Прошедшие 10 и 11 октября в МДМ выступления Blackmore's Night были шагом вперед сравнительно с прошлогодними гастролями этого необычного ансамбля. Все-таки и акустика в нормальном концертном зале на порядок лучше стадионной, и странно смотревшиеся на сборно-разборной сцене декорации в этот раз пришлись под знаменитый бархатный занавес, как влитые, да и публике было куда приятно внимать задушевным наигрышам Ричи Блэкмора, сидя в уютных мягких креслах, а не на пластиковых стадионных скамейках. Наконец-то вернулась традиция приезда зарубежных гастролеров не на один день. А то все последнее время галопом проносятся по просторам нашей необъятной, зачастую собирая своих поклонников в местах, хороших лишь своей вместительностью. Словно стиральную машину набивают, чес-слово! В степенной поступи Блэкмора - больше настоящего аристократизма, нежели у многих обласканных в последние годы британским левушкой поп-дворян.
На сей раз живых изгородей было поменьше. Декорация воспроизводила распахнутую в чисто поле окраинную улочку провинциального и не имеющего в силу своей забубенности крепостных стен старинного городка. На заднике уходила к горизонту дорога. На горизонте же высилась гора с какой-то крепостью на вершине. Столь же фактурно выглядели увитая плющом ударная установка и спрятанная за батареей пузатых пивных бочек кафедра электрооргана. В первых рядах традиционно расаживались особо преданные поклонники в традиционных английских костюмах и платьях. В этот раз, правда, среди них наблюдалось некоторое количество лиц, явно затарившихся маскарадными домино в магазинах игрушек: таким только что надувной совы и вибрирующей метлы Гарри Поттера для полного комплекта не хватало.
Концерт начался с полуторачасовым опозданием: печальная традиция МДМ, ведущая
свою историю с затрявшей в 2000 году на таможне аппаратуры группы Royal
Hunt. На сей раз, впрочем, причиной было внезапное недомогание Кэндис
Найт, особы, увы, до сих пор ненавистной для многих старых поклонников
Блэкмора. Однако, переборов хворь, та все-таки появилась на сцене, с первой же
песни повергнув в прах и черные мысли скептиков и козни зложелателей задорным и
энергичным соло на английском рожке. А надо сказать, что с "раскачкой" этого
своенравного инструмента и не всякий здоровый человек справится. Все-таки не
ошибся старина Ричи в выборе спутницы жизни.
К началу задорной "Under A Violet Moon" концерт окончательно вошел в
колею и публику "отпустило". Кэндис дарили цветы, а гномик в зеленом
камзольчике и желтой жилетке дорожного рабочего деловито менял и настраивал
Блэкмору гитары. Помимо традиционного уже набора разнокалиберных акустических
гитар Ричи играл в тот вечер на гитаре лютневой, а также, в "Ghost Of A
Rose", на мандоле (этот инструмент соотносится с мандолиной, примерно, как
альт со скрипкой). Кроме того, периодически он брал в руки и электрогитары - и
свой старый добрый белый "Fat Strat" со встроенным процессором, и популярный в
последние годы "Telecustic" - разновидность традиционного для кантри-гитаристов
"телекастера" с полой декой и скрипичными щелями.
Интересно, что студийные версии многих композиций Blackmore's Night являются не более, чем намеком на то, как хорошо эти номера должны звучать на концерте. Так, недавно вошедшая в репертуар ансамбля песня "Diamonds And Rust", сочиненная некогда Джоан Баэз, "королевы фолк-музыки" (так представила автора Кэндис) на альбоме "Ghost Of A Rose" особого впечатления не производила - зато теперь, будучи вынесенной на сцену, захватывает слушателя подобно мастерски поставленной и разыгранной пьесе. Тот же эффект, помнится, наблюдался год назад и на дилановской "The Times They Are Changin".
Во время прошлых гастролей Blackmore's Night на московский отрезок пути
ансамбля пришелся день рождения Блэкмора. Теперь же группа сыграла традиционную
"Happy Birthday To You" в честь своего склонного к долгим запилам
скрипача. В подарок, или просто так, но ему же было отдано первоначально
исполнявшееся электрогитарой соло в "I Have A Dream...". В общем-то,
правильное решение. Низкие тягучие соло - ровно настолько же конек Блэкмора,
насколько и весьма затертый штамп. А сейчас... Последний пассаж скрипки,
повисающие в воздухе слова "still remember you...", тревожных тонов
закат за далекой горой, и разлетающиеся по сцене светлячки - просто фантастика!
В акустике же были решены и старенькая "Soldier Of Fortune", и
прописавшаяся в радиоэфире "Wish You Were Here" - из последней в такой версии
наконец-то исчез некоторый налет попсовости. При этом Блэкмор периодически не
прочь был слегка подразнить народ электрогитарой, время от времени вставляя
промеж новых партий кусочки музыкальных тем периода Rainbow.
Всенародно любимую "Home Again" публика узнала по первым же аккордам. "Очень приятно быть снова дома", - старательно перевела Кэндис, в который раз демонстрируя как знание русского за пределами дежурной фразы "на здоровье!", так и лучшее, чем у Мика Джаггера и Клауса Майне произношение. Дальше были знаменитый "Rainbow Blues" Яна Андерсона, где партии голоса и флейты были воспроизведены в совершеннейшем соответствии с характерными приемами автора, затем - фортепианное соло с отголоском "Лебединого Озера", гитарное соло с креном в "Lost In Hollywood", вызов артистов на бис и всеобщее ликование. Пока Ричи бодро пожимал руки ребятам в партере, все три вокалистки, включая Кэндис, принимали огромные охапки букетов. Тот факт, что из-за задержки концерт закончился где-то около полуночи, никого особо не напряг.
В последнее время Ричи Блэкмор уютно устроился в центре им же самим созданной волшебной страны, всячески благоволит своим истинным сторонникам и проявляет редкостное безразличие в отношении всех остальных. Его буйное рокерское прошлое и репутация скорого на расправу феодала, словно магический оберег, не подпускает к нему "потусоваться" наиболее тошнотворных представителей т.н. "бомонда". В то же время изысканные интересы маэстро в настоящем встают такой же непреодолимой стеной для наименее воспитанной части его обожателей. Что ж, таково его право. И пускай его поп-средневековье скорее похоже на наивное и почти не имеющее точек пересечения с реальной историей фэнтези. Наив как жанр всегда был уделом творцов почтенного возраста, а Блэкмору почти шестьдесят. Во всяком случае его пасторали куда ближе к народной музыке, нежели иные заумные этно-эксперименты очередного высоколобого выскочки. Земной поклон мастеру за это.
Дата образования:
1 января 1997
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)