К моменту распада Трека Настя Полева начала писать собственную музыку. Она уже закончила Архитектурный институт и временно работала художником-оформителем. По вечерам Настя проникала в актовый зал университетского клуба и наигрывала на фортепиано возникающие в голове мелодии. Музыка рождалась из конкретного состояния или настроения - без свидетелей, в полном одиночестве. Настя придерживалась принципа: если придуманная мелодия на следующий день всплывает в памяти - значит, она действительно запоминается и чего-нибудь стоит . Подобные эксперименты с памятью отнимали у нее немало времени, но на поверку оказывались крайне продуктивными.
Это один из самых интересных моментов жизни, - считает Настя. - Вневременное состояние, которое завершается материализацией музыки.
Периодом 85-86 годов датируется начало творческого союза Насти с гитаристом Урфин Джюса Егором Белкиным. Он предложил Полевой реальную помощь в организации сольного проекта - начиная от подбора музыкантов и заканчивая аранжировками.
Когда благодаря продюсерству Белкина появилась возможность петь собственные песни, то первоначально у меня даже не было особого желания это делать, - признается Настя. - Я поостыла. Уж слишком долго меня забивали в Сонансе и в Треке . Но в процессе работы мое отношение к будущему альбому изменилось.
В то время Настя еще не пыталась сочинять стихи, поэтому с текстами она решила не рисковать, отдав кассеты со свеженаписанным музыкальным материалом сразу трем поэтам: Аркадию Застырцу, Илье Кормильцеву и Диме Азину. После чего стала спокойно дожидаться лучшего из предложенных вариантов.
Свой выбор Настя остановила на стихотворениях Кормильцева. Говорят, что Илья довольно долго въезжал в состояние поэта для женщин - вплоть до семейных скандалов, связанных с его увлечением песнями для Насти. Как оказалось впоследствии, результат все-таки стоил затраченных нервов и усилий.
Восточно-японизированная направленность этого альбома возникла довольно забавным образом. Во время репетиций будущей композиции Тацу у Насти в вокальной рыбе стали случайно проскальзывать японообразные звукосочетания - мацу , тацу и т. п.
Я тогда не знала, что тацу в переводе с японского обозначает дракон , - вспоминает Настя. - Но тут демо-вариант этой песни услышал полиглот Кормильцев и решил, что это джапанизм и из всего материала можно сделать экзотику .
Энциклопедические познания Ильи не могли не проявиться в написанных им стихотворениях. В Улитке он использовал фрагменты лирики японского поэта XVII века Иса, а герои песен Одиссей , Цунами и Ариадна возникли из древнегреческого эпоса. В основе центральной композиции Тацу лежала реальная история о японских юношах, засланных в конце Второй мировой войны сторожить от американского вторжения крохотные необитаемые острова на юго-востоке Японии. После ядерной трагедии в Хиросиме и Нагасаки об этих бойцах народного сопротивления как-то подзабыли. В контексте альбома сам Тацу воспринимался как вполне реальный маленький дракон, а не забытый Богом и людьми японский Маугли, отловленный в местных лесах аккурат к 70-летию советской власти.
Как упоминалось выше, тексты писались уже на готовую музыку - за исключением Клипсо-калипсо , когда готовый текст был предложен Кормильцевым Бутусову и Насте одновременно. Когда я написал к этой песне музыку, на репетицию пришел Пантыкин и сказал, что ее должен петь кто-то другой, - вспоминает Бутусов. - И мы целенаправленно пригласили Настю исполнять эту песню .
Действительно, в 85-м году у Насти был небольшой период сотрудничества с Наутилусом . На нескольких концертах она пела Князь Тишины , а во время записи сольного альбома Белкина Около радио были зафиксированы Клипсо-калипсо и Белые волки - суперхит, написанный Бутусовым специально для Насти. На Тацу сотрудничество с музыкантами Наутилуса получило свое продолжение. Бутусов написал слова для песни Начало каждой реки (окончательное название - С тобой, но без тебя ), а приглашенные на запись Могилевский и Хоменко подыграли Насте на саксофоне и клавишных.
...Несмотря на явный потенциал новых композиций, Кормильцев, прослушав репетиционную запись песни Тацу , отчетливо понял, что работа над альбомом движется не в том направлении.
В процессе аранжировки Белкин впервые столкнулся с песенным материалом не квадратного размера, - вспоминает Настя. - Он всю жизнь работал с четырьмя четвертями или с вальсовыми размерами. А здесь ритмический рисунок мог чередоваться по нескольку раз на протяжении одной композиции. Так произошло в песне Тацу , в которой размер 5/8 стал для него камнем преткновения .
Тупиковую ситуацию взорвал изнутри Кормильцев. Увидев, как Белкин начинает переделывать Тацу под пресловутые 4/4, Кормильцев напрямую сказал Насте, что Белкин и помогавший ему Пантыкин мыслят традиционно и для этой композиции нужно искать других аранжировщиков, воспитанных на более новой музыке. Так на горизонте появилась кандидатура Игоря Гришенкова из Апрельского марша , с которым Настя выступала за год до этого на I свердловском рок-фестивале.
Я была вынуждена отдать Тацу и Ночные братья на аранжировку Гришенкову, - вспоминает Настя. - Такое с моей стороны получилось небольшое предательство .
Несмотря на то что авторство аранжировок двух самых выигрышных в музыкальном отношении композиций принадлежало Гришенкову, на сессию он приглашен не был.
Я не особенно сильно огорчился, - сухо заметил впоследствии Гришенков. - Действительно, в нескольких песнях было немало моего материала. Но потом начались какие-то внутренние движения по поводу участия в записи Пантыкина, и в итоге в студию пошел он.
Не оправдывая Настину непоследовательность, попытаемся ее понять. Участие в этой сессии Пантыкина автоматически означало обеспечение студийного процесса множеством первоклассных музыкантов. Поскольку свердловские коммуникации Пантыкина не знали границ, ему удалось привлечь к записи почти все сливки местного рока. В числе приглашенных Пантыкиным и Белкиным музыкантов оказались барабанщик Урфин Джюса Володя Назимов, Могилевский и Хоменко из Наутилуса а также басист будущего концертного состава Насти Вадим Шавкунов.
Все было покрыто страшной тайной, - вспоминает присутствовавший на сессии Бутусов. - Ночью нужно было залезать в студию через окно подвального помещения, и каждый, кто приглашался в храм , должен был принести с собой либо портвейн, либо несколько бутылок пива. Под окнами в течение всей ночи ютилась тусовка - в робкой надежде, что их пригласят посмотреть, что же происходит внутри .
Пример свердловского рокерского братства, в очередной раз проявившегося во время записи альбома Тацу , неоднократно служил впоследствии поводом для всевозможных спекулятивных разговоров на данную тему. В реальности, по-видимому, существовала еще одна причина, позволившая собраться вместе такому количеству сильных музыкантов.
Первоначально особого желания записываться ни у кого не было, - вспоминает звукооператор Леонид Порохня, который работал с Настей за два года до этого на записи Снежных волков и Клипсо-калипсо . - Многие из музыкантов почему-то считали, что альбом будет плохим и перспективы у Насти нет никакой. И только потому, что у многих музыкантов в тот момент не было ни нового материала, ни собственных групп и находились они в очередном кризисе - именно поэтому их удалось собрать вместе .
...Сессия происходила в июне 87-го года в подвале университетской лаборатории технических средств обучения, в которой тогда работал Порохня. В записи ему помогал Сергей Осокин - телевизионный видеомастер и коллега Порохни по работе в университете.
Запись осуществлялась на два рок-клубовских магнитофона Олимп (переделанных Полковником на 38-ю скорость) и на кормильцевскую четырехканальную портостудию Sony. Весь звук шел через старый пульт Электроника - таким образом звукооператоры добивались условной многоканальности. Хоменко привозил на ночь из ресторана сразу несколько японских синтезаторов, от которых Пантыкина отрывали под утро с помощью автогена и башенного крана.
...Как только началась сессия, все дрязги между музыкантами прекратились и работа закипела - все-таки в студии собрались профессионалы. Мэтры есть мэтры - понимая всю важность и серьезность этого проекта для Насти, они постарались свести халяву к минимуму.
Я играл на тенор-саксофоне, - вспоминает Могилевский. - Все свои партии я выписывал на ноты, свято следуя принципу лучшая импровизация - выписанная импровизация .
Концовка эффектного соло Могилевского в финале композиции Тацу была сделана на фоне ускоренного невнятного лопотания, взятого с аудиокассеты курса японского языка, принесенной в студию Кормильцевым.
Сама песня Тацу , с ритмом которой было столько проблем до начала записи, в итоге оказалась одним из самых ярких мест на альбоме. Это был пик экспериментов Порохни со звуком. По своей насыщенности замаскированные вторые планы в ней не уступали полиритмии основной мелодической линии. Настя не без успеха имитировала японские мантры, а журналист Александр Калужский - голос врага ( Tatsu! Leave your rocks, gun-unloaded! ), предупреждавшего юного воина Ямато об окончании войны.
Но все же самым большим достижением альбома стали не сверхдозы восточной экзотики и не грамотные аранжировки в стиле world music, а новая, обволакивающе-мягкая манера вокала Насти, особенно убедительно прозвучавшая в композиции Вниз по течению неба :
Я смотрю на голубой экран |
С самой лучшей из любых программ |
Как туман облака, алый плот уносит река |
Я жду заката, плеска весла |
Я жду отъезда навсегда. |
По степени воздействия проникновенное пение Насти могло сравниться разве что со сказочным эффектом Орфея, при котором камни оживают и начинают тянуться к источнику звука. Взамен нарочито жесткого мужского вокала времен Трека - вкрадчивый голос и внутреннее обаяние. Отстраненная и отрешенная Настя со своей вневременной камерностью воспринималась чуть ли не как инопланетянка, проповедующая непривычную для отечественной поп- и рок-музыки воздушную атмосферу полусна-полутанца.
Тацу был дебютом Насти как композитора, и этот дебют получился на редкость убедительным.
Я была на сто процентов уверена, что Тацу пройдет, - вспоминает Настя. - Желание свернуть горы и сделать что-то, чтобы все ахнули, у меня было всегда. А когда появляется подобная мотивация, я становлюсь метеором. Я бы все стерпела, чтобы получить конечный результат.
# | Композиция |
---|---|
1. | Ариадна |
2. | Одиссей |
3. | С тобой, но без тебя |
4. | Ночные Братья |
5. | Цунами |
6. | Вниз по течению неба |
7. | Клипсо Калипсо |
8. | Тацу |
9. | Улитка |
10. | Снежные волки |
.
Дата образования:
1 января 1986
Подробности из жизни:
Дебют Насти Полевой состоялся в составе свердловской группы
"Трек".
После распада этого коллектива в середине 80-ых Настя оказалась
в славных рядах "Наутилуса
Помпилиуса". Справедливости ради следует
отметить, что на тот момент популярность "Нау" была ещё не столь
очевидна. Сотрудничество выдалось недолгим, и у Полевой возникло
желание создать сольную программу. Вскоре она выступила
на 1-ом Свердловском рок-фестивале, исполнив цикл песен на тексты
Ильи Кормильцева. Некая отстранённость и призрачность её образа cразу
обратили на себя внимание местных меломанов и журналистов.
1987 год был ознаменован для певицы сразу двумя событиями:
участием уже во 2-ом рок-фестивале в её родном городе и записью
дебютного альбома "Тацу".
В период с июля по август Назимов, Шавкунов, Хоменко, Могилевский, Пантыкин и Настя со своим супругом Егором Белкиным записали 9
неожиданных для…
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)