При всем уважении к частным пивоварням, для концертов они приспособлены слабо.
Сколько бы дорогостоящей аппаратуры не установить в пивной, какого бы
профессионала-звукорежиссера не посадить за пульт - она все равно останется
пивной. Со всеми вытекающими и проливающимися на брюки последствиями, ужасным
звуком и неизбежным столпотворением в проходах между столиками. Вероятно, это
не вина героини репортажа, но ваш покорный слуга увидел в каких-то трех метрах
на сцене перед собой женщину, в фотографию с обложки альбома которой был
безнадежно влюблен пару лет назад - и разбилась хрустальная мечта.
Когда
слушаешь альбомы Наташи Атлас (Natacha Atlas), то закрыв глаза и включив
фантазию, без труда
можно представить Шехерезаду (пусть и в адаптированном варианте), в сказочном
Занаду вкушать молоко и мед с гуриями и гашиш с гашишинами в садах Аламута. Ну
или хотя бы на съемочной площадке Болливуда. А вот если открыть их на концерте
в пивном ресторане, куда прославленная исполнительница world music приехала
дать концерт в России, то придется увидеть прокуренный,
забитый битком зал, а в нем - сорокалетнюю даму в китчевом псевдо-восточном
наряде на
сцене. Никак не Аламут и уж точно не Занаду Кольриджа, скорее стамбульский
клуб, в котором европейские туристы получают свою положенную порцию
ориентальной экзотики под цветомузыку.
Но если оставить без внимания неподходящую обстановку для встречи с мечтой, то на самом деле произошло эпохальное событие. Легендарная Наташа Атлас, участница звездных проектов Transglobal Underground и Fun-da-Mental, обладательница божественного голоса, который можно слышать на альбомах Jah Wobble, Juno Reactor и Dhol Foundation (это далеко не все, конечно) и звания Посла доброй воли ООН, выступила в Москве. Другое дело, что обстановка для исполнительницы такого уровня все-таки не последнее дело, так что впечатление от концерта осталось смешанное. С одной стороны, невозможно не восторгаться ее вокальными данными и чувством музыки, способностью вводить публику в оцепенение и заставлять ее задыхаться от восторга, с другой - те, кто десять лет ждал ее приезда, ожидали увидеть и услышать гораздо большее.
Случайные посетители ресторана, до вчерашнего дня слыхом не слыхивавшие о Наташе Атлас и ее достижениях, бросали пиво и закуски недоеденными и бросались в пляс, не в силах устоять на ногах под сплав из арабских, индийских и прочих ближне- и средневосточных мелодий из репертуара Наташи. Взрослые мужчины под сорок, сжимавшие в руках компакт-диски в надежде получить автограф от своего кумира, к середине концерта уже никого не стесняясь в голос кричали "Лажа!" и чуть ли не со слезами на глазах выходили вон. Парадокс, как и сама Наташа, уроженка марокканской диаспоры из Бельгии, дочь еврея-сефарда, которую считают 'своей' и арабы, и пакистанцы, и индусы, и русские.
Кроме самой Наташи, на сцене находился интернациональный ансамбль из вполне
европейского вида басиста и ударника, смуглых и усатых перкуссиониста и
клавишника, и очаровательной мулатки Джули на бэк-вокале. К слову об
аутентичности и интернациональной экзотике, которой славна Наташа: единственным
"экзотическим" инструментом на сцене была дарабука, средних размеров барабан,
использующийся в качестве аккомпанемента к "танцам живота". Им орудовал
улыбчивый здоровяк со звучным именем Али Ибрагим аль-Абдель Алим.
Все
остальное - ситар, дутар, скрипку и вообще все, на чем может играть восточный
ансамбль - изображал клавишник с помощью не самого навороченного синтезатора
Casio - в комбинации с довольно примитивной цветомузыкой аутентичная атмосфера
турецкой дискотеки была воссоздана весьма подробно. Он же заменял и саму
Наташу, когда та два раза удалялась в гримерку передохнуть минут на 10.
Программа концерта сюрпризами не изобиловала: за полтора часа (из которых
добрых минут двадцать ее на сцене не было) Наташа исполнила почти весь свой
последний альбом "Something Dangerous", пару хитов с "Ayeshteni"
2001 года, в
том числе свою версию "I Put A Spell On You" Скримин Джей Хокинса,
заглянула в
"Gedida" 1999 года - вот, собственно, и все. Зато без преувеличения
потрясающими были вокальные импровизации: не самую длинную вещь
"Mistaneek" с
альбома Gedida Наташа растянула минут на десять, все убыстряя ритм и выжимая
максимум из своих трех октав.
Правда, немного подпортило впечатление от мастерства ее поведение в финале, довольно странное для уважающего себя исполнителя: представьте себе, например, Монсеррат Кабалье, которая, наклоняясь вперед всем корпусом, приглашает публику аплодировать после каждой удачно взятой ноты.
А что касается широко разрекламированного танца живота... Не секрет, что Наташа Атлас - признанный не только собственными пресс-атташе профессионал в этой области, но почему же она постеснялась продемонстрировать свое знаменитое искусство? Это было что угодно - цыганочка с выходом, "хава-нагила", танец роскошных грудей пятого размера и танец объемистого таза. Но знаменитый живот был надежно упрятан от глаз зрителей и объективов фотокамер обтягивающим платьем в блестках и для верности еще пеньюарчиком. Вероятно, полномочному Послу Доброй Воли ООН просто неприлично демонстрировать публике открытые части тела.
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)