Надев красные очки, красную футболку и черные шорты, я поехал на
"Крылья". Уже на улице осенило: "чоррно-крастный мой цвет, но он выбран,
увы...". Поздно, ничего не поделаешь. Говорят, что на вечеринки надо одеваться
"стильно" и "соответственно". С точки зрения здоровья ждать чего-то хорошего от
12-часовой "вечеринки" под палящим солнцем невозможно. Оставалось надеяться на
волшебную силу искусства, надежность ограждения VIP-зоны и 60 тонн обещанного
пива, из которых 3 стаканчика объемом 0,4 л по смешной (без пяти минут клубной)
цене 40 руб. мне все-таки перепало (причем, один на халяву, но об этом позже).
Добрый Старый Мельник!..
Иллюзий, будто я, заходя на территорию "Лужников", попадаю на некое подобие
"Вудстока", конечно же, не было. В любом случае, они бы сразу рассеялись из-за
звонкого командного голоса молодого сержанта, встречавшего толпы меломанов
перед первым после выхода из метро мостом. "Воду вынимаем!", "Сумки к осмотру
готовим!". Те, кто был в армии, хорошо знают эти интонации и этот стиль -
остальным будет легче понять, если вообразить ноту "ля" ((с) М.Науменко) внутри
каждой команды. Однако соглашусь, что направлять
поведение масс надо именно таким образом, посему поведение армейских и
ментовских сержантов совершенно оправданно и жизненно необходимо: иначе массы
сядут на шею, растопчут, оборзеют, станут склонны к анархии и проч. На входе
при помощи рук рюкзачки-сумочки оценивались на вес, при помощи глаз изучалось
их внутреннее содержимое, металлоискатели сканировали человеческие тела. Всего
таких кордонов было три.
Напуганные прошлогодним сюрпризом от очередной черной Фатимы, "Крылья" не
поскупились на контроль. Это как-то успокаивало. И в то же время все дальше и
дальше уводило от "Вудстока" - ведь в одну и ту же реку дважды... Экология
ухудшается, вода в реках меняется... За первым же милицейским контролем видел
на асфальте разбросанные сотни английских булавок. Панковская бижутерия. На
всякий случай пригляделся, нет ли среди них выдранных с мясом. Тотальная
бдительность - это всегда благо. Для вашей, же, ..ля, безопасности. А ну и
вправду достанут из ушей и начнут втыкать девушкам в грудь и в попы?.. "Серьгу
сними... не положено.." ("Асса").
Асфальт, солнце, десятки тысяч зрителей. У каждого второго юноши голый торс, будто здесь - бразильский карнавал или шоу мужской эротики. А некоторые девушки опоясывают лифчики фирменной фестивальной банданой!
С утра количество зрителей уже достигло двух третей от всех пришедших в течение дня: что, если любимый Король и Шут выпустят с утра? Распечатанными программками с указанием времени выхода каждой команды, пожалуй, располагали только журналисты. Оно и правильно, а то потом пойдут судачить - на кого больше всех пришли, да после кого все свалили...
Площадь перед БСА Лужников была поделена на два условных сектора. Публика перебегала то к одной сцене, то к другой - большой и малой. Ведущими концерта на большой были Александр Ф.Скляр и Сергей Галанин, на малой - Тутта Ларсен и Паштет. Дескать, рок-мэтры представляют своих коллег, а молодые да альтернативные - своих. Галанин: "Не поворачивается язык назвать вторую сцену малой", Скляр: "да-да, скорее, альтернативной...". Отчего ж не поворачивается, если она действительно в два раза меньше? Да и звук там был, мягко говоря, потише. У нас вообще так везде: "мал еще, послужи". Я не против иерархии. Но между рок-группами (начинающими и звездами, разогревающими и хэдлайнерами, "мэйнстримом" и "альтернативой") должна быть здоровая конкуренция, а не дедовщина. Безусловно, предложи Алисе или Арии выступить на малой сцене с "молодыми талантами" - оне, наверняка, тебя пошлют подальше. В то же время, чем 5'Nizza, Маркшейдер Кунст или Паперный Т.А..М "заслуженней" Приключений Электроников или Кирпичей? Нет на эти вопросы ответа, не хочется всякими "субординационными" моментами парить собственные мозги. Я знаю, что некоторые участники попали на фестиваль за "бабло", но публике до этого нет никакого дела, к тому же, сенсационные разоблачения обещают трудную судьбу разоблачителям. На пресс-конференции часто поднималась тема о принадлежности тех или иных участников к року. Например, Князь (КИШ) искренне не понимал, что на фестивале делали Звери. Наверняка Сукачев, назвавший в одном из интервью "Зверей" (вкупе с кем-то там) "говном на палочке", думает точно так же. Там много кто так думал, наверное, но журналисты устроили бы группе настоящую обструкцию, если бы спрашивали про "Зверей" у всех подряд. Рома "Зверь" на прессухе на эту тему парировал: "Это решать зрителям, а не музыкантам". И был прав. Несмотря на тотальное изобилие лозунгов и смс (о которых - позже) типа "Зверей на живодерню", "Звери - отстой", "рок опопсел" и т.п., все так же бодро крутились государственные флажки, все так же искренне были наверху ручки. И делал это все тот же "стоячий партер". Тот самый, который крутил флажками и ручками на КиШ, Арии, Алисе, Сукачеве и Сплине. Рома не ошибся, как ни крути. Зритель всегда прав. "А для контры для матерой вроде Леха Валенсы..." ((с) Е.Летов)
Так вот, об смс. Отсутствие возможности из-за расстояний разглядеть во всех деталях мизерной величины музыкантов легко компенсировалось четырьмя огромными мониторами. Особенно полезными они были для оказавшихся за спиной звукорежиссерского блока, накрытого гигантской мельницей с нехилыми крыльями, закрывавшей весь обзор на большую сцену. Под изображением была бегущая строка, где всем желающим предлагалось за небольшую плату (0,18 у.е.) прислать смс, гарантированно попадающее на экраны. Естественно, со слегка подредактированной ненормативной лексикой. Заскучал от музыки - почитал бегущую строку. Реплики были порой самые неожиданные: "хочу Киркорова!", "Кипелов - лох, Беркут - бог", "Валерия нашла себе Шрека", "концерт - гавно, давай Пугачеву!", "сделайте мне минет и укол героина" и так далее. Особый восторг от курьезности ситуации вызвала надпись бод бодро бегущим по сцене лидером "Алисы": "Кинчев-лох". Как говорится, бывает и такое. Уже ближе к "Сплинам" и "Неприкасаемым" сообщения все чаще стали приобретать сексуальный характер: Девчонки, двум военным негде ночевать, номер телефона", "Бабы, у меня стоит, номер телефона", "давайте устроим групповуху - приглашаем бухать в Мытищи", "Яна и Лена познакомятся с клевыми ребятами и все такое, номер телефона", "кто предлагает секс - повторяйте сообщения, не успеваем запомнить номер".
Выступления всех групп проходили по одной и той же схеме. "Привет,
Крылья!... рады.. любим... и т.д.", затем несколько хитов, ручки, флажки,
вой толпы под
особо любимые коллективы и песни. Хотелось бы отметить несколько моментов
особо. Порадовал Аукцыон. Выдал старые "шлягеры" практически в джазовой версии.
Пикник пел в основном новые песни, вспомнив из старья только
"Праздник": не совсем
удачным оказался сей ход. Как можно искренне любить группу "Король и Шут", мне никогда
не понять, потому что я вообще туповатый и люблю группу Мираж.
В который раз слушаю
"Улицу Роз" Арии и поражаюсь великому постоянству - каждая сыгранная
нота в
точности повторяет студийную версию 1987 года: ни секунды импровизации.
Карибасы играли собственную версию народной песни, мнение публики
кардинально разошлось - от восторга до всяких "факов". Порадовала молодая
группа Бульдозер - еще немного, и дослужится до большой сцены, ведь "бульдозер
прет - не остановишь". Их симпатичная и шибко ироничная вокалистка и авторша
Таня Миронова даст еще прос..аться всем рок-героиням. "Паперный Т.А.М" ввел
всех в состояние индусов, отдыхающих под тентами в дневные часы самого знойного
солнца - работать в это время просто нельзя. Именно в эти часы Паперный и
компания и появились. Правда, у несчастных меломанов ничего, кроме асфальта и
скинутых на него футболок, не было. Сиеста: все разлеглись и ради
приличия иногда похлопывали в ладошки. Леша Паперный на пресс-конференции
сказал: "Ну что, все вопросы будут о том, что мы здесь не к месту?". Заметьте,
это не я сказал, он сам сказал.
Алиса начала свой сет с марша "Время менять
имена" (ух ты!), а потом зарядила свое славянофильство. Не могу судить, какая
"Алиса" лучше - черная аль православная. Меня лично очень порадовал внешний вид
Кинчева. Он был с голым торсом, в модных молодежных шортах чуть выше колен и
еще более модных черных сапожищах.
Воплi Вiдоплясова, как обычно, вне конкуренции.
Колбасились и танцевали больше всех именно на них. Скрипка в пресс-центре
посетовал на то, что на Украине нынче неблагоприятная ситуация с украинской
культурой, языком, и вообще, ширится русское националистическое движение (мы-то
думали что все наоборот), и, дескать, у группы BB нынче четкая политическая
позиция. Еще Олег выдал чудесную сентенцию: "Некоторые не играют рок, а
имитируют его".
На этом же фестивале я впервые (уж простите) видел живьем "Сурганову и
оркестр". Молодца!
Публика, в отличие от меня, успела выучить наизусть некоторые ее песни и прийти
на фестиваль
"подготовленной". На лице Сургановой светилось счастье, причем, июльским
солнцем. В таких случаях говорят: "Это успех"
К выступлению "Сплина" небо потемнело, и в
ход пошли зажигалочки... фонарики... мотыльки... Специальным гостем стали турки
Athena - ребята абсолютно европейского вида, которые играли почти что
танцевальную смесь
альтернативы и Таркана.
Познакомился с парой девушек. Они спросили, нельзя ли где-нибудь прикупить
бэйджик - уж очень хочется пробраться за сцену, покадриться с гитаристом ВВ. На
такую прагматичность пришлось ответить адекватно: "отдам за пиво, девушки". Так
мне обломился еще один "Мельник".
Знаете, умудренные опытом слушатели и рок-журналисты редко тусуются на
подобных мероприятиях долго, и уходят чуть раньше: так спокойней. Решил и я к ним
присоединиться. Правда, таковых оказалось очень много. На обратном пути волшебная
сила искусства перестала работать напрочь. Потому как до самого вагона метро
предлагалось идти вдоль кордона, состоящего из милиции, солдат и курсантов.
Узенький такой коридорчик (5 м), и дистанция между ними меньше метра. Проход
"сквозь строй". Вот сейчас достанут дубинки из-за спины и начнут колбасить,
приговария: "Пивка захотелось? Рокешнику?"
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)