Альбом "новой звезды world-pop Natacha Atlas" (цитата с диска)
начинается почти как саундтрек к Белоснежке или обычной
Голливуд-мелодраме. Немолодые мамы-домохозяйки по всему свету тают от
восхищения, не замечая под переливами арфы и иных струнных инструментов
этнических мелодий. Но чем дальше по пустыне, тем талибы толще. Something
Dangerous плавно поднимается из шелков поп-аранжировок, как готовая к удару змея.
Основу альбома составляют ближневосточные мелодии. Они
могут быть даже не всегда заметны, но они вездесущи, прямо как у System
Of A Down с их армянской этникой. Исламская культура за последние годы
распугала поклонников-европейцев, но не стоит бояться: муэдзиновское
голосовое вибрато в устах Наташи звучит небесно. Старине Таркану просто
нечем крыть.
К вопросу о конфликте цивилизаций - ближневосточная музыка, как выяснилось,
врастает в рэп и etherial pop бесшовно. И тем не менее, в случае с Something
Dangerous этническая составляющая сохраняет за собой
главенство. Почти всегда. Некоторые куски - даже не песни целиком - звучат
как простой беззубый поп, как в сказке - "в одно ухо влез, в другое вылез".
Особенно это верно для "Man's World" - кавер на Джеймса Брауна - и
"When I
Close My Eyes". Еще больше портит дело рэп. У Rage Against The
Machine это органично. У Наташи Атлас - раздражает. Дервиш-бит
"Eye of the duck" с вкраплениями рэп-читки звучит отлично, но начавшийся
за здравие "Just Like a Dream" сползает в однообразный рваный бит. Причитания
Princess Juliana, скорее всего - второразрядной бэк-вокалистки у
малоизвестных рэпперов, в общем контексте просто не вставляют. Где-то
четверть материала альбома - хорошая коньюнктурная поделка, вроде взятки на
таможне. Только здесь деньги, выкачанные у черных братьев и белых женщин
среднего класса и возраста, пойдут не детям таможенника, а демону
шоу-бизнеса.
Однако большая часть Something Dangerous - работа куда качественнее.
Альбом выдержан в классическом для поп-этно меланхолическом ключе: вспомните
Enya, Enigma, Clannad и Hagalaz' Runedance. Однако
это - не фоновая музыка. Наташа (которая заявлена как
один из авторов песен) добавляет в композиции элементы кабаре и джаза и очень мудро
использует электронику для создания целой палитры вариантов меланхолии
арабской ночи. "Daymalhum" - холодное, почти трансовое звучание drum loops
заставляет подумать, что Kraftwerk, как и все немцы, ездят на восток
отдыхать. Под уже упомянутую "Eye of the Duck" почти не возможно не
двигаться в ритм. Один из лучших номеров - дуэт с Шинейд О'Коннор на
"Simple Heart". Дело не столько в вокале, сколько в самой музыке.
Меланхоличный грув просто неотразим, а аскетичные гитарные пассажи и
синтезаторные намеки на TrickyMassive Attack делают песню не просто
хитом, а готовой классикой. 8-минутный финальный трек, "Like The Last
Drop", объединяет все трюки в арсенале Наташи в одно эпическое произведение,
под которое, наверное, хорошо читать "Сказки 1001 ночи".
Конечно, это не Дживан Гаспарян или какие-нибудь исландские
Vikivaki. 70-минутный альбом можно было бы утрясти до 50 минут - за
счет пресловутой Enigmaподобной жвачки. Но и такой, какой есть, альбом
Наташи Атлас -готовая заявка на хит года в жанре world pop.
# | Композиция | Слушать | Скачать | Запомнить |
---|---|---|---|---|
1. | Adam's Lullaby | |||
2. | Eye Of The Duck [Feat. Tuup And Princess Julianna] | |||
3. | Something Dangerous [Feat. Princess Julianna] | |||
4. | Janamaan [Feat. Kalia] | |||
5. | Just Like A Dream [Feat. Princess Julianna] | |||
6. | Man's World | |||
7. | Layali [Feat. Z] | |||
8. | Simple Heart [Feat. Sinead O'Connor] | |||
9. | Daymalhum | |||
10. | Who's My Baby [With Niara Scarlett] | |||
11. | When I Close My Eyes [With Myra Boyle] | |||
12. | This Realm | |||
13. | Le Printemps [For Mona] | |||
14. | Like The Last Drop |
Ruth BROWN (1928)
Roland ALPHONSO (1931)
Ronald Shannon JACKSON (1940)
Maggie BELL (1945)
George DUKE (1946)
Павел КОЛЕСНИК (1958)
Per GESSLE (1959)