на сцену, чтобы представить на суд зрителя свое собственное, современное прочтение знакомых песен. Именно к таким смельчакам можно отнести всех тех, кто принял участие в фестивале "25 лет без Высоцкого", прошедшем 25-го июля, в годовщину смерти национального гения, в питерском Мюзик-Холле.
"Каждый год или 25-го января, или 25-го июля несколько активных достаточно людей собирают у нас такие концерты, правда, может быть, немного меньшего масштаба и ближе все-таки к авторской песне, - говорит Олег Грабко, руководитель компании "Бомба-Питер" - организатора фестиваля. - А в этом году, с легкой руки Юрия Шевчука, который посоветовал Игорю Антипову, Президенту фонда Высоцкого в Петербурге, связаться с нашей компанией по организации этого концерта - ну, вот так все и произошло. Дата, конечно, значительная, а меня немного пробило еще и то, что я сам не заметил, как время пролетело... Когда я начал обзванивать друзей, а начал обзванивать, конечно, самых близких и тех, кто, на мой взгляд, продолжает еще нести русскую культуру в массы - и Шевчук, и Чернецкий, и Илья Черт, и Кукрыниксы - все откликнулись. Мне не хотелось делать никакого фестиваля или гала-концерта в поддержку имени Высоцкого - всем понятно, что он - это крест России. Просто хотелось собрать людей, которые очень любят этого человека, и чтобы всем все это очень нравилось. Я даже никого не напрягал, чтобы в сегодняшнем концерте пели только Высоцкого - просто хотелось, чтоб люди спели".
Изначально уровень концерта был установлен очень высоко, ибо первыми на сцену вышли музыканты группы ДДТ во главе с Юрием Шевчуком, как известно, отмечающие в этом году 25-летие своего коллектива. И это, кстати, не простое совпадение: как однажды признался Юрий, именно смерть Владимира Семеновича, во многом, сподвигла его к написанию собственных стихов и песен. "Что такое для нас Высоцкий? - обратился к переполненному залу лидер ДДТ. - Это повышение языка, повышение личности, максимальное, беспредельное повышение чувства, сердечной недостаточности, энергии, любви - вот что для нас Владимир Семенович. Спасибо ему, что он нас здесь всех собрал, спасибо вам, что пришли!" И музыкант вдарил по струнам... Однако, услышать с первого раза песню "Старый дом" (знакомую всем в исполнении Шевчука сотоварищи еще по альбому "Странные скачки", выпущенного по инициативе ДДТ 9 лет назад), не получилось, поскольку звуковая аппаратура на сцене, в силу каких-то неведомых причин, отказывалась работать нормально. В итоге, после нескольких неудачных попыток начать выступление, Шевчук повелел вырубить все мониторы на сцене, и только после этого, наконец, зазвучало "Что за дом притих, погружен во мрак..." Несмотря на то, что музыкантам пришлось играть "вглухую", практически не слыша друг друга, с огромным успехом были исполнены еще несколько произведений Высоцкого - "Банька по-белому", "Моя цыганская" со словами, еще долго не потеряющими свою актуальность в нашей стране: "И ни церковь, ни кабак - Ничего не свято! Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята..." И как-то особенно трогательно, вызвав воспоминания о недавно праздновавшемся 60-летии Великой Победы, после этого прозвучала "Песня о звездах", завершившаяся бурными овациями зрителей, не желавших отпускать ддтэшников со сцены. Заметив, что "все войны чем-то похожи", Шевчук вновь взял гитару и спел, на сей раз, пару собственных песен - "Господь нас уважает" и "Старую дорогу".
"Такие концерты делать надо - это точно! Правда, на аппарате получше, - заметил по этому поводу главный "митек" Дмитрий Шагин, внимательно слушавший все выступление ДДТ в кулисах. - И пока мы живы, Высоцкого не забудут никогда. Когда я узнал про всю ситуацию с ним в 80-м - для меня это, конечно, был шок... Сначала я даже думал, что убили - я не мог понять, как такой молодой, здоровый, энергичный человек может умереть - для меня было загадкой, как это могло произойти. А сейчас мы дружим с его сыном Никитой, с которым у нас были совместные проекты "митьковские", была выставка "Место встречи изменить нельзя" на один из дней рождений Владимира Семеновича - ведь это же один из культовых у "митьков" фильмов. И песни я тоже пел - с Юрой Шевчуком для альбома "Странные скачки" записали песню "Дом", где я пою в "хоре", и еще у меня на диске "Митьковские танцы" есть трек, где я имитирую Высоцкого: "Граждане бандиты, вы окружены! Всякое сопротивление бесполезно!.." Пока есть те, кому петь эти песни, и те, кто это слушает, просто необходимо, чтобы это делалось!"
Что ж, а следующего выступающего можно было благодарить не только за трепетное отношение к наследию поэта, но и за то, что уже пятый год Михаил Новицкий, лидер группы СП Бабай, является организатором собственного фестиваля "Лампушка", посвященного памяти Высоцкого: "Наш фестиваль "Лампушка" посвящен событию, которое состоялось неподалеку от поселка Сосново, на берегу озера, в 1972 году. Тогда ни один ленинградский ДК не рискнул сделать концерт Высоцкого официально - все боялись за свое место, за свое кресло, за свой портфель. И в итоге было принято решение сделать такой подпольный лесной концерт... Я об этом узнал 5 лет назад, нашел очевидцев, нашел вырезки из газет, в Интернете даже нашлась фонограмма этого концерта... Вот в память об этом событии мы и проводим теперь каждый год фестиваль молодых исполнителей, который задуман как Авторский в буквальном смысле слова. Мы раскрываем свои объятия всем авторам и боремся за чистоту жанра "Авторская песня". Независимо от стиля исполнения: рок или бард, декламация или романс, под бубен или под гармонь, а хоть и под оркестр - не важно! Важно, чтобы автор и исполнитель предстал перед зрителем в одном лице". (Кстати, очередной фестиваль "Лампушка-2005" состоялся уже в эти выходные - прим.)
В исполнении СП Бабая довольно артистично и близко к оригиналу были исполнены целых 5 песен Владимира Семеновича - "Песня по прыгуна в высоту", "Притча о Правде и Лжи", "Песенка про козла отпущения", "Баллада о любви" и "Еще не вечер". "Лучше, конечно, исполнять его песни по-своему, но интонации все равно прорываются, как бы ты ни пытался сделать это без подражания, потому что авторитет существует, и от этого никуда не деться. Хотя я стараюсь героев песен Высоцкого играть все-таки максимально по-своему", - прокомментировал свое выступление Михаил. Мне же показалось, что эти слова более соответствовали манере игры другого Михаила, Башакова, вышедшего на сцену вслед за тезкой для исполнения "Милицейского протокола" - песни, которую он, по его собственному признанию, научился играть самой первой и пел ее еще в пионерском лагере: "Мне хотелось спеть именно несерьезную песню, потому что все его знают и помнят больше по глубоким песням - они наиболее яркие и передаются из поколения в поколение. А вот веселые больше связаны с некими атрибутами той жизни, и поэтому быстро забываются. Вообще, конечно, очень волнительно, когда со сцены исполняешь песни Высоцкого - это очень сложно делать на публике. Когда в компании поешь, то даже лучше получается. Я считаю, что в компании эти песни надо петь обязательно, а со сцены... Мне нравится, как некоторые их исполняют: например, когда Шевчук спел "Что за дом стоит...", мне очень понравилось. Или, например, когда Гарик Сукачев спел "Кони привередливые", то мне тоже не было противно. Конечно, мы это все соотносим и ассоциируем с Высоцким, и для нас нет исполнения лучше. Но я не консервативный человек в этом плане! Если хочется петь, то надо это делать, тем более, если у тебя есть все предпосылки для этого".
К сожалению, ввиду параллельного с просмотром концерта взятия интервью у его участников, мне не удалось увидеть выступление группы Кукрыниксы, но следующее выступление меня заставило вернуться в зал. Во-первых, потому что я услышала одну из самых сильных и сложных, на мой взгляд, для исполнения кем-либо еще, кроме автора, песен - "Кони привередливые", а во-вторых, потому что это действительно было совершенно иное прочтение известного произведения. Видно было, что человек явно не принадлежит к рокерской тусовке, да и голос его был хорошо поставленным, сильным и обладал широким диапазоном. Впрочем, это легко объяснилось, поскольку обладатель этого голоса, Анатолий Тукиш, оказался солистом того самого Мюзик-Холла, где и проходило мероприятие. Честно говоря, я даже не ожидала, что меня так зацепит его выступление... Как удалось выяснить из беседы с ним после, такая реакция его вовсе не удивила - задолго до меня свое восхищение артисту выражали и более известные личности. "Коней" я пою уже более 10 лет, - поведал мне Анатолий. - Мне было очень приятно, когда и Иосиф Давыдович Кобзон, и Вахтанг Кикабидзе сказали, что "ты - единственный, на кого Володя бы не обиделся за эту песню, потому что у тебя это получилось лучше". Для меня это было высшей похвалой! Потом я сделал еще одну песню, "Старый дом", но дальше нее дело не пошло... А я ведь хотел сделать целый альбом из его песен, но не посмел, остановился, потому что считаю, что портить эти песни нельзя".
А вот совершенно с неожиданной стороны для меня проявился лидер группы Пилот Илья Черт, сменивший на сцене Лену ТЭ, чье выступление для меня тоже осталось, что называется, "за кадром". Мало того, что босоногий Илья оказался практически в роли хэдлайнера, ибо, в отличие от остальных, ему доверили исполнить аж целых 10 песен, лишь две из которых были написаны Высоцким. Но зато каких две! Я могла бы ожидать чего угодно, но то, что лидер уже почти культовой рок-группы выберет для своего выступления две песни Алисы из замечательной детской пластинки "Алиса в стране чудес", которую я так любила слушать в детстве, стало для меня большим сюрпризом. "С этой пластинки, кстати, я начал свое знакомство с его творчеством. И я выбрал эти две песни, как наиболее близкие мне, которые меня очень сильно потрясли когда-то. Мне до сих пор непонятно, честно говоря, как они связаны с его личностью, - сказал Илья. - Между прочим, мне мама в детстве пела вместо колыбельной на ночь песню про заповедные и дремучие Муромские леса, где "такие злые бесы - чуть друг друга не едят", и мне это тогда очень нравилось (улыбается). Меня до сих пор интересует его творчество в детском плане: его озвучивание детских пластинок, игровых песен. Вместе с этой детскостью они отдают такой нереальной странностью, которой может, наверное, похвастать только книжка о Винни-Пухе, например".
К сожалению, после ухода лидера Пилота со сцены зрительный зал, покинутый к тому моменту ярыми фанатами Шевчука и Горшенева-младшего, лишился и той части публики, что пришла лицезреть исключительно своего кумира. Все оставшееся время мальчики и девочки в желтых "пилотовских" майках осаждали гримерку музыканта, досаждая просьбами сфотографироваться на память и получить автограф.
Ну, а того, кто действительно пришел почтить память великого творца, еще ждала встреча с гостем из Москвы Виталием Кацабашвили, давним поклонником и замечательным исполнителем песен Владимира Семеновича, выступавшим в сопровождении своего друга из группы Ливень Алексея Летуновского. В свое время мне довелось познакомиться с Виталием на концерте в Центральном Доме Журналиста, который был им организован в честь дня рождения поэта: "Я считаю, что мы делаем правильные вещи. Надо дать молодому поколению - старые-то еще помнят! - не забыть, а значит, продолжить жизнь песен Владимира Семеновича. Конкретный пример: подходит ко мне человек и просит: "Спойте, пожалуйста, песню. Правда, она не Высоцкого, а Никиты Джигурды - "Кони привередливые". И мне пришлось этому 16-летнему подростку объяснять, кто истинный автор песни! Мне кажется, что, внося такую ясность, мы делаем правильные вещи, и люди к нам тянутся. Поэтому петь Высоцкого необходимо, и я буду делать все зависящее от меня, чтобы это движение продолжалось, потому что оно для меня не новомодное, а идет от души с 6-летнего возраста. В 6 лет никто не знает, что такое мода, в 6 лет все честно!"
Ввиду недостатка времени Алексею и Виталию наполовину пришлось сократить свою часть концерта до трех песен. Начав с "Черных бушлатов" и "Охоты на волков", ребята заиграли "Спасите наши души", во время которой на сцену вышел еще один друг Виталия Александр Чернецкий, в компании с которым они и допели песню.
Честно говоря, я уже который год поражаюсь мужеству Саши, стойко переносящему свой недуг, но не прекращающему активной творческой деятельности. И как-то по-особенному пронзительно звучали в его устах слова "Песни о погибшем летчике" из спектакля "Павшие и живые", которую лидер Разных людей выбрал для этого концерта: "Извините, что цел! Я случайно вернулся, Вернулся, вернулся, - Ну, а ваш - не сумел". "Для меня лично творчество Высоцкого было основополагающим и определяющим в том, что я стал музыкантом, - рассказывает Александр. - Я был далек от этого, играл в футбол, а лет в 15 впервые услышал, как друг моего отца, тоже звали Володя, спел "Тот, который не стрелял". Это меня так потрясло, что я тут же попросил его научить меня играть на гитаре. Буквально за полгода я освоил "семиструнку", только для того, чтобы петь его песни! Я был счастлив, что мог донести эти песни до моих друзей, поскольку в то время достать их записи было практически невозможно".
Напоследок, Разные люди выдали забойный блок из своих хитов, которые в некотором роде можно было посчитать пусть и не прямым, но все-таки продолжением тем, поднятых когда-то Высоцким в своих песнях. "Жизнь ведь идет по спирали. И я верю, что тот прорыв, который случился в 80-х с рок-музыкой и частично происходит сейчас, повторится еще лет через 20, когда вырастут наши дети. В конце концов, исчезнет все-таки вся эта гниль, продажность - то, что возникло с приходом к нам капитализма. Россия - бесконечная страна, и в ней огромное количество молодых талантов! Здесь такая мощная, высокодуховная культура, которой многие годы восторгается весь мир - хочется, чтобы все это не пропало. Но наши дети, и, надеюсь, и внуки, не дадут ей умереть!"
Хотелось бы надеяться, что этим словам Александра Чернецкого суждено воплотиться в жизнь. Думаю, что в немалой степени этому будут способствовать и песни человека, кто был и остается совестью России, и чье творчество будет востребовано и актуально еще не один год. "Песни В.С. Высоцкого, пока жива Россия, - это энергия для ее дыхания", - так когда-то написал Ю. Шевчук в предисловии к диску "Странные скачки".
Дата рождения:
25 января 1938
1989 – Родилась Рэйна Танака, японский идол, певица, бывшая участница шестого поколения J-Pop-группы Morning Musume »»
Willie COOK (1923)
Mose ALLISON (1927)
Ernestine ANDERSON (1928)
LaVern BAKER (1929)
Dave LASTIE (1934)
Chris DREJA (1945)
Andy PARTRIDGE (1953)
Bill SMITH (1956)