Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева - один из тех проектов, который возник не так давно, но уже получил известность в России и в международных музыкальных кругах. Каждые два года он проходит в Калининграде. Это единственный конкурс органистов такого масштаба в России, и для органистов он играет ту же роль, что для пианистов, скрипачей - конкурс имени Чайковского. В этом году конкурс будет проходить в четвертый раз.
Впервые отборочные туры будут проходить одновременно в Москве и Гамбурге c 22 по 25 августа. В Москве - в Музее музыкальной культуры им. Глинки, в Гамбурге - в Кирхе св. Иоанна в Альтоне. Сейчас на конкурс подали заявки 48 музыкантов из 16 стран мира.
Прошедшие на второй тур исполнители приедут в Калининград для участия во втором и третьем турах, которые будут проходить в Концертном зале филармонии (бывшая кирха св. Семейства). Официальное открытие конкурса состоится 29 августа 2005 в Калининграде. Вручение призов и концерт лауреатов состоится 3 сентября.
За годы существования конкурса в его жюри и среди участников перебывало немало людей, для которых он стал не просто этапом, а важной страницей жизни и они могут объяснить почему...
Таливалдис Декснис (Латвия),
профессор Академии музыки Латвии, заведующий кафедрой органа:
- Орган имеет не один голос, его справедливо сравнивают с оркестром. Хорошие
мастера всегда создавали инструменты, учитывая акустические особенности
помещения, где этот орган будет звучать, специально интонируя его под
конкретный зал. Акустически зал Калининрадской филармонии - безупречен и для
музыки Баха, которую называют ежедневным хлебом органиста, и для современных произведений.
Конкурс показал, что органная музыка популярна в России.
Органный конкурс в Калининграде - не только состязание, что достаточно важно,
но это, прежде всего, отличная школа для всех участников и для членов жюри.
Органная музыка Таривердиева мне хорошо известна, в моем репертуаре - его
Концерт для органа N 1 "Кассандра". Музыка Таривердиева имеет характерную
особенность. Чисто технически она может показаться несложной. Во всяком случае,
более простой, чем, к примеру, сонаты Баха. Но исполнить ее может только органист,
ставший соавтором композитора. Настолько она драматична и экспрессивна -
недаром органные произведения композитора чаще всего отражают "болевые" события
истории. Точным воспроизведением нот содержание этой музыки не передать. Микаэл
Леонович оставил нотные записи с минимальными указаниями, полунамеками - словно
адресовал партитуры единомышленникам, которые должны дополнить их собственными
переживаниями и эмоциями.
Леонид Десятников, композитор:
- Здесь сложилась обстановка, располагающая к свободному общению и не
акцентируется спортивный, состязательный элемент. Уверен, что он, как и азарт,
престиж, амбиции, не на пользу самой музыке.
Не надо думать, что органный конкурс - только соревнование, это прежде всего
возможность играть и учиться.
Ирина Тигранова-Тертерян (Армения),
пианистка, музыковед, профессор Ереванской консерватории:
- Органная музыка Таривердиева оказалась для меня во многом неожиданной. С одной
стороны, композитор воссоздает те приемы и характерные особенности, которые
были типичны для старинной музыки, и в то же время насыщает ее современным
смыслом. В напряженности звучания, в волнообразном нагнетании мелодий -
динамика наших дней.
Мартин Хазельбек (Австрия),
органист, дирижер, художественный директор оркестра Венской филармонии:
- На первые два конкурса я не смог выбраться из-за занятости на
преподавательской работе. И, честно говоря, переживал из-за этого, потому что
следил за Калининградским конкурсом и считал его уровень достаточно высоким.
Этот конкурс важен для художественного развития органной музыки и то, что
удалось сделать Вере Таривердиевой, не может быть выражено простыми словами. Эта
замечательная талантливая идея, воплощенная ею, с каждым годом будет приносить
все более значительные результаты.
К удачным моментам я отношу выбор концертного зала для конкурса. А именно то,
что раньше здесь была церковь. Сравнивая этот зал с различными концертными
площадками Европы, понимаешь, как важна для органа храмовая акустика. В
светском зале звучание органа всегда целенаправленно и агрессивно. Здесь же, в
Калининграде, вы никогда не устанете слушать орган, потому что кроме музыки в
пространстве есть еще что-то, о чем человек судить не должен.
Самое большое наслаждение я получаю, слушая исполнителей органной музыки из
России. Уровень, на котором сейчас находится ваша органная школа, высок и
стабилен. И мне бы хотелось, чтобы контакты между российскими и европейскими
органистами крепли.
Самое ценное в этом конкурсе - обмен музыкальными идеями. Последние конкурсы, и
особенно калининградский, перевернули сложившееся представление об органисте.
Вместо крупных юношей за орган садятся воздушные и хрупкие, как балерины,
девушки. И своими изящными ручками и маленькими ножками они играют
поразительно. Доказывая, что физические данные - не главное. Что же главное? -
спросите вы. Наверное, отменная координация, поскольку органисту приходится
контролировать все движения рук и ног, и, конечно, музыкальная одаренность.
Сочинения Микаэла Таривердиева для органа мне близки своей эмоциональностью и
мелодичностью. Правда, на мой взгляд, музыка такой экспрессии больше подходит
для концертного, а не конкурсного исполнения.
Лионель Рогг (Швейцария),
органист, композитор:
- Как музыкант, я поражен мастерством юных исполнителей из России. Я даже
представления не имел о том, насколько интересна русская органная школа. Это -
главное и очень приятное удивление конкурса. Она имеет, на мой взгляд, две
особенности: во-первых, обостренную эмоциональность. Не потому ли среди
российских органистов так много представительниц прекрасной половины
человечества? Для себя я объясняю это так: для женщины искусство - один из
способов раскрыть свою индивидуальность. Женщина и музыка - понятия настолько
тонкие и духовно возвышенные, что их дуэт закономерен. И, во-вторых, все
русские органисты виртуозно владеют игрой на фортепиано. Они-отличные пианисты.
Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды),
органист, лауреат Первого конкурса
имени Микаэла Таривердиева:
- Шесть лет назад я открыл для себя прекрасный город и прекрасного композитора. Я играл ее в концертных
залах многих стран мира: в Германии, Бельгии, Голландии. Она говорит сердцем и
потому понятна всем. А конкурс стал для меня "окном в Россию", которая
оказалась такой гостеприимной и талантливой.
Этот конкурс появился и существует благодаря энтузиазму не такого уж большого числа людей. И в первую очередь благодаря усилиям вдовы композитора, чье имя он носит: Веры Таривердиевой. Столько, сколько знает об этом конкурсе она, не знает, наверное никто. И кому как не ей о нем рассказывать...
Вера Таривердиева, арт-директор конкурса,
Президент
благотворительного фонда Микаэла Таривердиева:
- Мне часто задают вопрос: почему для проведения конкурса органистов я выбрала
Калининград? Я могу назвать много причин. Но самая главная - вовсе не причина.
Просто однажды было чувство, которому я поддалась. Оно возникло внезапно, в
первый же день, вернее, в первую же мою ночь в Калининграде, в первый мой
приезд, когда еще только конкурс был в проекте. Тогда меня подвели к
Кафедральному собору Кенигсберга. Никого не было вокруг. Ледяные глыбы
столпились вокруг собора, отражая свет луны. И сам Собор, как мне тогда
показалось, послал в темноте свой привет. С этого момента я ни разу не
сомневалась, что Калининград - правильное место для единственного в России
международного конкурса.
Прошло шесть лет, и в этом году мы проводим уже четвертый по счету
конкурс. Какой будет его дальнейшая судьба - не знаю. Но знаю точно: прошедшие
шесть лет стали историей Калининграда, а судьба конкурса неразрывно связана с
судьбой этого города.
Каждый раз конкурс собирал замечательных музыкантов, которые своим
приездом, своим отношением делали его судьбу удачной. И еще такой ее сделал
город. Помню, на следующий день после закрытия Первого конкурса, на улицах -
я это слышала сама - обсуждали, что, оказывается, на органе играют не только
руками, но и ногами. Калининградское телевидение показывало открытие и закрытие
конкурса в прямом эфире, и люди, которые никогда не бывали в концертном зале,
полюбили конкурс и орган. Город сделал героем Мишеля Шапюи, легендарного
французского органиста, любителя и собирателя трамваев, предоставив возможность
проехаться по его улицам на персональном трамвае. Было много и других
историй, человеческих и профессиональных,
в которых принимали участие многие люди. И именно город стал главным участником
нашего конкурса. Мы подошли друг другу. И еще. Город сделал своим героем
Микаэла Таривердиева, известного стране своей музыкой кино. Калининград же стал
открывать другого Микаэла Таривердиева. Здесь началась его другая жизнь.
Для меня в конкурсе есть один важный, может быть даже главный, момент.
Конкурс - это поиск близких людей. Тех, которые разделяют твои взгляды и готовы
разделить с тобой судьбу. Лауреаты нашего конкурса стали для меня такими
людьми. Сегодня о них можно сказать, что они тоже калининградцы. Калининград
стал важной точкой в их профессиональной карьере, дал понять и оценить
атмосферу любви и человеческой близости. И где бы они ни выступали - в Париже
или Лондоне, в Амстердаме или Риге, Красноярске или Казани, они с гордостью
объявляют в своих афишах принадлежность к самому западному городу Российской
Федерации.
Не случайно, когда лауреаты всех трех конкурсов собрались для
совместного выступления в Международном Московском доме музыки в программе
"Органный хит-парад", они посвятили это выступление юбилею Калининграда.
Я счастлива, что в рамках Четвертого конкурса мы заявляем о юбилее
российского города в Москве и Гамбурге, где проходит первый тур конкурса. Я
счастлива, что о Калининграде вспоминают с любовью выдающиеся музыканты,
которые здесь побывали: Жан Гийю, Мартин Хазельбек, Лионель Рогг, Нажи Хаким,
Кэрол Терри, Леонид Десятников, Таливальдис Дэкснис...
Я счастлива, что Гидон Кремер, открывавший Третий конкурс
вместе со своим коллективом Кремерата Балтика, возвращается вновь в этот
город, чтобы открыть Четвертый конкурс.
Когда-то в Ялте, когда мы с Микаэлом Леоновичем отдыхали в доме творчества
"Актер", произошла смешная история. Кто-то пустил слух, что в порту стоит
корабль "Микаэл Таривердиев". Желающие могут совершить экскурсию. Как мы ни
убеждали, что это всего лишь чья-то шутка, нам не верили. Может быть, все это
не случайно. Потому что Микаэл Таривердиев любил музыку и море. Может быть
когда-нибудь в морском порту Калининграда будет стоять белый пароход. И он
будет носить имя, которое уже носит Международный конкурс органистов - имя
Микаэла Таривердиева. Ведь у нас теперь общая судьба.
Микаэл Таривердиев не примыкал ни к одному течению в искусстве. Лишь однажды его страстное желание быть понятым было декларировано им как эстетический принцип.
Дата рождения:
15 августа 1931
Подробности из жизни:
Микаэл Таривердиев, армянин по
происхождению, родился 15 августа 1931
года в Тбилиси. Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в
Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс Арама
Хачатуряна) и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до
смерти в Московский театр имени Ермоловой, он провел в Москве. Умер в Сочи,
куда уехал на море. Он был спортсменом, фотографом, за год до смерти попал в
список секс-символов России, многие годы слыл плейбоем и светским человеком,
вел телепрограммы и писал музыку кино. Он композитор необычной судьбы. Его имя
было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Для многих он так и
остался автором музыки к кинофильмам "Семнадцать мгновений
весны" и "Ирония
судьбы" Широко известные
работы в кино заслонили огромный пласт творчества
Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты,
инструментальные концерты - все это оставалось в тени.…
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)