Феноменально.
Нет, правда. Этот диск увеличивает тот стыд, который каждый нормальный
россиянин испытывает за черносотенцев, во много раз. Для "Звезды
Соломона" (Маген Шломо) Александр Царовцев взял песнопения
хасидов - попросту напел куски из иудейских молитв и Ветхого Завета на
древнееврейском. Его молодой коллега Александр Маноцков обработал
старинные еврейские народные мелодии под современный рок. И вышло феноменально.
Если бы не электронный бит, эта музыка могла бы звучать на улицах Иерусалима
или пражского гетто - не ночью, когда искушенные в тайнах Торы раввины создают
големов и заклинают демонов, а днем, когда улицы полны народа, торопящегося по
разным своим надобностям. Это даже не совсем еврейская музыка; Царовцев и
Маноцков вышли за строгие этнические рамки, как то обычно и бывает с
современными этно-коллективами. Звезда Соломона - пойманное на записи плавное
дыхание Ближнего Востока, то деловито спешащего куда-то ("B'Irushalaim")
то неторопливого от зноя ("Hine ma tov"), то настороженно-напряженного
("Et dodim"), то меланхоличного ("Lemaan akhai"). Тысячи лет
соседствуя с Востоком, мы так и не разобрались толком в этой "вещи в себе" - и
вот благодаря компьютерным ударным и гитаре, вступающей в дуэль со скрипкой,
краешек завесы над древней культурой приподнялся.
Гармонично сочетать традиционную и современную музыку - непростое искусство.
Один из основных критериев - как сочетаются современные и этнические элементы.
У Царовцева & Маноцкова это сделано бесшовно. Если специально вслушиваться,
можно проследить: это современный бас, а это явно аутентичная скрипка. Однако в
песнях все звучит настолько слаженно, что вслушиваться потянет только
въедливого рецензента. Второй из основных критериев нео-этники - качество
современного элемента. За традиционную часть можно не волноваться, а вот то
новое, что привносится в музыку, должно быть не хуже оригинала, иначе будет
просто стыдно. И здесь тоже работа, проделанная Сашей Маноцковым,
выше всяких похвал. Партии ударных, гитары, нечастых синтезаторов ("Peer be
khavod") просты и мудро лаконичны, что свидетельствует об истинном таланте
автора. Наконец, без ошибок осуществлен и подбор материала: запись достаточно
динамична, здесь нашлось место и быстрым, почти поп-роковым мелодиям ("Ve
haer eineinu"), и полностью аутентичным размеренным песнопениям ("Lemaan
akhai"). Композиции организованы связно, и можно слушать как отдельные
песни, так и весь диск целиком, от начала до конца. А потом еще раз...
Феноменально.
Woody SHAW (1944)
Lemmy (1945)
Jan AKKERMAN (1946)
Ralph MOORE (1956)
Ricky MARTIN (1971)
Дима БИЛАН (1981)