Среди множества штампов музыкальной журналистики есть такой, при котором автор сообщает аудитории, что "передать в полной мере впечатление от ... невозможно". От таких фраз обычно подозреваешь писаку в творческом бессилии: в самом деле, какого черта ты тогда пишешь? твоя работа и есть - передать впечатление! Не можешь - не берись!
Так вот, все, что написано ниже, даже наполовину не передает впечатления от концерта Эмира Кустурицы & No Smoking Orchestra.
Изможденный собственной деятельностью, мэтр заявил, что это его последнее турне, так же как "Жизнь как чудо" - его последний фильм. После этого он собирается удалиться в горы и пасти коз (что-то вроде). Однако Кустурица настолько любим и популярен в России, что почти наверняка даже и без этой рекламы Горбушка была бы заполнена до отказа. Вдоль длинной, как на Лужниках на Deep Purple, очереди то и дело проплывали несчастные, тоскливо стонущие: "Есть лишний билетик?" Но лишнего билетика не было. Московский средний класс - три четверти студенты и просто молодые люди, четверть люди вполне взрослые и плюс группа ЧайФ, хоть и не москвичи, но в полном составе в ложе - заполнили зал знаменитого ДК целиком. Давки не было, всякий желающий мог спокойно выбраться за пивом, однако потом относительно просто было занять место только у выхода.
На разогреве выступали Паперный Т.А..М... Выбор
организаторов оказался удачен - хотя лирика Паперного слабо соотносится с
Кустурицей, интеллигентская разухабистость его песен завела публику. Похожий на
безумного папу Карло, Алексей лупил по струнам так, что становилось страшно за
его пальцы, и искренне колбасился. Точнее, это он думал, что колбасится. И мы в
зале думали, что он колбасился. И на любом другом шоу он бы всех переколбасил.
Но не здесь.
Ровно на час позже заявленных 19.00 Паперный провозгласил: "Вот они, уже
идут!" - и покинул сцену. Десять минут копошения техников в темноте, и
вот...
Они начали без предупреждения, вышли, встали и начали играть. Длинная заводная композиция, инструментал, демонстрировала все лучшее, что есть в музыке Э.К. & No Smoking Orchestra - балканские этнические мотивы, безбашенно-прыгучие, еврейская и немецкая кабацкая музыка, интересная рок-подложка под все это дело. Когда они закончили, зал был уже покорен. И тут Эмир, похожий на бомжа в своем загадочном картузе, подошел к микрофону и объявил: "Это было доказательство, что мы умеем играть музыку. Дальше будет шоу". Вышел шоумен, и началось шоу.
...Концерт Кустурицы - это именно шоу; больше, чем концерт. В сущности, это такое же действо, как и фильмы Кустурицы, и даже круче, потому что фильмы все-таки смотришь на плоском (или вогнутом) экране, а здесь присутствуешь в этом шоу вживую, и даже можешь поучаствовать, особенно если ты - симпатичная девушка. Именно поэтому о нем трудно говорить - попробуйте-ка передать несведущему в паре (или даже десятке) фраз впечатление от, скажем, "Черной кошки, белого кота" ("черная кошька, белая котька" в произношении Кустурицы). Какая-то феерия, средневековый карнавал, нахально отвергающий обычную жизнь - и, как смерч, полностью утягивающий в себя зрителя.
В банде десять человек, и каждый способен составить собственное шоу. Впрочем,
они более-менее четко распределяются на две группы - рабочие и развлекающие.
Двое ударников, точнее, ударник и перкуссионист (по ходу концерта они
поменялись местами), басист, длинный, черный, в черных очках, с залысиной и
золотой цепью, действительно балканское ЦРУ, - потом аккордеонист и отчасти
человек с тубой - "стационарные" члены группы, они взрывают толпу, просто играя
на своих инструментах. Остальные находились в броуновском движении, постоянно
рассекая взад-вперед по сцене, удерживаясь, однако, на своей половине. Два
гитариста: один - сам Эмир в майке Команданте под бомжовским нарядом; держался
со скромной улыбочкой, как будто он здесь случайно. Никого он этим не надул -
может, среди актеров он и случайно, но кто режиссер этого действа, ясно вполне.
Другой гитарист - здоровый мужик, похожий на Большого Лебовски и Портоса
одновременно. На одной из песен он сменил гитару; новый инструмент был
декорирован красными и зелеными лампочками и закреплен на его пузе так, что его
можно было крутить на манер пропеллера - что гитарист и проделывал с искренним
упоением. "Секси саксофон" был в феске и с хитрой армянской физиономией. Он в
какой-то момент при поддержке всей группы исполнял песню для юной леди, которая
сидела в ложе рядом с Шахриным, видимо, будучи дочерью последнего. Серенада для
дамы на балконе... вот только исполняли "айм нот Ромио"...
Однако подлинными звездами шоу были Доктор и Судья. Судья - the Judge -
был в очках, черной мантии, из-под которой торчали голые икры, и играл на
скрипке. Вид его - архетип еврейского скрипача, да и только. А то, что он
вытворял с этой скрипкой, было просто невероятно. Он не просто извлекал из нее
все звуки, какие бывают в скрипке; он еще и играл, положив ее себе на загривок,
засунув смычок в башмак, зажимая его зубами... При этом в самом же начале
концерта Кустурица, мило улыбаясь, пообещал: "Попозже тут кое-кто трахнет
судью", чем немало смутил последнего. За развитием этой истории все следили
с упоением. В конце коцов с судьи сорвали мантию, под которой оказалось...
женское платье. "Зе Джадьж из рили а воман!" - триумфально провогласил
Доктор, и пока судья, не прекращая игры, прямо на сцене менял платья, изобразил
над его задницей фрикции, к полному восторгу собравшихся. На следующей песне зе
Джажьж уже снова был в мантии и пилил себе вовсю.
...Только не задавайтесь вопросом, почему судья - с аккуратными усами, кстати -
оказался "женщиной". Это же Кустурица, значит, всякое могло быть.
И все же сердцем шоу был Доктор, idem Д-р Нелле Каражлич (Dr.Nelle Karajlic). Не очень-то высокий живчик с неплохими бицепсами и брюшком, нависавшим над белыми брюками, с физиономией одесского биндюжника и в цветной рубашке, он просто зажег весь зал. Он прыгал, скакал, обливал водой себя и передние ряды, препирался с Эмиром ("Спасибо Мoсква" - "Спасибо Масква!")... Все его трюки перечислить просто нельзя. В какой-то момент он начал изображать боксерский матч с тем самым мужиком на тубе; и оба они, причем второй - здоровый во все стороны, как его инструмент, - скакали друг вокруг друга, пока Доктора не свалили несколькими оглушительными залпами из тубы. Потом он вытащил на сцену нескольких девушек из передних рядов, причем их сумочки он выкидывал в толпу через плечо, не глядя (хозяйки и пискнуть не успевали), и стал изображать с ними, гм, развратные действия. При этом он непрерывно общался с залом; его английский был с тем же славянским акцентом, как тот, на котором обычно говорят в самой России (те, кто говорит), и это еще больше сближало его с публикой. К моменту, когда он ничтоже сумняшеся запел по-русски (рефрен "Вася, иди нах.й!"), граница между исполнителями и слушателями была стерта к чертовой матери.
Сет-лист честно соответствовал названию концерта - Жизнь как чудо и не только... Песни из последнего фильма и из других программ исполнялись в равной пропорции. Кустурица & NSO порадовали публику и "Бубамарой", и "Питбулем", и памятной "This is your Devil speaking..." И хотя они провели на сцене честные 2 часа, это был самый короткий концерт в Горбушке - о времени забылось напрочь. Рассказывать можно еще долго - об огромном смычке, о чаше с огнем и факирских трюках, о (предположительно) гимне Боснии, исполненном на бис... Но стоит ли? Настоящий фильм Кустурицы, вживую, а вы стоите в массовке, и вас захлестывает это балканское безумие, неуловимо близкое и почти родное (Восточная Европа у нас одна на всех) - это нравится, даже если вы того не хотите. Так что, даст Бог, мэтр не долго будет пасти своих коз в горах. Ему это надоет через годик-другой, он снова привезет в Москву свою сумасшедшую ватагу. И напомнит всем, что такое настоящее ШОУ.
Стиль Кустурицы абсолютно эксклюзивен. Парящие в воздухе рыбы, артистичные аферисты, взрывающиеся зоопарки - одним словом: калейдоскоп. В каждом фильме его герои упрямо лезут в...
Дата рождения:
24 ноября 1955
Подробности из жизни:
Стиль Кустурицы абсолютно эксклюзивен. Парящие в воздухе рыбы,
артистичные аферисты, взрывающиеся зоопарки - одним словом: калейдоскоп. В
каждом фильме его герои упрямо лезут в петлю, но всякий раз не
выдерживает верёвка. Горький комизм в мгновение ока оборачивается
отчаянным весельем. Эмир Кустурица - это что-то вроде Диониса наших дней,
запечатлевающего свои оргии на киноплёнке. Сценарист, режиссёр, музыкант,
писатель, футболист┘ Но даже всех этих ипостасей ему мало. И никто не
знает, чем он удивит кинотусовку завтра.
Кустурица появился на свет 24 ноября 1955 года в Сараево. Его
семья жила недалеко от цыганского поселения, и Эмир проникся симпатией
к этому племени кочевников. Много веков цыгане бродили по Европе и
постигали культуру разных стран, но никогда не теряли своего
своеобразия. Кустурица сам в чём-то похож на цыгана, и дело не только
в его внешности. Он…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)