"Студийное" возвращение бессменных триумфаторов российского (советского и постсоветского) авангарда Вежливый Отказ было воспринято, как подобает такому событию, шумно. Если записанный по итогам концертов во МХАТе им. Горького в 2006-м альбом "Кончерто" стал чем-то вроде утешительного пирожка для истосковавшихся почитателей и последователей, то "Гуси-Лебеди" - это совсем другая история. Альбом записан на основе нового материала и выпущен в двух вариантах: в виде обычного диска и в цифре - причём слушателям предлагается самим назначить цену за возможность скачать mp3-файлы. Это не только новый способ донести музыку до слушателя, но ещё и очень хороший шанс для самой группы пополнить ряды заинтересовавшихся. Хотя ценность альбома "Гуси-Лебеди" - не в идее, не в факте возвращения коллектива на российскую сцену и уж тем более не в способе дистрибуции новой работы. Если когда-то "Вежливый Отказ" и звучал так стройно, насыщенно, мажорно и тонко, то об этом уже мало кто вспомнит.
Песни, построенные на внушительной рок-составляющей и меланхоличных мелодиях, вторящих вокальным партиям, то барабанят революционным маршем, то сплетаются в прогрессирующем ритме, то завывают под силой искривляющейся гармонии уличного романса. Большинство текстов, написанных лидером коллектива Романом Сусловым, бывалым устроителем целинного и фермерского хозяйства, напоминают бессвязный строй ассоциаций с неявной внутренней логикой. Некогда Бродский, цитируя ещё одного знаменитого предшественника, говорил, что в поэзии должно быть как можно меньше глаголов, - так вот, слова песен авторства Суслова - раз об этом. Тексты только двух композиций - "ТикиРика" и "Время" - написаны Аркадием Семеновым, они же наиболее повествовательны и насыщены философскими тезисами и лозунгами ("Моя страна сдана без боя"). Всё остальное - подобно театральной бутафории из папье-маше, которая неожиданно для зрителей начинает стрелять. Будь то "рассыпающийся" по регистрам "Блюз" или народный поп-рок "Бурятская морская", или же логичный абсурд "Мурки"<, перетекающий в типичное балканское хоро, или заедающие аккорды песни "LZ", посвящённой, как нетрудно догадаться, группе Led Zeppelin, однако сыгранной по канонам King Crimson, или заключительный барочный "Этюд" - в любом случае, даже самый смекалистый слушатель никогда не угадает, в какую сторону повернёт музыка в следующем такте.
Эта "черновая" непредсказуемость и одновременная ей внятность, цельность - пожалуй, именно то, что наделяет альбом "Гуси-Лебеди" внутренней силой и состоятельностью. Если речь идёт об окончательном возвращении "Вежливого Отказа" в стан российского рок-авангарда, то видно, что дела у этого жанра идут совсем неплохо.
# | Композиция |
---|---|
1. | Марш |
2. | Дорожная |
3. | Мурка |
4. | Перевод |
5. | Страдания |
6. | Тикирика |
7. | Бурятская морская |
8. | Блюз |
9. | Время |
10. | Lz |
11. | Этюд |
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)