Чаю, чаю, чаю мне,
Чаю мне кирпичного!
У меня миленка нет,
Я сошью тряпичного!
(Народная частушка).
У Аси на столе сидит Ник Кейв. Сидит,
закинув ногу на ногу, смотрит
мрачно на проезжающие за окном машины. Ася любовно гладит Кейва по
плечу и говорит: "Я ему сейчас еще костюм поменяю, совсем хорош будет!".
Кейв, кажется, не против - да и кто был бы против?.. Скоро к Кейву
присоединится Марк Алмонд, а там дойдет черед и до солиста
Placebo Брайана
Молко и Бьорк...
Ася Датнова - не просто художник-кукольник, каких много. Ее профессия -
куклы-портреты, при этом очень часто - портреты любимых нами музыкантов. Окончив
художественную школу и сценарный
факультета ВГИК, где Ася училась у Кайдановского и
Арабова, она давно и весьма плодотворно работает в области масскульта.
Пишет рассказы и сценарии, создала шесть романов под псевдонимом Фридрих
Незнанский; читателям мужских глянцевых журналов (ОМ, XXL, Man's Fitness,
MAXIM) хорошо знакомы ее статьи, пользователям интернета - увлекательные
зарисовки.
Наталья Бельская - художник-бутафор, выпускница Казанского театрального
училища. Работала в
ювелирной мастерской.
Вместе Ася и Наталья - "Куклус клан". Их кукла есть у австалийца
Ника Кейва. У французского кинорежиссера Лео Каракса. У
берлинского панка Бликсы Баргельда. У скрипача "Виртуозов Москвы"
Амика Другаряна, у актера
Ширвиндта и у многих других...
Все эти куклы абсолютно эксклюзивны, существуют в одном экземпляре. Шьются
вручную. Лица делаются из папье-маше, по традиционным европейским технологиям,
использовавшимся еще в средневековом театре. В отличие от прочей армии кукол,
основной акцент в работе художниц сделан не на многодетальный сложный костюм, а на
выразительность, характерность. Каждый человек выглядит в их работе как символ
самого себя.
У вас еще нет собственной
куклы? Как, разве вы не известный человек?..
Звуки.Ru: - Ася, "Куклус Клан" как творческий тандем сложился стихийно, или это - сознательно созданное творческое объединение? Давно ли оно существует?
Ася Датнова: - Существует лет примерно восемь - сколько мы друг друга знаем. Хотя сперва это не было "объединением", просто встретились: Тарковского любишь? - Люблю, рисовать умеешь? - Да я еще и кукол делаю, - Ну и я делаю. Сперва собирались, вместе веселее, Наталья в одном углу одну куклу делает, я в другом другую. Потом какие-то общие начались, возникла со временем необходимость "подписи", стали вместо подписи на кукол бирочку с морской звездой вешать.
Звуки.Ru: - Расскажи про свою первую куклу - она имела реальный прототип или нет?
Ася: - Насчет первой куклы - даже вспомнить не могу. Одно из двух - либо Дон Кихот, либо Моцарт. А может, они параллельно и делались. Дон Кихот весь был черный, жесткий, в покореженном доспехе - но из папье-маше целиком, очень романтичный и влюбленный, потому что держал в перчатке белую розочку. А Моцарт - очень условный, в нем никто Моцарта бы не признал, с огромными руками, дирижирующий оркестром.
Звуки.Ru: - А когда вам пришло в голову делать куклы современных музыкантов, и кто был первым?
Ася: - Хронология сейчас восстанавливается с трудом, тем более что
получалось почему-то почти всегда так, что не было возможности
сфотографировать куклу перед отправкой клиенту - как всегда у нас, заказывают в
последнюю минуту, и чтоб срочно - так что практически ни одного хорошего фото
постановочного так и
не осталось. Чтобы с подстветкой, со всеми делами и т. д. Ну и хронологию трудно
восстановить поэтому. Но дело вот в чем. Все дело в том, что мы все время были
влюблены. И куклы были
форменной сублимацией, да в принципе и остаются. Потому мы практически не
делаем женщин, и не каждого человека можем сделать. То есть можем-то каждого,
но вот захотим ли? Есть такие лица, которые сразу сподвигают на творчество.
Звуки.Ru: - То есть смотришь и хочешь зафиксировать это в папье-маше?
Ася: - То есть смотришь и обмираешь. И хочется рассказать-показать
всем, что ты
увидел. Но у нас довольно свои представления о красоте, еще не каждый с ними
согласится. Для меня красавец - это Авилов. Арабов красавец - нос загнут
вниз, подбородок вверх...
Кейв красавец. Игги Поп. Лицо как полупустой мешок, ребра как
ксилофон... Марк
Алмонд замечателен - целый фрегат вместо носа, и сам как расписанная
фарфоровая чашка.
Так что дело не только в музыкантах или там актерах - просто мы по молодости
влюблялись в музыкантов-актеров, вот и делали. Впрочем, я до сих пор влюбляюсь
в них же. Я просто разницы не вижу, в соседа влюбляться или в актера. Лишь бы
внешне соответствовал, чтобы смотришь - и с ума сходишь.
Звуки.Ru: - Ты называешь все очень ярких персонажей, характерных.
Ася: - Я думаю, завораживает именно фактура - не "красота", а внутренняя сущность, которая наружу пробивается морщинами, складками, углами. То есть в этом желании есть что-то сексуальное, но оно не чисто сексуальное. Короче, я должна "захотеть" свою куклу. Ну, то есть не ту, что я на заказ делаю, а для себя. Поэтому, когда я училась во ВГИКе и влюбилась в Арабова, я сделала Арабова, потом я сделала Леннона - потому что Арабов любит битлов - и подарила ему. Изначально мы не были коммерческим предприятием, это была одна сплошная влюбленность. А для любимых людей хочется что-то сделать. А что мы могли сделать? Мы могли сделать кукол.
Звуки.Ru: - Довольно оригинальная форма трибьюта...
Ася: - При том при всем хочу сказать, что
фанатками мы не были. То есть если я и
фанатка, то всего подряд. Ван Гога я фанатка, он мне снится часто. Чехова
фанатка я. Кейв был таким чудным мужчком, я вообще мужчин люблю, и людей в
целом - некоторых... Некоторые из них - это явное чудо Божье. Вот их я и делаю.
Кроме того, изготовление куклы с
живого человека - странный процесс. Сидишь и часами изучаешь
фотографии или видеосъемки, каждую пору на носу,
прыщик, бродавочку, складочку... И в результате ты начинаешь его понимать и
знать.
Когда их делаешь, куклы капризничают, можно понять, какой у кого характер. И
если кукла удалась, она похожа - не формально даже и внешне, а сутью - это уже
не неживая кукла, это существо. Наталья недавно делала куклу одного из
Текилладжаз, и случайно пошила ему мохнатый жилет, тряпочка под руку попалась.
А наяву она этого музыканта не видела ни разу. Приходит отдавать - а он сидит в
точно таких же брюках и точно таком жилете, как она ему сделала...
Звуки.Ru: - А историю с Кейвом расскажи, пожалуйста. Он у тебя, я заметила, репродуцируется вновь и вновь - вы их сделали уже несколько, и продолжаете делать на заказ. Та, которую вы Кейву подарили - она была действительно первая?
Ася: - Та, которая Кейву - это первый Кейв в длинном ряду. Я некогда
ужасно влюбилась в Кейва. Я его увидела в клипе по ТВ, и чуть не упала в
обморок. А потом оказалось, что Кейв едет в Москву, и решено было подарить ему
куклу.
Ну,
дело было так, практически волшебно: мы узнали, что вот приезжает
Кейв, и это было неожиданностью. Помню, у нас тогда еще кризис был очередной, и
все бегали по
магазинам - скупали горох и гречку. И вот мы решили почему-то, что лучший
подарок - это кукла, и сейчас мы расскажем ею, кто мы такие, как его видим, как
относимся и чего из того что он поет поняли - выразим, мол, солидарность.
Мы сделали огромную куклу, 70 см., причем где-то за три дня. То есть с
неимоверной скоростью: мы не спали, не успевали есть, трое суток так без сна и
еды и фигачили. Потом еще смеялись, что практически пост. Тогда мы были
маленькие, без знакомств и совершенно не представляли, где мы найдем Кейва.
Звуки.Ru: - Откуда портрет достали?
Ася: - Портрет, вестимо, достали из интернета и с кассет. Так вот. Сидим делаем куклу, включаем случайно радио, и натыкаемся на интервью Кейва, который только приехал из аэропорта, и он говорит, какой у него будет распорядок следующего дня. Больше того, мы выяснили, где будет пресс-конференция, и пришли внаглую: никакого издания не представляли тогда, ничего. Но в тот момент кукла у нас была не готова. Она не высохла. Так что мы пришли с пустыми руками. А потом мы посмотрели на то, как выглядит Кейв вживую, и поняли, что кое-что сделали неправильно, так что пришлось домой бежать и переделывать вечером. Нашлось куча добровольцев-журналистов, которые предлагали что отдадут нашу куклу на концерте за кулисами, но мы почему-то не согласились. А потом узнали, что Кейв посетит "Территорию". Ну и пришли с подарком... Вручили лично.
Звуки.Ru: - И как Кейв отреагировал?
Ася: - Ну, как и все. Сперва ошалел, потом смеялся. Всем показывал, с Бликсой в куклу играл. А еще мы потом очень смеялись, когда увидели как-то пиратский диск Кейва, и там в оформлении использовались фото Кейва - и фото нашей куклы...
Звуки.Ru: - А после этого к вам заказы не повалили? - сделайте, мол, девушки, куклу имени меня... И, кстати, Текила? Почему именно текила?
Ася: - Текила - по заказу Игоря Тонких, в качестве оригинального подарка
группе от "Филей" на День рожденья группы. Кукла может быть расценена как
дружеский шарж, поэтому не все рискуют заказывать "куклу имени меня". Надо
соответственно к себе относиться. Женщины в
этом смысле больше боятся. Одна приходила - сделайте, говорит, из меня куклу
Барби. Посмотрели мы на нее... пришлось отказаться.
Заказы бывают, на друзей, коллег, вот, директора "Нового диска" делали, по
заказу подчиненных, на юбилей виолончелиста, бывшего "Виртуоза Москвы", потом
- Пуговкина Михаила, тоже знакомые на день рождения просили, Ширвиндта - его
выпускной курс заказывал...
Звуки.Ru: - Но самый популярный ваш герой - Кейв?
Ася: Да, Кейв - самый распространенный персонаж, несколько кукол в Америке, одна в Европе, несколько в России... Одного сделали - фанаты хотят такого же. Но я надеюсь, что и всех остальных еще закажут - и Меркьюри, и Леннона, и Бьорк... Ведь кукла не является карикатурой, игрушкой. Она ближе всего к портрету; это портрет не только самого человека, но его лирического героя, существующего где-то на самом деле, отдельно от автора. Это не портрет героя, но его воплощение.
Звуки.Ru: - Ты сейчас перечислила всех, чья музыка тебе нравится? Или это просто интересные типажи?
Ася: - Вообще, это как-то сочетается. Потому что внутреннее содержание, я уверена, отражается на внешности. Внутреннее формирует внешнее. Значит, должен быть интересен человек... А всех, чья музыка мне нравится, долго перечислять.
Звуки.Ru: - Ты говоришь, что должна захотеть свою куклу - а не трудно ли потом тебе с ниими расставаться? Или кукла сделана - и с плеч долой?
Ася: - Конечно, жалко расставаться, еще как! Но не самим же на них любоваться. Любая картина хочет быть увиденной. Это нормально. Она и сама по себе хороша, но при зрителе обретает другое качество. И потом, все, что отдал - твое.
Звуки.Ru: - У тебя есть любимые куклы?
Ася: - Да, пожалуй, любимых несколько. То, что делаешь не на заказ, а для себя. Не потому, что лучше делаешь, а потому, что для своих надобностей. Чтобы на нее глазеть, чтоб ее трогать... Кайдановский, Шукшин... Когда удается адекватно выступить, воплощение адекватно тому что хотел сказать. В общем, чем стандартнее лицо, тем труднее делать куклу. Если на заказ - то я так сразу не могу сообразить, КТО это мог бы быть, чтобы делать его не хотелось. Мой бывший мальчик? Зюганов? Не знаю даже. Кстати музыка Бьорк в отрыве от того, как она выглядит и живет, не так-то мне интересна.
Звуки.Ru: - Твои куклы здорово отличаются от того, что делают цеховые мастера-кукольники...
Ася: - Я не так много знаю работ кукольников, но то, что сейчас делают, мне в основном не нравится. Понимаешь, это куклы. То есть это некие безделушки, ну ты сама знаешь, тоже по опыту детства - есть "холодные" игрушки, и только изредка попадаются живые, с душой, характером. Причем обычно это бракованные игрушки - когда глаз не там пришит был на фабрике, - и меня не интересует сложный-сложный навороченный костюм и среднестатистическое фарфоровое лицо.
Звуки.Ru: - Угу, а в детстве ты во что играла?
Ася: - В детстве я, кстати, в кукол не играла - у меня был огромный плюшевый тигр Тигрик-Петрик, который кончился только когда мне вместо него подарили живую огромную собаку, и она его истрепала. Пластмассовый Буратино был и еще неизвестный науке зверь, чебурашка-переросток с маленькими ушами и длиииннными ногами, его звали Хиштаки Сританур. И одну куклу я сделала себе сама - вместо лица у нее была подушка для иголок.
Звуки.Ru: - Ой, у меня тоже был тигрик, и тоже Петрик :))) интересно, во
что играл в детстве Кейв...
Спасибо тебе за интересный рассказ. Скажи, а наши посетители могут заказать
тебе куклу любимого музыканта или себя, любимого?
Ася: - Конечно, можно! Только им следует помнить, что изготовление куклы занимает не меньше месяца. Пишите на Amontiliado@yandex.ru
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)