КИНЕМАТОГРАФ  А где будешь ты?

Раньше Роланд Эммерих грозил человечеству гибелью от пришельцев. В его новом фильме "Послезавтра" враг ещё страшнее - природа.

Вот уже несколько десятилетий не ослабевает зрительский интерес к фильмам про катастрофы, будь то фильм о землетрясении, пожаре, крушении корабля или аварии в парке развлечений. Почему люди так любят этот жанр? Что привлекает к нему столь большую аудиторию?

"Когда мир гибнет, человек вынужден пристальнее, чем обычно, всмотреться в свою жизнь, - объясняет создатель фильма "Послезавтра" Роланд Эммерих, - и зрители понимают это, когда смотрят фильм - катастрофу. Они задумываются о своей жизни и о том, что им действительно нужно и кого они по-настоящему любят. И переживают одновременно страх и восторг. Поэтому я люблю такие фильмы. И даже посреди съёмок я тоже спрашиваю себя, что бы я сделал в такой ситуации. Это мучительный вопрос, и ответить на него совсем не просто".

В "Дне независимости" Роланд Эммерих грозил человечеству гибелью от пришельцев. В его новом фильме "Послезавтра" ("The Day after Tomorrow") враг ещё страшнее - природа.

Блокбастер компании Twentieth Century Fox 1996 года "День независимости" был основан на чистой фантастике: мало кто верит, что земле дейстивительно грозит вторжение инопланетян. Но сценарий "Послезавтра" отражает реальную озабоченность состоянием нашей планеты. "Мы приблизили время наступления ледникового периода, чтобы драматизировать действие фильма, - рассказывает продюсер фильма Марк Гордон, - но представление о том, что глобальное потепление может вызвать внезапные климатические изменения, всё больше входит в массовое сознание. Никто не знает, к каким точно результатам приведёт выброс в атмосферу углекислого газа, производимого человечеством, и некоторые эксперты называют этот процесс "величайшим неконтролируемым экспериментом в истории".

По иронии судьбы или простому совпадению, во время съёмок фильма на земле произошёл целый ряд погодных явлений, подтверждающих, что мировой климат уже начал меняться.
В июле 2002 года во время предпроизводственной подготовки фильма, на центральный Китай обрушилась буря с градом, при этом градины достигали размера яйца. Буря вырывала деревья с корнем, разбивала ветровые стёкла автомобилей и разрушала дома. Множество людей было ранено и 25 убито.
В следующем месяце целые районы Европы стали жертвой явления, которое вскоре окрестили "наводнением столетия". Почти три недели проливные дожди заливали метро в Лондоне, затапливали виноградники и оливковые плантации в северной Италии и смывали в море туристов на российском побережьи Чёрного моря. По меньшей мере 108 человек погибли и тысячи были эвакуированы.
В ноябре, всего три дня после начала основных съёмок в Монреале, в США разразилась серия погодных катаклизмов. За один день над территорией Америки пронеслись 75 торнадо, убив 36 людей и произведя разрушения в тринадцати штатах. А сама съёмочная группа и актёры четыре месяца страдали от одной из самых холодных зим в истории Монреаля, когда дневные температуры опускались до минус 25 градусов.
Суеверный страх не может не внушать и такой факт: в марте 2002 года один из ледяных шельфов Антарктики обрушился в океан - через несколько недель после того, как Эммерих и Нахманофф описали подобную сцену в сценарии. "Мы тогда шутили, что нам надо поскорее начинать съёмки, иначе придётся переходить на документалистику", - говорит Эммерих.
На фоне этих реальных событий Эммерих, Гордон и Нахманофф решили, что в их новом фильме надо как можно точнее отразить современное научное знание о глобальном потеплении.

"В основе каждого фильма о природных катастрофах должны лежать некие факты, за которые зрители могут ухватиться, - объясняет Эммерих. - Наши знания о глобальном потеплении и климатических изменениях образовали фактологическую основу фильма, что прибавило реалистичности персонажам и созданному нами миру".

"В нашем фильме мы наиболее радикально отступаем от научных предсказаний в том, что касается скорости наступления катастрофы, - рассказывает Гордон. - Когда учёные говорят о "резком" изменении климата, они имеют в виду пять-десять лет, а не несколько недель. Но мы и не ставили своей целью полностью отразить в двухчасовом фильме сложные научные рассчёты. Мы хотели снять фантастическое кино, которое могло бы - только могло бы - не только развлечь зрителей, но и немного просветить их".

Ещё по одному совпадению, в феврале 2004 года Пентагон выпустил доклад, содержащий оценку угрозы для национальной безопасности со стороны глобальных изменений климата. В докладе со всей серьёзностью рассматривается возможность неожиданных и катастрофических сдвигов в климате, вызванных глобальным потеплением. Таким образом, сюжет фильма "Послезавтра" оказывается не таким уж выдуманным.

Грандиозная задача по претворению в жизнь представлений Роланда Эммериха о природной катастрофе легла на плечи художника-постановщика Бэрри Чусида, супервайзера визуальных эффектов Карен Гулекас, супевайзера специальных эффектов, лауреата "Оскара" Нила Корбуда (все трое ранее уже работали с Эммерихом) и их помощников - декораторов, лаборантов и техников.

Больших трудов стоило Чусиду изготовление двух других декораций - публичной библиотеки на Манхэттене (с фасадом и интерьерами) и российского грузового судна, прокладывающего себе путь по Пятой авеню.

Для изготовления града (размером с грейпфрут и даже шар для боулинга), обрушившегося на Токио, Корбуд и его помощники закупили огромное количество ледяных блоков и выпиливали из них каждую градину по отдельности. Ураган на Гавайах был инсценирован с помощью гигантских ветряных установок, множества поливальных машин и сложной системы кабелей и гидравлических домкратов, поднимавших в воздух пляжные кабинки.

Самой впечатляющей с точки зрения эффектов стала сцена наводнения в Нью-Йорке. Рабочие разных отделов в течение шести недель без выходных окружали бетонными плитами метровой высоты декорацию улицы на Манхэттене. Затем на плиты была нанесена защитная плёнка, и резервуар заполнили водой(1000 000 л), которая подогревалась и фильтровалась. Позади декорации был постороен ещё один "сдерживающий резервуар", заполненный 600 000 литрами воды. Десять поливальных установок, поднятых над декорацией, перекачивали по 20 000 литров воды в минуту, составляя вместе с двумя резервуарами систему замкнутого цикла. Для пущего эффекта две большие ветряные установки были водружены на вильчатые погрузчики, что позволило поднять их на высоту шести метров и максимально приблизить к действию.

Российский сайт фильма "Послезавтра" www.poslezavtra.ru

14.05.2004, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

КИНЕМАТОГРАФ - свежие публикации: