Альбом:
Volume 1: The Pre-War Years
Записан:
1940
Издан:
2007, SOYUZ MUSIC (SPV95762CD)

Время летит неумолимо. Не существуй такой штуки, как звукозапись - такой персонаж, как Большой Билл Брунзи (Big Bill Broonzy, полное имя William Lee Conley Broonzy, 1893-1958) давно бы стал фигурой чисто мифологической.
Детство крестьянского сына Брунзи прошло Алабаме. Кантри и блюз там подчас смешиваются в самых ненормальных пропорциях. Первым инструментом, который освоил Билли, была скрипка. Побывав в рядах американской армии и оттрубив свое на полях Первой Мировой, после дембеля он некоторое время занимался фермерским трудом в Арканзасе. И лишь в начале 20-х, переехав в Чикаго, начал брать уроки гитары у Чарли Джексона (Charlie Jackson). Чикагский блюз уже тогда был подчеркнуто городским. Сам став исполнителем, Брунзи удачно привил к его загрубевшему стволу несколько свежих побегов деревенского акынства с его вечными размышлениями о тяготах жизни. Созданная им смесь имела успех - в 30-х пластинки Билла были самыми продаваемыми в Чикаго, а в 1938 и 1939 его дважды приглашали в Карнеги-Холл на концерты серии "From Spirituals To Swing".
Из ранних записей Билла наибольший интерес представляют записанное в сопровождении контрабаса и фортепиано буги-вуги "Keep Your Hands Off Her", явный прообраз рок-н-ролла, а также встреча города с деревней в "C.C.Rider" с пронзительным соло на скрипке под строгий фортепианный ритм. А дробный перестук рабочего барабана в "I Want My Hands On It" фактически знаменут рождение ритм-н-блюза как принципиально новой ритмической структуры. Кроме того, возможно, именнно в его исполнении впервые легла на спиральные бороздки грампластинки вещица "Wee Wee Hours", вскоре ставшая блюзовым символом Чикаго. Не стоит, впрочем, пренебрежительно относиться и к песням, записанным им главным образом под гитару - в конце концов "I Can't Be Satisfied" в 1965 году появилась на втором альбоме Rolling Stones.
В конце 40-х в работах Брунзи появились духовые, ударные начали свинговать более активно, а сам он взялся за элктрическую гитару - акустическую бы просто не было слышно за трубой, саксом и тромбоном. Композиции вроде "Why Did You Do That To Me" или "I Can Fix It" занимают некую пограничную полосу между пока что босяцким блюзом и уже респектабельным джазом. Порой духовая секция просто риффовала (как, например, в "Stop Lying Woman"), а солировали фортепиано и гитара. Напротив, в "Rambling Bill" дудки нахально старались переджемовать друг друга - в формате трехминутной композиции это звучит довольно забавно. Периодически музыкант возвращался и к старому, акынскому стилю. Но если "I Wonder" имела более-менее традиционное звучание, то понять, где в номерах наподобие "I Love My Whiskey" кончается город и начинается деревня, было уже решительно невозможно.
В 1951 году Большой Билл впервые приехал на гастроли в Европу. Увлечение блюзом постепенно заражало мир, и до открытия первого специализированного клуба в Лондоне было уже недалеко. Очень скоро этой музыке предстояло перешагнуть все территориальные и расовые барьеры - но этого времени музыкант уже не застал. Конец 50-х в Америке был отмечен крупномасштабным откатом в попсу, к тому же в 1957 году у музыканта обнаружили рак горла. Большой Билл оставался на сцене до последнего.
Нам, привыкшим уже к тому, что новые стили и направления возникают каждый год подобно новым фасонам модных тряпок, все труднее осознать, что фундамент под маасив, ныне именуемый современной музыкой, закладывали люди, родившиеся в XIX веке. И все же надо постараться это сделать: нормальное развитие любого жанра искусства - плавно и непрерывно, а скачки и толчки - скорее исключение, чем правило. Здесь можно было бы сострить насчет "сплошных толчков" нашего времени - но давайте лучше послушаем хорошую музыку.

21.08.2007, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Volume 1: The Pre-War Years":

1. Saturday Night Rub
2. I Can't Be Satisfied
3. Too Too Train Blues
4. How You Want It Done
5. Long Tall Mama
6. Mississippi River Blues
7. C.C. Rider
8. Good Jelly
9. Mountain Blues
10. Keep Your Hands Off Her
11. Horny Frog
12. I Want My Hands On It
13. New Shake-Em On Down
14. Baby I Done Got Wise
15. Just A Dream
16. You Got To Hit The Right Lick
17. Key To The Highway
18. Wee Wee Hours
19. All By Myself
20. I Feel So Good

В записи принимали участие

  1. Big Bill BROONZY – Вокал, Гитара