Для начала хочется развеять одно заблуждение.
Вопреки распространявшимся задолго до
действа пресс-релизам, фильм 'Голем'
Пауля Вегенера снят вовсе не по роману Густава Майринка, который, как
справедливо заметил сам Гэри Лукас (Gary Lucas), "скорее психологический
этюд о Праге XIX
века, нежели реальная история о рабби Льве Бен Бецалеле". А фильм - почти
буквальное переложение старинной иудейской легенде о глиняном защитнике евреев
в средневековой Праге. Понятно, что из всех существующих версий легенды (по
одной из них, Голем довольно долго жил у рабби Лева, убирал улицы пражского
гетто и вообще был общим любимцем, пока не взбунтовался) Вегенер выбрал
наиболее лаконичную и довел ее до максимальной схематики. Ну да, всех нюансов
не вместить даже в полный метр, а если кино еще и немое...
Впрочем, фильм этот безусловно имеет отношение к категории шедевров. И поэтому, а не только из-за своих польско-чешских еврейских корней и врожденного киноманства экс-бифхартовец Лукас выбрал для перформанса в далеком уже 1989-м именно его. Проект "Голем" исколесил многие города и веси, и теперь вот оказался в Москве.
Откровенно говоря, об аншлаге говорить не приходилось: зал был заполнен чуть больше чем на треть. Впрочем, торговля аудиопродукцией, среди которой были и релизы подороже - как сольные работы героя вечера, так и его коллаборации с Джеффом Бакли и группой Gods And Monsters, и подешевле - как новый альбом "Богов и Монстров", стараниями Андрея Борисова и ассоциации "Экзотика" выпущенный в России куда раньше, чем во всем остальном мире, шла бойко.
Перед началом Гэри выступил с приветственным словом, которое с энтузиазмом, но
отчасти меняя смысл текста, переводил Максим Сильва-Вега. Максим, правда,
немедленно реабилитировал себя: на фразу Лукаса "and since that time I'm alone
in this Golem business" он среагировал так:
- И теперь я один в этом голимом бизнесе!
Зал зааплодировал, и кино началось.
Копия картины была ничего себе (особенно если учитывать ее 85-летний возраст),
хотя временами лиц отдельных героев было не различить. Но ключевые сцены видны
были хорошо. Конечно, в 2005-м не может не возникнуть вопрос: отчего это
красавица-еврейка, дочь рабби Лева (ее, кстати, сыграла русская актриса Лидия
Салмонова) так прониклась к рыцарю Флориану, каковой стараниями актера Лотара
Ментеля выглядит максимально омерзительно? Но Голем-Вегенер временами вызывал
настоящий ужас, а массовые сцены в гетто оказались и вовсе выше всяких похвал.
Однако пора о музыке.
Поначалу устроившийся в левом углу сцены и обставившийся всяческими примочками для своих гитар Лукас заметен особо не был: магия большого киноэкрана и черно-белого кино перетягивала одеяло на себя. Но мало-помалу музыка заняла равное с изображением место в сознании кинозрителей. Отчетливо выделились три темы, которые, сплетаясь и расходясь в стороны, придали драматургии действа окончательную осмысленность. Во-первых, тема гетто, эдакое иудейское альт-кантри, играемое в основном на гитаре типа National Steel, во-вторых, грозная тема Голема, жесткая, ревущая, как с трудом сдерживаемая и малоконтролируемая сила, и, наконец, тема влюбленной девушки, нежная, но напряженная.
Лукас живьем делал то, на что оркестр кинематографии в былые времена тратил
драгоценные смены в Доме Звукозаписи, где ныне базируется телеканал "Культура"
- он на наших глазах создавал полноценный и даже более того, самоценный
саундтрек к непростому и некороткому кино. Отсылая нас то к авангардному
квазинойзу, то к просторам прерий, по которым, если отрешиться от экрана и
закрыть глаза, бродили в поисках земли обетованной представители богоизбранного
народа, то к традиционной балладной лирике, Лукасу удавалось не отвлекать
внимания от экрана. В какой-то момент я и вовсе забыл о его существовании,
увлекшись перипетиями борьбы рабби Лева со всесильным Императором. Однако
вскоре все закончилось достаточно удачно как для обитателей гетто, так и для
всей империи. Разве что Флориана убили, да и не жалко - я же говорил, он мерзкий.
Аплодисменты, свет: Наполовину мокрый под светлым пиджаком Лукас раскланивался,
и по лицу его было видно - этот "голимый" бизнес ему больше чем в радость.
А потом было то, о чем мало кто знал - Гэри Лукас спустился в кафе, и там, перед глазами то ли восьми, то ли десяти зрителей, большая часть которых имела самое прямое отношение к концерту (среди них были Андрей Борисов, Алексей "Плюха" Плюснин, Александр Чепарухин, а также несколько журналистов, в том числе и автор этих строк), на той самой потертой и тяжелой National Steel отыграл часовой сет. Он просто импровизировал, сплетая блюз, кантри, рок и черт-те что еще, и, право слово, не хотелось все это как-то определять. Хотелось слушать еще и еще. Мастерством ли он брал, душой ли - не знаю; думается, прежде всего - невероятным удовольствием, которое сам он получал от каждой извлеченной ноты.
Мы разошлись в половине первого. Был длинный разговор о книжках и кино, о детях
и животных, о евреях и террористах, о музыке: и о музыке. Назавтра проект
"Голем" отправлялся в Спб.
Но остался осадок. От того, что как минимум тридцать человек в Москве, которым
это было необходимо, не услышали, как Гэри Лукас играл в полупустом помещении,
в котором день спустя клуб "Авант", набитый людьми и построковыми миазмами,
отмечал свой юбилей.
Правда, он обещал вернуться...
Earl SCRUGGS (1924)
Doris TROY (1937)
Adriano CELENTANO (1938)
Van MCCOY (1944)
Syd BARRETT (1946)
Shirley BROWN (1947)
Sandy DENNY (1947)
Joey MISKULIN (1949)