15 мая 1954 года фирма Лео Фендера пустила в продажу ставший впоследствии культовым инструмент - гитару Fender Stratocaster, один из самых популярных фетишей рокеров всех времен и народов. Через 50 лет на Болотной площади в центре Москвы был бурно отпразднован золотой юбилей этой наиболее покупаемой и чаще остальных подделываемой модели. Господин Фендер в 54 году о таком и не мечтал. И не предполагал, что на электрогитарах через 50 лет можно будет играть так много разнообразной музыки, и даже понадобится несколько сцен, чтобы как-то дифференцировать всех желающих получить в подарок заветный агрегат. Рок-н-ролльные брэнды Fender и Miller сошлись в едином порыве, дабы сделать всем любителям живой, и как заявлено, "прогрессивной" музыки, настоящий праздник, где потратиться необходимо было только на пиво.
Названия всех сцен звучали по-иностранному солидно (cхема и названия здесь), почти как номинации на MTV Awards. Действительно, было бы смешно, если бы, например, сцена Girls была названа по-русски. "Девчонки" что ли? Удобен английский язык. Конечно, названия этих сцен на русский язык переводятся, но одним словом для благозвучности не ограничишься. Поскольку, как вы видите на схеме, посмотреть всех сразу можно было только путем непрерывного курсирования по кругу, наш рассказ будет выборочным.
Появившиеся на сцене "Alternative" Jane Air всегда бодрят мгновенно, вне зависимости от того, в каком исходном состоянии вы находились. Обилие терминов, к которым обычно прибегают для описания их музыки, впечатляет. Тут и nu metal, и hard-core, и emo-metal, и emo-rock. И все это, разумеется, с элементами hip-hop, jungle и r'n'b. Новомодное словосочетание emotional rock, которым последнее десятилетие оперируют где ни попадя, по всей видимости, появилось как реакция на механистичность и коммерциализацию, ведь когда-то и представить было сложно, что рок может быть non emotional. Все, что делают эти молодые веселые питерцы без комплексов, когда-то называлось другими словами, но мы их вспоминать принципиально не будем. Какая разница, если встряс всеми конечностями и музыкальными инструментами, как и 50 лет назад, сменяется истошными криками вокалиста, да к тому же всем без исключения музыкантам девушки беспрерывно шлют воздушные поцелуи, до того они прекрасны, черти! Рок-группа может играть сколь угодно древние формы рока, приправленные современными штучками, но если музыканты пластичны, естественны и эффектны - успех обеспечен. Как-то Максим Покровский сказал: "если группа не нравится девушкам - она ущербна". У Jane Air с этим все в порядке. И песни все сугубо альтернативные - о шлюхах, наркотиках и прочей "молодежной" проблематике. Впрочем, они не исключают, что вся альтернатива когда-нибудь станет "говнороком". Сменой поколений это называется.
Небо здесь - безусловно, одно из мощнейших новообразований 21 века, все
у них
на высоком, практически западном уровне: звук, исполнение, экспрессия,
непривычные мелодии, красивый вокал Игоря Тимошина.
Один коллега у
сцены мне сказал, что они играют кришна-кор. Похоже, что музыкантам этой
группы и самим уже поднадоело это определение, потому как в любом коре -
кришна-коре, хард-коре, будда-коре, магомет-коре или христос-коре, главное
слово - это "кор", а приставка - фантик. Однако, несмотря на нашу незабываемую
детскую любовь к шоколадным конфетам фабрики "Большевичка", мы с таким
вожделением всегда смотрели на красивые заграничные обертки, не так ли? Говоря
о Небо здесь, обращаешь внимание прежде всего на обертку, все там
суперпрофессионально, как не наша группа,
судить же о начинке (содержании) предоставим право филологам. Увы, никакой
надежды, что их вердикт будет мягким - они соскучатся уже после пары строф. Что
ж поделать, если всенародную любовь все рок-монстры этой страны завоевывали
своими задушевными текстами, а тимошинские тексты - увы, самая слабая
составляющая "небоздешнего" (вот ведь слово-то вышло) успеха. Скажем, читаешь
такое: "Сколько еще осталось дней Нам быть с тобой живи скорей В моей душе
холодный лед Того что не произойдет Слепая боль семь жадных бед Но нет тебя: и
смерти нет" и думаешь: "ну не Моррисон... и не М.Пушкина". Зато
когда Игорь
начинает петь, то вроде бы все и... нормально. Никакого кришнаизма, там,
естественно, нет, да и не требуется.
Тексты группы Психея нас радуют неизмеримо больше, в этом плане они более
российские, чем Небо здесь, и вряд ли когда-нибудь вздумают петь по
английски. Психея звучит свежо и привлекает
своей непосредственностью, а их "Говнорэп" - то, что ждали все давно, и вот оно
высказано, прочитано, да не в бровь, а в глаз! Радуют нас персонажи, способные
скандировать в интервью лозунг "секс, наркотики, "Психея!" безо всяких оглядок
на необходимость выглядеть политкорректными. Панк-рок, хард-кор и хип-хоп не
дожны быть совместимыми с политкорректностью, иначе - смерть и отсутствие
доверия. Психея это понимает и этим живет. Сарказм и самоирония заставляют
думать о том, что Фео и компания старше своего биологического возраста,
на фоне
тотального инфантилизма это особенно эффектно. Слушая их, понимаешь, почему
ребята уехали из Кургана именно в Питер. Их и воспринимаешь как питерских, так
как Курган - это какая-то неведомая сибирская земля для обеих столиц,
единственная всплывающая ассоциация с этим далеким городом - Макс
Фадеев да
Линда. Выступление Психеи стало самым скандальным моментом фестиваля и, увы,
в некоторой степени позорным для организаторов. Видать, испугались мощного
слэма: взрослые дяди, организовавшие рок-фестиваль, не знали, что такое бывает.
На четвертой песне сета вышел огромный супермен с лысым черепом и в штатском,
дал понять, что выступление Психеи окончено. Причем в достаточно грубой
форме, после чего был вырублен звук. Публика числом 2000 человек озверела и
попыталась было начать громить сцену. Но на хитрую публику всегда найдется ОМОН
с винтом. Как мне удалось потом выяснить, организаторы во время букинга групп
высказывали пожелания, чтобы все было гладенько и без мата. Представители
Miller'a прослушивали все группы, Психею взяли как одну из главных групп этой
сцены, резонно полагая, что многие придут именно на нее. Да здравствуют
худсоветы! Не соскучились ли мы по временам литования текстов? Единственный
приятный момент для Психеи - выплата гонорара до начала концерта. Мне
показалось вполне достойным, что на своем сайте они не
стали обкладывать матюками организаторов этого феста.
Кстати, на "Крыльях"
никого не смущала инвективная лексика (например, "Попс" в исполнении
ВВ). Как
и должно быть на любом фестивале, претендующим быть "рок-фестивалем". Miller
Fender Fest - фестиваль "прогрессивной музыки". Найдется ли читатель, глубоко
понимающий слабую совместимость понятий "прогресс" и "политкорректность"?
Deadушки всегда казались нам чем-то не вписывающимся в мэйнстрим. Увидев, как живо и упорно толпы страждущих ломанулись на их сет, мы уж было подумали: не пропустили ли ненароком какой-нибудь хит из горячей радио-ротации? Один из самых неповторимых фрагментов фестиваля. Все бешено-взрывное, как в настоящем живом да гаражном роке, несмотря на обилие электроники. Это цепляет как Prodigy. А может и похлеще. Нет, определенно похлеще. Потому что, по нашему разумению, то, что находится уже за спиной Виктора Сологуба и Алексея Рахова, а именно группа Странные Игры, все же интереснее и шикарнее, чем культовые вышеупомянутые британцы, потому как аристократичнее. Те, кто постоянно жаждал предугадать, кому достанется Stratocaster, прочили в призеры Сологуба. Позже оказалось, что Виктору предложили ее вручить.
На "женской" сцене программу открывал, как и на "Крыльях", Bulldozer. Воистину, "прет - не остановишь!". Тане Мироновой удалось спеть одноименный с группой хит два раза, и все собравшиеся к началу праздника любители женского вокала, что не слышали еще этой группы, остались в восторге. И это правильно, ибо свежести этому коллективу не занимать.
Несколько не повезло с достойным завершением своего сета Гае Арутюнян, солистке Детей Пикассо. Не дождавшись коды, какой-то добрый дядя вырубил им звук. По крайней мере, это воспринималось именно так - и публикой, и группой. Даже непривычно как-то, нахлынули воспоминания о самоуправстве чиновников в советскую эпоху. Причину, видимо, можно считать уважительной во все времена: согласно правилам гостеприимства, рубильник был повернут ради начала программы иностранных гостей. Дальнейшие комментарии к этим правилам, видимо, излишни. Барабанщик было подхватил тему, надеясь заполнить паузу, но пауза повисла до начала шоу на основной, "британской сцене". Это, понимаешь, геополитика, м-да. Тем не менее, большую часть редко исполняемых на концертных подмостках Москвы и совершенно чудесных древнеармянских песен Детей услышать удалось.
Суперзвездой сцены "R'nR&Blue" стали, естественно, Billy's Band. Благодаря их животному магнетизму площадки у остальных сцен резко поредели. Именно в этих бесшабашных маэстро во всей полноте реализуется наша полузабытая страсть к Уэйтсу, стильному шансону, блюзу и прочим дружественным музыкальным формам. Сплошные стилизации, тонко сделанные и сочно спетые, рисуют образ музыкантов отвязных, хитрых, но, самое главное, надежных. Рисуют только тем, кто слушает. Тем, кто еще и смотрит - показывают воочию. Слушая Билли Новика, почему-то хочется, чтобы он стал вашим вторым папой. Или хотя бы Римским папой, жизнь станет куда веселее и правильнее. На последок Билли устроил джем-сейшн с Animal Jazz. Совместно была исполнена композиция "Так я падал", записанная для сингла Billy's Band "Оторвемся по-питерски".
После того, как смолкли звуки всех малых "отечественных" сцен, музыканты и
публика стали плавно перемещаться к основной, британской. Как нам удалось
выяснить, отбором и приглашением английских рокеров занимался Александр
Чепарухин, глава GreenWave records. Доверимся его вкусу. На основной сцене
концерт вели всегда модная Тутта Ларсен и Александр Нуждин. Речь Тутты,
признаться, была менее организованной, чем на "Крыльях" (ну так и Miller со
"Старым Мельником" - напитки разного, согласимся, толка), Нуждин же, казалось,
вообще был разморен. Единственное, что хоть как-то добавляло жизни в их
щебетание - синхронное произнесение имен английских групп.
Первыми были
объявлены King Adora. Добропорядочный, красивый, традиционный, скучноватый
английский мэйнстрим. Немного Radiohead, немного глэма, легкий сладкий
соус а
ля Bon Jovi - рецепт готов. Особо сильного эмоционального отклика сей продукт
у нас почему-то не вызвал, в отличие от вышедших вслед за ними Kaiser Chiefs.
Один только голос их вокалиста заставил людей неистово хохотать, а "галерку" вставать с мест в попытке разглядеть двигающиеся по сцене точки (никаких мониторов не было). Это смесь всего самого веселого, романтичного, бесшабашного и до слез знакомого, что было в английском и американском роке. Они играли песни, одна волшебнее другой, а голова наполнялась ностальгией по временам господства таких исполнителей, как Clash, Stranglers, The Tubes, Roxy Music, Sparks, Pavlov's Dog, Gary Glitter, Sparks и прочего арт-прогрессива да глэма: "Кайзеры" эклектичны настолько, насколько это вообще возможно в английских рамках. Ларсен многозначительно сообщила, что послушать в Москве эту группу приехал сам зам.главного редактора New Musical Express (UK).
Легендарные Goldblade поддали жару в виде кондового стопроцентного панка старой закалки а-ля Sex Pistols, только потяжелее. Этакая смесь Джонни Роттена и группы Тайм-аут. "Kiss my ass", все дела... Заслуженные ветераны, что и говорить. Двигаются, впрочем, весьма бодро. В сравнении с ними камбэк Sex Pistols походил на шоу тюфяков. Танцевали все. Либо притоптывали ножкой. С Goldblade иначе нельзя.
Нам хотелось бы попросить прощения у поклонников тех самых замечательных на свете коллективов, которые мы не успели посмотреть, ибо слишком увлеклись предоставленными возможностями выбора. 5 одновременно работавших сцен фестиваля предполагали именно выбор. В любом случае наша интуитивная предрасположенность к Билли Новику и его группе оправдала себя. Ведь гитарист именно этой группы Андрей Рыжик получил в подарок Fender Stratocaster. Гитара на основной сцене напоминала переходящий вымпел. Сначала она была в руках Ларсен, потом перешла к Сологубу, а тот уже вручил ее Рыжику. И Сологуб, и Рыжик поочередно подергали струны. Музыка, рожденная этой игрой, носила сугубо медитативный характер.
После церемонии вручения выступили Mystery Juice. Не стоит даже задаваться вопросом, стоит ли в связи с этим считать шотландцев хэдлайнерами. Потому как дольше всех все равно играли Goldblade. Не исключено, что наступившие сумерки и резко усиленная ловля зайчико' в глазах от светивших со сцены прямо в публику софитов, усилили ощущение "хэдлайнерства" выпускавшегося на лейбле Чепарухина и посетившего Москву в 7-й раз коллектива. Они умеренно этнические, но способны заставить верить в легенду. Вполне психоделические, чтобы успокоить подуставшую к ночи толпу рок-меломанов. И вполне достойные, чтобы посетить Москву и 8-й раз, и в 28-й.
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)