Группа Начало Века продолжает экспериментировать с русской народной песней. С момента выхода в свет первого демо прошло два года. Вот только состав песен на полноформатном альбоме "Этнограмма" по большей части другой, а проблемы с освоением материала остались те же самые, что и были. Конкретно - материал продолжает сопротивляться.
Конек группы - проникновенные и задумчивые баллады. К примеру, лучшим номером на упоминавшемся демо 2005 года была "Лебедушка". Однако нельзя же записывать полный альбом баллад. Руководствуясь этим нехитрым соображением, музыканты группы сочинили массу неплохих рок-риффов, быстрых и заводных. Но вот беда: песни, в которых эти риффы звучат, опять-таки, требуют скорее балладного решения.
Интродукция к песне "Заря" - легкая, невесомая и атмосферная. Когда вступают гитары и барабаны - ждешь чего угодно, но только не продолжения этой темы. Заданная крепким вступлением динамика весьма ощутимо провисает уже в первом куплете. В сработанной по такому же принципу Улетаю" проигрыши вообще производят впечатление механически врезанных в чуждый контекст. Если переходы на куплеты музыкантам еще удаются, то возвращение к проигрышам обставляется просто неряшливо. Это при том, что сам по себе исполнительский уровень команды весьма высок.
Правда, и высокий исполнительский уровень может стать "силой в пустоте". Уже упоминавшиеся "Заря" и "Улетаю" построены на "неквадратных" ритмах, пронизаны чехардой сильных и слабых долей. Баллады "Река" и "Надя" так вообще решены в духе элегантного фьюжн. Инструментальные партии отшлифованы до блеска, звук альбома - чистый и прозрачный, композиционные решения многих номеров - практически арт-роковые. При случае Начало Века могли бы и Dream Theater влегкую переиграть, случись им столкнуться на одной сцене. Но какое это все имеет отношение к русской народной песенной культуре, хотел бы я спросить?
То и дело со всех концов нашей необъятной мы слышим стоны: "Почему, ну почему молодежь не интересуется нашей родной музыкальной культурой? Откуда эти странные интересы российских юношей и девушек к кельтскому и скандинавскому фолку? У нас, что - хуже?" Нет, ничуть ни хуже. Но, черт подери, насколько отвязны и разухабисты песни ирландцев из Pogues или финнов из Korpiklaani! Сколько в них молодецкого топота и разбойничьего посвиста! У нас же с советских времен, с эпохи фольклорных ВИА повелось допускать до рок-обработок народного творчества лишь чистеньких мальчиков и девочек с музыкальным образованием, дорогими инструментами в руках, и с каменной серьезностью в каждой ноте. Ими по-прежнему хорошо украшать федеральные мероприятия, но они страшно далеки от народа.
Нет, есть на нашей сцене и фолк-рокеры иного рода, но с раскруткой им почему-то везет существенно меньше.
# | Композиция |
---|---|
1. | Этнограмма Vol. 1 |
2. | Заря |
3. | Улетаю |
4. | Река |
5. | Надя |
6. | Офицерики |
7. | Плывет челн |
8. | Этнограмма Vol. 2 |
9. | Встреча |
10. | Жинка |
11. | Лебедушка |
12. | Паранья |
13. | Финская |
14. | Кумушки |
15. | Этнограмма Vol. 3 |
16. | Улетаю [Other Version] |
17. | Гори |
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)