Несколько лет назад я случайно, ничего этакого не ожидая, прослушала "Kettle Whistle" - сборник ауттейков и концертных записей давно распавшейся американской группы Jane's Addiction. Первая связная мысль после длительного остолбенения была такова: "Если бы Led Zeppelin образовались в Калифорнии в конце 80-х, они звучали бы именно так". И дело тут не в моей любви к LZ: я отнюдь не выискиваю повсюду их подражателей и, более того, таковых терпеть не могу; деятельность, например, Kingdome Come у меня не вызывает никаких чувств, кроме брезгливости. Jane's Addiction - это другой, совершенно особый случай: в них есть все, за что я люблю Led Zeppelin (и чего не чаяла найти больше ни в ком), - прекрасное ансамблевое мышление, использование вокала как элемента общего саунда, свободное манипулирование стилями, способность органично смешать психоделию с металлом, фолк с фанком, прозрачную акустику с тяжелыми риффами, ураганный драйв с изяществом фразировки - и все, чтобы любить их отдельно, вне сравнений. Они умеют удивлять; они каждый раз иные, но всегда интересны; они прекратили играть по причинам, далеким от творческой несостоятельности. О ком это? И о тех, и о других. Они чудовищно похожи - и абсолютно различны. В том-то и прелесть.
Впрочем, в том самом конце 80-х, когда JA были действующей группой, на это очевидное сходство почему-то никто не обращал внимания. Заговорили (и то немногие) о нем только сейчас, после выхода "Strays".
Камбэк - затея всегда рискованная. Как сформулировал однажды Сашка Чернецкий, "старые поклонники выросли и на концерты не ходят, а новые просто не знают". Но дело даже не в потенциальных слушателях или их отсутствии. Просто за прошедшие 12 лет музыканты Jane's Addiction хоть и собирались иногда, но в остальное время занимались иными делами и музыками. И Red Hot Chili Peppers, где пребывал Дейв Наварро (Dave Navarro), и Porno For Pyros, группа Перри Фаррелла (Perry Farrell), - это совсем другие истории. Да и сольники Фаррелла (включая недавний Song Yet To Be Sung) указывали на еще множество отнюдь не традиционных векторов развития. Так что новый альбом мог оказаться каким угодно. И совсем не обязательно удачным, - тем более что басист Эрик Эйвери (Eric Avery) в реюнионе участвовать отказался. И даже маститый саундпродюсер Боб Эзрин (Bob Ezrin) - вовсе не казался гарантией качества. Знаем мы этих продюсеров...
С первых звуков открывающей альбом "True Nature" становится очевидно: Jane's Addiction действительно вернулись. Весь альбом и каждая вещь в отдельности - ровно такие же, как и в золотые деньки группы. Не буквально, упаси Господь, но по духу, по мысли, по энергетике. А по звуку так даже интереснее. Он плотен, как тяжелая грозовая туча; раскаты грома, блеск молний, ревущий ветер - господа, крепче держитесь за поручень и ловите шляпы! Не берусь сравнивать, что лучше: "Ritual De Lo Habitual" - образцовый альбом "старых" JA - или "Strays", но пока чаще слушаю последний. В нем полно ссылок, причем не только к LZ, но и к The Beatles, и к Hawkwind, и к калифорнийскому психоделу аж 60-х годов, и к гаражу, и к Нью-йоркскому протопанку, - но он звучит абсолютно самостоятельно и современно. А еще очень свободно и - при всей узнаваемости - неожиданно. Даже выучив альбом наизусть, не получишь гарантию от сюрпризов и свежих ассоциаций. И от непреходящего ощущения полета.
Кроме того, это просто очень профессиональная и красивая работа. Хотя такая разновидность красоты - не для всех. И любителям "мускулистой альтернативы", родоначальниками и представителями коей почему-то считаются Jane's Addiction, тут ловить, пожалуй, нечего. Равно как и приверженцам песенок на трех аккордах. Всем остальным - настоятельно рекомендую ознакомиться.
P.S.: С пониманием относясь к безденежью рядовых русских меломанов, все же советую не зариться на пиратские издания "Strays". Наши пираты зачастую делают свою работу мастерски, но только не в данном случае: все песни перепутаны, двух не хватает, ну и, само собой, никакого видео, вложенного в фирменный диск. Так что разумнее все-таки разориться именно на него.
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)