Альбом:
Around The Sun
Записан:
2004
Издан:
2004, Warner Brothers (WB9362-48894-2)

Альтернативность R.E.M. заключается в их умении свободно обращаться с приемами разных жанров, вылепляя из них свое собственное звучание, узнаваемое с первых нот. На "Leaving New York", дебютной вещи нового альбома Around the Sun, припев звучит в стиле хороших поп-баллад 80-х: что-то подобное могли бы сделать Genesis. На этой и нескольких следующих вещах ведущая роль отведена пианино, занявшего в общем миксе место ритм-гитары. Тем не менее, эти композиции - самые современно звучащие на альбоме. Компьютерный бит странно контрастирует с теплым гитарным звуком в "Electron Blue", а на "The Outsiders" электронное кваканье соседствует с синтезаторным фоном, отсылающим к бессмертной "Brothers In Arms" Dire Straits. В этой вещи есть даже речитатив от Q-Tip - но и он лишен обычных быкований в голосе, а ведь считается, что звучание в стиле "крутой парень" - неотъемлемый атрибут рэпа. А сразу за этой композицией группа пускает гимн "Make It All Okay", недлинный, но эпически звучащий урок The Verve с их "Bittersweet Symphony" - и два эти контрастирующих трека неожиданно прекрасно дополняют друг друга.
"Final Straw" сочетает несущий фолк/кантри рифф с негромкой гитарной текстурой; в ее сильно обработанном звучании слышны отсылы к арсеналу NIN etc. - но звучит все равно как "R.E.M.". Где-то на этом месте "R.E.M." решают, что наигрались, откладывают свои модные фишки в сторону, и обращают взоры назад во времени.
Вторая часть альбома местами выдержана в классическом стиле группы, а местами одалживается у 60-х - 70-х - т.е., естественно, прежде всего у Beatles. Стайп (Michael Stipe), как Cure'овский Роберт Смит, не может звучать весело, даже если будет стараться изо всех сил (а он не будет) - однако на Around the Sun временами он подходит к этому очень близко. И в этом отношении особенно характерна битлоподобная "Wanderlust", заимствующая у 60-х не только характерный бит, но и беззаботное настроение.
Начало сменяющей ее "Boy In The Well" едва ли не впервые на альбоме звучит с тоскливой безысходностью, ставшей фирменной маркой "R.E.M." после успеха "Losing My Religion". Однако и эта вещь медленно обрушивается в эпически звучащий мажорный припев (тоже а-ля 60-е), похожий на финальную песню какого-то старого саундтрека. "The Ascent of Man" - R.E.M.-блюз с добавлением мечтательных ретро-синтезаторов в духе Stereolab, и, возможно, самая позитивная песня альбома. Впрочем, за вычетом первых нескольких меланхоличных треков Around the Sun вообще очень позитивный альбом, где классическая сдержанность "R.E.M." сочетается с удивительно жизнеутверждающим настроением.
Все свои богатства "R.E.M." расходуют очень экономно. Костяк любой их песни составляют скупые неторопливые ритмы, аскетичные акустические партии и дрожащий, как свеча на ветру, голос Стайпа. Однако обычно одного штриха, использованного группой, хватает, чтобы превратить тягостно тянущуюся композицию в - pardon me - настоящий хит. Loop гулких ударных в "High Speed Train" способен заставить Radiohead кусать локти от зависти. А отдающийся эхом рифф в "I Wanted To Be Wrong" - верх лаконичности: оказывается, всего один удар по струнам способен сделать песню настолько насыщеннее. Еще чаще, однако, таких штрихов несколько, и все эти басовые риффы, мягкие оркестровки и электропианино были бы совершенно восхитительны, не будь они так органично растворены в общем потоке звука.
Итог? Prime R.E.M.

30.11.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Список композиций альбома "Around The Sun":

1. Leaving New York
2. Electron Blue
3. The Outsiders [Feat. Q-Tip]
4. Make It All Okay
5. Final Straw
6. I Wanted To Be Wrong
7. Wanderlust
8. Boy In The Well
9. Aftermath
10. High Speed Train
11. The Worst Joke Eve
12. The Ascent Of Man
13. Around The Sun

В записи принимали участие

  1. Michael STIPE – Вокал
  2. Patrick MCCARTHY – Продюсер
  3. Mike MILLS – Бас-гитара
  4. Peter BUCK – Гитара