"22-го июня, ровно в 4 утра..." - не знаю, правда, как насчет времени, но точно в этот день где-то в районе Уральского хребта сорок шесть лет назад появился на свет Владимир Владимирович: - нет, не гарант нашей Конституции, а лидер группы ЧАЙФ Шахрин. Оказавшись недавно на родной земле, я не смогла отказать себе в удовольствии повидаться с одним из любимейших своих музыкантов, поздравить его с наступающим, а заодно и "покалякать о делах наших скорбных" (практически в прямом смысле, как оказалось в процессе разговора) за чашкой неизменного чаю, тут же при входе на студию любезно предложенного мне Володей, которого я, к тому же, еще и нагло оторвала от работы над новым альбомом. Впрочем, речь нас почему-то сразу зашла не о новых песнях группы Чайф, а о прошедшем накануне в Екатеринбурге концерте ДДТ, собравшем меньшее число народу, чем ожидалось. Самого Шахрина, кстати, это даже не очень удивило - скорее, расстроило:
В.Ш.: Я думаю, в том, что зрителей стало меньше на концертах, есть
несколько причин. Первая - это, конечно, вековая страсть российского народа к
халяве - мол, концерт должен быть бесплатным. За последние 5 лет многие
артисты, и мы, в том числе, старательно к этой халяве людей приучали. Огромное
количество пивных фестивалей, концертов телефонных там кампаний, предвыборных,
праздники всяческие: День молодежи, День металлурга, День города, День
выпускника, - на которых все артисты - любого уровня! - всегда играют
бесплатно! И вот они, в итоге, приучили людей, что все будет бесплатно - люди
просто уже не хотят отдавать деньги за концерты. Вот ты делаешь любой концерт
популярной группы бесплатно, и будет стоять столько народу, сколько есть
обозримого места для него - хоть 50, хоть 70 тысяч людей! А стоит сделать
билет хоть по 50 рублей - тут же количество зрителей резко сокращается... То
есть, первое - это халява, с которой непонятно как бороться, поскольку
экономическая ситуация такова, что никак с этим не и поборешься...
А вторая проблема, как мне кажется, заключается в самих музыкантах,
которые играют рок-музыку. Я вот, слушая последние записи молодых групп,
которые мне присылают (ну, естественно, и "взрослых" тоже, кого я слышу),
понимаю, что, в основном, это очень тоскливая музыка. Она не то, чтобы грустная
или печальная - она именно тоскливая! В ней мало какой-то живой энергии, какая,
например, безусловно, есть в группе ДДТ, у которой даже самые серьезные песни
звучат очень мощно, в них есть некая физическая энергия! Еще у некоторых
коллективов, являющихся положительными примерами, к которым я отношу и группу
Чайф, конечно же, присутствует еще и какая-то сексуальная энергетика, какой-то
позитивный взгляд на жизнь, когда музыка становится бодрой, веселой и
энергичной. А у молодых групп идет в музыке одна тоска - там мало эмоций,
радости, веселья, какой-то сексуальности... Пусть это будет озлобленность,
негодование, но это будут эмоции! Она же идет у них очень ровно - некий, как-то
странно спроецированный на российскую действительность, британский шик. Вот они
жуют такую жвачку, и не поймешь, весело им или грустно... И как-то у англичан
это убедительно получается, а у нас, мне кажется, никак!
И в этом отношении вся наша поп-музыка, такая радостная - если весело, то
хохочешь, ну, а если уж лирика, то прям сопли на рукав наматываешь - весьма
успешна, потому что это абсолютно в российском менталитете, это людям, живущим
в нашей стране, понятно и близко! Поэтому, я считаю, кстати, успех группы Чайф
той же самой не в том, что это попсово, а потому, что у нас или грустные песни,
или нервно-эмоциональные, или очень веселые, или откровенно разгильдяйские -
это всегда яркая и понятная эмоция! Я думаю, что вот эти две составляющие
специфики нынешнего состояния российской рок-сцены как раз и дают этот
глобальный неуспех.
Ну, это ладно - на нас, "стариков", еще ходят реально! А молодые группы...
Мы делали отборочные концерты на "Старый Новый Рок", в которых играло по 10
групп, билеты по 50 рублей, в хорошем зале, где тепло, зимой - на дачу ехать не
надо, и продавалось 50-100 билетов от силы! Неинтересно людям было! Так что
проблема не в том, что "попсня" наступает, а проблема в нас самих, и очень
большая проблема!
Звуки.Ru - Может, время стадионных концертов прошло совсем?
В.Ш.: Ну, наш концерт в "Олимпийском" вроде показал, что еще не очень прошло.
Звуки.Ru - Ну, это же ВАШ концерт в "Олимпийском"
В.Ш.: А во всем мире стадионные концерты дают единицы из тысяч играющих музыкантов! Практически вся манчестерская сцена играет на 150-200 человек, и вся модная музыкальная тусовка, которая, казалось бы, сейчас самые-самые звезды на MTV - все играют в крошечных залах и на больших фестивалях. Большие площадки - это чаще всего, фестивали, а сами по себе никто не собирает огромные стадионы! Это могут себе позволить U2, Aerosmith, Rolling Stones - то есть "дядьки" такие уже, монстры, а из молодых я даже не знаю, кто может собрать сейчас стадион. Может, наверное, это сделать Мадонна, но она уже тоже, в общем, не девочка...
Звуки.Ru - Тебе самому, где больше нравится играть - на больших площадках или в клубах?
В.Ш.: Ну, совсем большие, честно говоря, я не очень люблю. Когда я не
вижу последний ряд, лица людей, когда это переходит в толпу, то меня это
немножко смущает. А в клубах, поскольку мы там играем редко, то для нас это
экзотика! (улыбается) И для меня люди, которые стоят на расстоянии полметра, и
ты с ними разговариваешь, не напрягаясь - это, конечно, экзотика. Бывает,
конечно, что подвыпившие мешают играть, лезут на сцену, бывает, что фотограф
какой-нибудь дурацкий сядет перед тобой, и ты понимаешь, что он снимает
какие-то абсолютно жуткие и отвратительные снимки - снизу, когда ты с открытым
ртом - чудовищные просто, и он делает это в течение часа-полутора...
По большому счету, для нас идеальный зал - это Горбушка, ДК МАИ - то есть
одна-три тысячи человек, стоячий партер, но таких залов очень мало в стране, к
сожалению...
Звуки.Ru - Вы в конце мая проехались по Германии, как там дела обстояли?
В.Ш.: Это тоже были клубы - от пятисот до полутора тысяч человек. Но,
в принципе, отличный вариант! И если учесть, что это было такое приключение, мы
проехали почти три тысячи километров, мы меняли места, и это была чужая страна,
и у нас даже было три дня вообще свободных - мы отыграли четверг, пятницу,
субботу, воскресение, а потом отдыхали - съездили в Амстердам, после этого день
отлеживались... (смеется) Это было очень приятно - это такое приключение, как
некий бонус!
И люди, конечно, на этих концертах счастливы как-то по-особенному. Для них
это настолько событие, настолько важное в их жизни, что я даже читал потом на
сайте отклики, типа: "Я был на Metallica, на Guns'n'Roses, на Мадонне, но на
вас я получил удовольствия больше. Хотя вы не лучше играете, но для меня этот
концерт значит больше!" И такие слова стоят многого...
Звуки.Ru - Может, уже стоит устраивать клубные туры по нескольким странам? Ведь практически везде уже живут наши бывшие соотечественники?
В.Ш.: Нам бы еще таких Мурзиков (Андрей Муратов, бывший клавишник ДДТ, организатор концертов русских рок-групп в Германии - прим.) с пяток штук по миру, чтоб устраивали подобные концерты, и было бы гораздо лучше! Все же зависит от людей - зачастую там какие-нибудь старые филармонические люди, уехавшие давно и пытающиеся до сих пор жить по принципу: нагреться, накрысить или что-то украсть. Они считают, что для русского артиста заграница - это уже, само по себе, счастье, поэтому нафига еще какие-то условия создавать по райдеру? Ну, а для нас это неприемлемо - у нас заграницей райдер абсолютно точно такой же, как и в России - ни больше, ни меньше.
Звуки.Ru - А в нашей стране, как ты считаешь, можно ожидать перемен в лучшую сторону? Я намекаю сейчас на ту нашумевшую встречу с Сурковым, после которой все чего-то ожидали, но пока что-то ничего особо не происходит - ни в плане телеэфиров, ни в ситуации с концертами и так далее...
В.Ш.: Я лично тоже пока ничего не ощутил. Мне передали одну пластинку, где было 8 молодых групп, по две песни, и сказали, можете вы им написать что-нибудь - это как раз шло оттуда, от того продюсерского центра, который вроде как должен будет сотрудничать с рок-музыкантами. И я не согласен с Мишей Козыревым, который сказал в интервью журналу "Rolling Stones", что все будет построено по принципу "Фабрики звезд" - абсолютная бредятина! Я не знаю пока, хорошо, что будет такой центр или плохо, я в него не вхожу никак, но уже то, что будут отслушивать уже готовые группы, целый авторский коллектив - ну, кому-то повезет, кому-то нет - это во всем мире так! Ты отсылаешь в любой продюсерский центр - при Белом доме, при Кремле, при фирме Sony или EMI - неважно...
Звуки.Ru - Это под руководством Суркова создан такой продюсерский центр?
В.Ш.: Ну, я думаю, не сам Сурков это курирует, наверняка, есть
определенные люди для этого. Ему, что, больше нечем заниматься, как
продвижением рок-музыки в нашей стране? Просто он неравнодушный человек, ему
эта музыка нравится, и он понимает, что он чем-то может помочь - хотя бы найти
нужного человека и поставить его на нужное место, может быть, сделать какой-то
звонок, чтобы решить какую-то проблему...
Я думаю, что то, что концерт группы Чайф показали недавно по Первому
каналу - это уже говорит о том, что слухи о той встрече дошли до кого-то там в
руководстве канала, и они решили, на всякий случай, поставить концерт в эфир -
а вдруг потом спросят, почему они это не показали? (улыбается) То есть все
равно это уже какой-то плюс в нашем деле! Хуже-то точно не будет. По крайней
мере, я абсолютно уверен в том, что это не есть какой-то адский кремлевский
замысел, чтобы всех загнать в какой-то концлагерь для одаренных музыкантов - у
нас столько проблем, что, по большому счету, мы на хер никому не нужны!
Звуки.Ru - Просто все начали опять возмущаться, что даже Шевчук пошел на компромисс с властью, приняв от президента Рахимова звание народного артиста Башкортостана...
В.Ш.: (возмущенно) А почему нет? И что значит "на компромисс"? Мы же все эту власть выбираем - то есть получается, что мы выбрали каких-то подонков, и значит, мы все такие дураки, что ли? Но мы же сами их выбрали! Я лично голосовал за Путина, и мне, может, многое не нравится в том, что он делает... Но теоретически, если я понимаю, что там люди голосовали и за тех депутатов, которые выбирают членов правительства, то зачем дурака-то валять? Почему не вступать в диалог? Другое дело, насколько это достойно и прилично - получить какую-то возможность, скажем, грант, чтобы сделать тур той же группе ДДТ к 25-летию - да отлично! Если помогут власти, чтобы это сделать, то люди смогут увидеть концерт, который в противном случае они никогда не увидят...
Звуки.Ru - Многие начали в этой связи вспоминать Ленинградский рок-клуб, якобы созданный по инициативе КГБ.
В.Ш.: Вот кто сказал, что он был создан по инициативе КГБ? Вот это настолько миф уже... И, опять же, кому было плохо? Я выступал на трех фестивалях - роскошные концерты были! В этом рок-клубе вырос весь цвет того, что мы называем "русским роком" - ну, если это сделали КГБ, то спасибо им большое за это! Как только они перестали им заниматься, все развалилось... Хочется сказать им : "Ребят, может вы снова? У нас неплохо получалось вместе!" Почему нет? (смеется) Главное - это результат! Если бы все вдруг превратились там в стукачей и доносчиков - другое дело, но этого же не было? Сам по себе диалог с майором КГБ или помощником президента никак не может очернить человека, мне кажется! Они, в конечном итоге, не немецко-фашистские наймиты - это тоже наши граждане!
Звуки.Ru - А почему, как ты думаешь, наши олигархи, многие из которых слушают и любят вас и другие рок-группы, не вкладываются в рок-н-ролл? Почему покупаются футбольные клубы и т.п.? Ведь у многих рок-музыкантов есть богатые друзья, и вы вот часто даже выступаете на различных корпоративных вечеринках...
В.Ш.: Ну, вот в клуб вложил, и он мой. Или в девушку длинноногую вложил - и она тоже моя. А в группу, скажем, Алиса вложил, а она твоя не становится! То есть ты можешь помочь ей как спонсор записать альбом, дать денег, снять клип, но они не любят давать так деньги, они любят покупать что-то, а купить рок-группу очень сложно! (улыбается) Клуб вот легко покупается...
Звуки.Ru - У вас одних из первых, тем не менее,, был опыт спонсорского клипа...
В.Ш.: Ну, это был спонсорский контракт с определенным пивом (называет марку), на очень небольшую сумму, где было оговорено, что там-то мы в майках, а тут-то на пластинке мы напишем их название. Но это нормально, в принципе, это партнерство - им выгодно и нам тоже, они нас не купили! Он не может сделать перестановку в группе, не может нам другой репертуар поставить! Повторюсь, что человек, покупающий длинноногую девушку, может ей сказать: "Грудь нарастить, волосы сбрить, мини-юбку не носить!" - и она это делает! Футбольный клуб купил - значит, тренер будет этот, играть будем так-то, а игроков купим этих, этих и этих. У него есть ощущение, что это вещь, которую он может продать в любой момент! А кому он продаст рок-группу? Эти люди очень считают деньги - они не любят тратить их просто так! И когда они их тратят на вечеринку, то они на определенный период времени покупают твою концертную программу, и за это платят деньги, а группа целиком, слава Богу, не продается!
Звуки.Ru - Ну, можно вложить деньги в рок-фестиваль, например...
В.Ш.: И тогда быть владельцем этого фестиваля - по идее, да, но почему-то на это мало кто идет. Можно сделать свой фестиваль, быть его владельцем, условно говоря, как фестиваль "Крылья", например, которые делает "Старый мельник". По идее, они могут этот фестиваль продать в любой момент - взять название "Крылья" и продать его другому хозяину - думаю, кстати, поэтому фестиваль и не называется так же, как пиво. По идее, мы можем продать фестиваль "Старый Новый Рок", потому что мы владеем этим фестивалем - это абсолютно частное предприятие. Но наши богатые дяденьки пока не шибко хотят в это дело вкладываться, и по большому счету, правильно делают! Потому что за 6 лет фестиваля в прошлом году, честно признаюсь, я впервые заработал полторы тысячи долларов - это за полгода работы, как минимум! Это очень смешные деньги, конечно, а риск при этом... А летом делали - так попали на шесть тысяч! В нынешнем году все равно опять будем пытаться делать - может, и получится что-то более прибыльное...
Что ж, осталось только пожелать имениннику, чтобы его надежды на удачное проведение "Старого Нового Рока. На волне" в конце июля не оказались тщетными. Еще раз с днем рождения!
Дата образования:
29 сентября 1985
1978 – Родился Кристофер Тони Уолстенхолм - басист британской группы Muse »»
1978 – Родилась канадская поп-звезда Нелли Фуртадо, прославившаяся в 2001 году синглом "Turn Off the Light". Кстати, свое имя певица получила в честь советской гимнастки Нелли Ким »»
1981 – Бри́тни Спирс родилась в городе Маккомб, штат Миссисипи. Ее зовут "поп-принцессой" — эта прекрасная блондинка, обладательница Грэмми, танцовщица, автор песен и актриса "озвучила" мечты и мысли поколения миллениума »»
Else Marie PADE (1924)
Владимир Николаевич ДАНИЛИН (1946)
John Wesley RYLES (1950)
Nelly FURTADO (1978)
Britney SPEARS (1981)