В мае 2003 года сэр Пол МакКартни (Paul
McCartney) был в Петрограде
проездом. Поручкался с официальными лицами, услышал исполнение нескольких своих
сочинений классического стиля местными оркестрами, и - в Москву, в Москву! На
собственный рок-концерт.
Тем не менее город Полу успел понравиться. Причем настолько, что свой очередной
день рождения музыкант решил встретить именно в Петрограде. 18 июня 2004 года
экс-басист Beatles, рыцарь Британской Империи и мультимиллионер, прибыл в
город на Неве. Празднование должно было завершиться концертом именинника на
Дворцовой площади. Уже за сутки до этого знаменательного события в северную
столицу потянулись косяки публики со всей страны: наплыв в итоге случился чуть
ли ни больший, нежели на недавнее празднование городом своего 300-летия. Причем
первыми рванулись на север москвичи, имевшие глупость проигнорировать
предыдущий визит Легенды Рока в Россию.
Считается, что артисты такого ранга к нам если и заезжают, то или один
раз в истории (как Pink Floyd или Rolling Stones), или хотя бы с
паузой в десяток лет (как Том Джонс (Tom Jones)). Но Пол МакКартни не
стал бы ни
рыцарем, ни миллионером, если бы поступал, как все.
Утренняя жара плавно перешла в противный мелкий дождь. Промокшие толпы народа
метались внутри бестолково организованного оцепления, не имея возможности
выйти ни к сцене, ни на Невский. Ходили слухи, что все билеты на колонаду
Исаакиевского собора были проданы часа в два, и те, кто залез, назад спускаться
отказываются. Наблюдение за колонадой в бинокль эту историю подтвердило.
Помимо традиционнно торчащей посреди "Palace Square" стамески с ангелом и
крестом на верхушке вид на сцену для стоячих рядов здорово "украшали" две
высящиеся по бокам осветительные мачты с четыремя живыми осветителями у
прожекторов на каждой. Приезжих несказанно шокировал тот факт, что посещение
туалетов на концертной площадке оплачивалось отдельно.
В небе, делая вид, что разгоняет тучи, барражировал вертолет. Результаты его
деятельности были более чем очевидны. Ровно в 18:00 вместо назначенного на это
время выступления грянул ливень. Публика, уставшая ужасаться, ныкалась друг
другу под зонтики, прикалывалась над слипшимся флагом на верхушке Эрмитажа, чьи
полосы были уже не горизонтальными, а вертикальными, и заключала пари: когда
же, наконец, начнется шоу, в семь или в восемь.
Шоу началось семь с копейками, сам же концерт - чуть позже. Ибо его предваряла тусовка клоунов на ходулях, воздушных гимнастов и исполнителей брейк-данса. Весь этот балаган происходил под ди-джейские издевательства над стареньким виниловым пластом "Venus And Mars".
Наконец желтый задник с намалеванными на нем красными оленями рухнул, и по площади радостно разнеслись первые аккорды "Jet". Вооруженные биноклями взгляды меломанов тщетно искали на сцене памятную по видеозаписям концертов Wings духовую секцию. Таковой не нашлось, однако звук соответствовал классическому на все сто. МакКартни отнюдь не "замшелый консерватор" и не "барокамерный рокер", каким его пытаются представить модные критики. На его концертах наряду с гитарами и барабанами звучат самые современные, с хорошей звукопередачей, модели секвенсоров. Согласен, на концертах 1990 года, зафиксированных видео "Get Back", духовые сэмплы были чудовищно пластиковыми, но долгие поиски нужного звука не прошли для сэра Пола даром.
- Привет, ребята! - обратился Пол к публике по окончании песни. Так с народом еще ни один зарубежный гастролер не здоровался, поэтому восторгу не было пределов. Программу продолжили битловские "Got To Get You Into My Life" и "All My Loving", после чего МакКартни поменял свой знаменитй виолин-бас на гитару. Не менее классическая "Let Me Roll It" включала краткое, но бодрое органное соло и, что несколько неожиданно, коду из "Foxy Lady" Джимми Хендрикса.
Вообще, сюрпризов на протяжении концерта было немало. Во-первых, и сам Пол, и его музыканты за этот год пополнили свой русский словарный запас, во-вторых, несколько расшириась "битловская" часть репертуара артиста.
- Эта песня теперь звучит в России! - радостно представил Пол публике "You Wan't See Me". Да, эту песню на официальных "концертниках" МакКартни можно было не так уж часто услышать. А последовавшую за ней "She's A Woman" - еще реже. Соответствуя моменту, изображение на на экранах стало черно-белым.
- Хочу представить вам самое... о, самого забойного гитариста Расти Андерсона (Rasty Anderson)! - сообщил Пол, пересаживаясь за фортепиано.
- Можно Вас сфоткать? - тут же обратился Расти к партеру.
- Да! - дружно грянули сидячие ряды.
- Давайте ближе! - показал Расти руками, доставая фотоаппарат. В задних
рядах издевательски загоготали. Эта шутка была прологом к "Maybe I'm
Amazed". Дальше была "The Long And Winding Road". Кстати, как бы ни
грешил в свое время МакКартни на затасканного нынче по судам Фила
Спектора, аранжировка этой баллады осталась классической, памятной нам по
"Let It Be". Ну, может только хора стало поменьше - всего пять глоток
(поют в группе Пола все, всключая ударника). Помнится, на альбоме 1984 года
"Give Me Regards To Broad Street" была сделана попытка выкинуть из песни
всякую помпезность, но на концертах в таком варианте этот номер практически не
исполнялся. А украшающий экраны скринсейвер с бесконечной дорогой был
откровенно лучше, нежели памятные по вышеупомянутому видео "Get Back"
социально-политические нарезки.
После этой песни все музыканты, кроме самого Пола, покинули сцену.
- Наконец-то мы одни... - усмехнулся музыкант, беря в руки акустическую
гитару. Сюрпризы продолжались. Ни с того, ни с сего Пол вспомнил про
зафиксированную на демо-пленке 1958 года и доступную массам лишь на
"Antology" древнюю "In Spit Of All The Danger" уникального
авторства "McCartney-Harrison". Акустическую часть программы продолжили
"Black Bird", "We Can Work It Out" и "I Follow The Sun". На этом
номере на сцену вернулись музыканты (хотя, честно говоря, многие предпочли бы,
чтобы это произошло уже на "We Can Work It Out"). Здесь МакКартни
представил публике клавишника Викса Викенса (Paul Wix Wickens), с
которым в четыре руки исполнил "For No One". В бинокль можно было
разглядеть, что при исполнении партии духовых на клавишах Викс менял штрихи
сэмплов при посредстве некого подобия вокодера.
После "I Just See A Face" и "Eleanor Rigby" произошел возврат к
электричеству. Видеоряд "Drive My Car", еще одной редко исполняющейся на
концертах Пола вещи, включал выныривающую из воды на пляж машину Джеймса Бонда.
Дальше были "Penny Lane" и "Get Back".
- А вот потрясный музыкант Брайан Рей (Brian Ray, гитара, второй бас), - напомнил Пол публике.
- Как дела? Как настроение? - тут же вежливо осведомился у народа Брайан. Народ уже устал удивляться такому наплыву русскоговорящих гитаристов из Англии, и настроение у всех было просто замечательное.
Программу продолжили "Band On The Run" и "Back In USSR". Видеоряд последней на сей раз порадовал вкусным коллажем из произведений отечественного агитационного авангарда годов эдак 20-х. Похоже, с прошлого года Пол хорошо покопался в иллюстрированных каталогах Русского музея. Барабанщик, по комплекции похожий скорее на борца сумо, отрывался на все сто.
- Это наш крутой ударник Эйб Лабориель (Abe Laboriel)! -
наконец-таки представил публике главного слушателя своей игры на басу Пол. И
вновь удалился за рояль. После бодрого вступительного слова ударника зазвучала
легендарная "Live And Let Die". Рванула пиротехника, на экранах же
раскручивалась знаменитая диафрагма из титров одноименного фильма.
Следом за "I've Got A Feeling" прозвучала совершенно новая, довольно
интригующая по саунду, песня "St.Peterburg". А также весь материал
битловского сингла 1969 года "Lady Madonna" "Hey Jude" с обязательным
хоровым скандированием в финале последней. После чего музыканты первый раз
покинули сцену. Публика, однако, понимала, что это еще не все.
Вновь вернувшись на сцену в гордом одиночестве и с акустической гитарой, Пол
взял несколько неуверенных аккордов, как бы пробуя строй. Предчувствие публику
не обманули: это действительно была "Yesterday". Разумеется, не обошлось
и без "Let It Be", причем в этот раз досадно "проваленный" на
прошлогоднем московском концерте электроорган был на своем месте. Да и вообще,
как по репертуару, так и по исполнению петроградский концерт оказался несколько
сильнее московского.
Пол в очередной раз раскланялся, но публика успокаиваться не желала.
- Чо, мало? - совершенно натурально и на чистом русском языке удивился артист. Сыграв "I Saw Her Standing There", музыканты в очередной раз покинули сцену. Бисовки между тем продолжались.
Здесь Пол порадовал публику самым большим сюрпризом. Выбежав на сцену с российским флагом, музыкант предложил тем, кто еще не очень устал, еще один рок-н-ролльчик. Все радостно согласились, после чего на уши обрушилось скрежещущее вступление "Helter Skelter". Эта самая тяжелая и самая скандальная песня из репертуара Beatles, прообраз нынешнего nu-metal, в этот раз исполнялась чуть ли не тяжелее оригинала, да еще и с темпом, взвинченным в финале чуть ли не до стратосферы. Боковые экраны радовали глаз портретами Чарльза Мэнсона и Алистера Кроули, на основном же разворачивалась впечатляющая сцена поездки на американских горках, да еще и выдержанная в тошнотно-кислотных тонах. Сидячему партеру было хорошо и весело.
- Ну что, пора домой? - довольно потирая руки после этого сеанса черной магии с полным его разоблачением, спросил Пол. Народ на площади по-прежнему был иного мнения, хотя стрелки на часах Эрмитажа показывали уже почти десять вечера.
- Спасибо моим супер-музыкантам. А самое большое спасибо вам, - резюмировал Пол. По площади пронесся коллективный вздох облегчения: артист-таки оценил их стояние под дождем с шести до семи. Вновь грянули соло-гитары, которых к этому моменту на сцене было ровно три штуки. Видимо, басы пришлось отыгрывать клавишнику. Финальный номер программы состоял из "Sgt.Pepper (reprise)" и "The End". После чего в облаке закрывшего сцену лилового конфетти музыканты окончательно покинули сцену. Экраны прощально транслировали переливающийся всеми цветами радуги силуэт виолин-баса.
...Лет пятнадцать назад у одного из водителей транспортного предприятия, обеспечивающего гастрольными автобусами рок-музыкантов, пытались узнать какие-либо личные впечатления о его клиентах. Оказалось, правда, что простому рабочему мужику на их музыку совершенно наплевать. "Раз только, когда я возил Пола МакКартни, я вдруг подумал: черт подери! Так ведь это тот самый парень, который и начал всю карусель!" - вспомнил, наконец, водитель. Что же, теперь мы снова смогли увидеть "этого парня" в деле.
Дата рождения:
18 июня 1942
1596 – Родился Николо Амати - итальянский скрипичный мастер, основатель фабрики кремонских скрипок, учитель Гварнери и Страдивари »»
1948 – Родился Оззи Осборн - британский рок-музыкант, певец, лидер Black Sabbath и участник множества сумасшедших проектов - от фестиваля Ozzfest до реалити-шоу "Семейка Осборнов" »»
1980 – Фотографом Анни Лейбовиц были сделаны последние, ставшие самыми известными, фотографии Джона Леннона и Йоко Оно в их нью-йоркской квартире. Через пять дней Джон Леннон был застрелен »»
Andy WILLIAMS (1928)
Ralph MCTELL (1944)
Paul NICHOLAS (1945)
Ozzy OSBOURNE (1948)