Десятый фестиваль радио Максимум в полный рост оправдал не часто вспоминаемую приставку "рок" в своем названии. Практически все, выходившие на сцену музыканты, давали жару, по старинке, вручную - только музыкой и драйвом. Зато его международность не вышла за рамки тесных российско-британских отношений. Понятно, что Океан Эльзи формально тоже был "заморским гостем", однако воспринимать его в таком качестве автоматически - пока не получается, менталитет еще не тот. Впрочем, по порядку. Максидром открылся 15 минутной трансляцией трека, заявленного как гимн фестиваля. Эта композиция, напоминающая драм-н-бэйсовый ремикс на Kraftwerk, прозвучит столько раз, озвучивая пересменку между сетами, что станет казаться, будто ее главное достоинство - аморфность, позволяющая звучать по полчаса, не афишируя склейки.
Наконец группа с розовыми шариками, скандирующая "Зем-фи-ра!", дождалась выхода своего кумира. Юбилейный Максидром открывала именно она и, как и в прошлом году, открыла свой сет композицией "Небомореоблака". Только теперь она звучала в новой, жесткой альбомной версии. Земфира не представила своиих музыкантов, но можно предположить, что это ее новый концертный состав, с которым она уже успела провести выездную серию выступлений: Андрей Звонков - гитара, Борис Лифшиц - ударные. Желание играть более агрессивную, роковую музыку явно сыграло роль при отборе гитариста и барабанщика (на басу играл Корней, которому репортеры светской хроники присвоили изящную французскую фамилию "протеже"). Оказалось, что электронное звучание нескольких последних композиций Земфиры уже стало привычным, и именно перевод их на язык гитарного рока кажется необычным. А прямолинейные поливы, которыми гитарист украшал свои соло, слишком опрощали аранжировку. Иногда в вибрирующем хаосе коды музыканты теряли друг друга, и собрать их вместе мог только голос вокалистки. Грубоватый сет Земфиры состоял только из новых песен и продлился ровно полчаса.
Только после этого на сцене появились Бачинский и Стиллавин, напомнившие всем, на чьей улице праздник. Разбитной парочке, чьи шутки смешнее всего тогда, когда попадают ниже пояса, представлять музыкантов не доверили - их задачей было объявлять, кто же из ди-джеев радио "Максимум" вознесется над толпой в клетке, чтобы показать свое лицо народу и объявить героев следующего сета. Так что первыми, кто был представлен таким образом, стали британцы Thirteen Sences. Публика была настроена по-боевому и музыкантам обрадовалась, а во время их сета не заснула. Хотя бешеной энергетикой Thirteen Sences похвастать не могли. Вокалист большую часть времени проводил за клавишами и их раскатистый рояльный звук наводил на мысли о том, что этот добродушный юноша начал писать песни в момент наивысшей тоски, когда разучивал одиннадцать видов арпеджио. Зато если бы в нем было больше чувства, группу можно было бы упрекать в похожести на Muse, чего музыканты счастливо избегают.
Зато следующие участники - Братья Грим - выбрали другую стратегию. Их сложно упрекнуть в похожести на кого-то лишь потому, что они похожи на всех сразу. Цитаты из Грига, бардовская проникновенность, развесистая клюква рокопопса - все смешалось в них, но не как в ирландском рагу, а как в бульоном кубике. Вроде бы на этикетке нарисовано столько аппетитных вещей - но есть это не хочется. Зато им очень хочется, чтобы их съели. И кокетничая с залом, они, кажется, еще не вполне понимают, что сейчас публика нужна им, а не они публике - так что зрители на призывы дать тишину, "а то он не начнет играть" отвечали радостным ревом, а переоценивший размеры собственного обаяния братец Грим заводил свою печальную песнь. Главный козырь братьев - двойная порция экстравагантной внешности и возможность использовать двухголосие в вокальных партиях. Возможность эту они используют редко и с напряжением. Зато не брезгуют роялями в кустах, инсценируя вызов на сцену "человека из зала", которым оказывается Олег Чубыкин с прошлогодним хитом "Rain" и привлекая "вместо симфонического оркестра" Дэна Калашника и еще одну девушку из Net slov.
На этом разминочная часть закончилась и понеслось... Правда, начала сета следующей группы пришлось ждать очень долго. Неполадки с басом The Servant оттянули начало их выступления на полчаса, в течение которых публику пытались развлекать массовики-затейники Бачинский и Стиллавин. Зато ожидание было вознаграждено - The Servant выдали порцию энергичного и умного английского рока. Наследие U2 и Pulp музыкантами усвоено хорошо и не заслоняет их собственной музыкальной самобытности. Абсурдистская лирика, хорошие мелодии и харизматичный подвижный вокалист Дэн Блэк (Dan Black) - зал казался довольным.
Впрочем, по части харизматичности с ним вполне мог поспорить вокалист следующей группы - Святослав Вакарчук. Новый состав Океанa Ельзи звучит все так же мощно, Вакарчук все так же прыгает по сцене и не может удержаться от стриптиза ближе к концу сета. Новая песня, с альбома, который Вакарчук клятвенно пообещал скоро выпустить, была только одна, но никого это не смутило. Зато старые боевики - "911" и "Той день" - шли на ура. Со сцены несло такой энергией, что даже тихая, но суровая тетя-милиционнер, неотрывно следившая до тех пор за залом, стала через плечо поглядывать на сцену, озабоченно поправляя пилотку. Но вызывать милицию было еще рано. Следом за украинцами, не удержавшимися от шуточек в адрес Евровидения ("Открою вам секрет - я знаю, кто победил на Евровидении. Победили вы. Потому что сюда пришли") должен был выступать Mумий Тролль.
Ряд подростков со скрипками исполнил проникновенное интро с последнего альбома на фоне неистово дирижирующего ими Пунгина. Начался проигрыш к "Прости, киска" и на сцену вышел Илья Лагутенко в маске. Чехол с головы он так и не снял, оставшись в образе то ли фантомаса, то ли "инопланетного гостя". А выбежавшая на "Страху нет" стайка детей со словами "тебя вставляет - ты вставляешься", добавила происходящему абсурда. Лагутенко то стоял у пюпитра, то метался и камлал с бубном, а музыканты выдавали совершенно жесткий и экспрессивный рок. Синти-поповые мотивы последней программы были почти задавлены ревом гитар, но манерный вокал придавал звучанию нужный акцент. В этом году Тролли не ограничились песнями с нового альбома, выдав незабвенного "Кот кота" и прошлогоднюю "Медведицу". Выражение "порвали зал" вполне подходит для описания происходившего. Или стоит приберечь его для следующего выступления?
Потому что потом были Franz Ferdinand. Можно считать их "искусственно распиаренной" группой и удивляться тому, что практически дебютанты, по длительности истории сравнимые, например, с нашими Уматурман, вызывают такой ажиотаж. Но запаса такого скептицизма должно хватить не дальше, чем до первого их концерта. Группа выдает не только интересный материал, но и запасы энергии, рассчитанные на обогрев спорткомплекса вместимостью 35 тысяч зрителей. Их песни обладают высокой мелодической плотностью в лучших традициях Beatles, за переходами от темы к теме интересно следить, но при этом они вовсе не претендуют на лавры "группы для интеллектуалов". Просто даже сноб не посчитает зазорным пуститься в пляс под их рок-н-роллы, неистовые, как в начале времен. Вокалист Алекс Капранос (Alex Kapranos) должен был уже привыкнуть к тому, что русская публика отлично знает, на чей концерт пришла, но, кажется, когда народ в нужном месте взревел "Take me out!", он все же был приятно удивлен. Фердинанды не только отыграли полновесный сет, но и, через паузу, закрыли фестиваль собственным бисом - "This Fire". Не поспоришь - действительно зажгли. Это был достойный финал достойного фестиваля.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)