Удивительный симбиоз двух сильных творческих единиц, Вадима Демидова, лидера нижегородской легенды Хроноп, а также звукорежиссёра, мультиинструменталиста и аранжировщика Андрея Колесова, в 2006 году выпустил редкой красоты пластинку "Дебют". Дуэт Лучше Поздно переложил умную и трогательную любовную лирику Вадима на впечатляющие и выверенные этно-электронные аранжировки, где трип-хоповые ритмы соседствовали со звучанием саза и хомуса, а гитарные запилы - с неспешностью боссановы. Сразу после окончания записи "Дебюта" Вадим принялся за воссоздание Хронопа, записывавшего тогда первый после воссоединения альбом "Любитель Жидкости", Колесов занялся своими делами, и с тех пор от Лучше Поздно никаких вестей не было. До недавнего времени - внезапно группа выпустила первую за 9 лет новую песню - переосмысление 30-летней давности композиции "Холден Колфилд". Что любопытно, пока последний релиз Хронопа - песня "Шланги" - это тоже перезаписанная вещь из середины 80-х, и она тоже, спустя столько лет, вновь звучит свежо и актуально. Звуки представляют сингл дуэта и обращаются к Вадиму и Андрею за комментариями.
Звуки: Как возникла эта запись?
Вадим Демидов: В начале марта Андрей мне написал письмо – не против ли я, если он попробует сделать "Холдена Колфилда"? Мол, появились идеи насчет аранжировки. В частности, он хотел сделать песню в акустической боссанове, а во второй половине песни сменить мажорную гармонию на минор. Дескать, он уже прикинул, и получается кайф, прямо Жобим.
Но тут надо рассказать, что песню "Холден Колфилд" я написал 30 лет назад. Из всего хроноповского репертуара она была самой запрещенной. То есть ее нельзя было петь в середине 80-х нигде, ни при каких обстоятельствах. У Хронопа тогда вообще не было "залитованных" песен, но все же раз в год нам разрешали играть на фестивалях горьковского рока. Но каждый раз оговаривали – только не "Холдена Колфилда"! Песня тогда воспринималась, как критика ввода войск в Афганистан. Но на II горьковском рок-фестивале в 87-м году мы ее все-таки к неудовольствию комсомольских кураторов спели. К сожалению, за это досталось не нам, "хронопам", а директору ДК, в котором проводился фестиваль… Конечно, по сегодняшним меркам текст песни очень наивный. Но, как ни странно, все равно актуальный – ведь государство вновь вводит войска.
Звуки: Отличался ли процесс работы над песней в сравнении с записью "Дебюта"?
Андрей Колесов: По большому счету ничего не изменилось, мне нравится такой процесс – практически неограниченная свобода с моей стороны. Вадим пишет музыку и тексты, записываем голос на черновик песни, потом я работаю над черновиком и периодически высылаю Вадиму промежуточные версии, на которые получаю отзывы – что где поправить, додумать. И в результате такого интерактивного процесса постепенно приходим к окончательному варианту. Есть небольшие отличия от того, что мы делали раньше в Лучше поздно. Эта песня ведь очень старая, я знал ее с юности, часто пел в компаниях, очень любил и люблю. И события последнего времени подтолкнули к тому, что очень сильно захотелось ее записать, в том варианте, в каком я ее вижу. Предложил Вадиму, и он согласился - правда, после некоторых сомнений насчет текста. Захотелось сделать не просто «рок-песню», а мини-спектакль, с драматургией. Но с другой стороны, было ощущение, что аранжировка должна остаться предельно лаконичной, чтобы не отвлекать от текста, месседжа и эмоций солиста. Поэтому опробовал в полную силу "скульптурный" подход – сначала записал в песню все, что только можно, по максимуму. А потом отсекал лишнее, опять же по максимуму. Чуть было не дошел до убийства акустической гитары, дабы оставить один только контрабас, но рука не поднялась. Получилась моя любимая боссанова, как из телевизионных заставок советского времени, плавно переходящая в нечто более драматическое и современное. Другой особенностью было стремление к естественности и даже некоторой небрежности - я не старался убрать все огрехи записи и живого исполнения, ведь если их уберешь, то из музыки исчезнет жизнь. Они как сухие листья в том идеальном саду из дзенской притчи: "Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Прикажите принести немного сухих листьев". В современной музыке так мало жизни, "благодаря" компьютерам.
Звуки: "Гибкие люди", теперь "Холден Колфилд" - много ли песен старого, акустического Хронопа готовы к новой жизни и становятся актуальными и в наше время?
Вадим Демидов: Да, странно, что два последних сингла – и Хронопа, и Лучше поздно - это песни, сочиненные в 80-е. О чем это говорит? Значит, вновь возникла духота советских времен, значит, рок-песня вновь становится объектом протеста. Но что любопытно, хотя я автор обеих песен, инициатива их записать пришла от друзей. "Холдена" предложил записать Андрей, а "Гибких людей" - гитарист старого Хронопа Саша Терешкин. И в обоих случаях, я долго сомневался, не слишком ли наивный текст. Но если "Гибких людей" я довольно серьезно переписал, то "Холдена Колфилда" Андрей мне переписать не дал, и правильно сделал.
Звуки: Ждать ли публике второй альбом Лучше Поздно?
Андрей Колесов: Работая над "Холденом Колфилдом" я не планировал, что он будет частью нового альбома, просто очень захотелось записать конкретно одну эту песню. Но сейчас мне уже начинает казаться, что она может стать началом чего-то большего. Но не будем пока загадывать.
# | Композиция | Слушать | Запомнить |
---|---|---|---|
1. | Холден Колфилд |
Дата образования:
1 января 2004
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)