Мерзкая московская полуосень-полузима 12-летней давности. Недавно размежеванный
на две половины "Олимпийский"; одна из половин серьезно забита народом; большой
концерт "русского рока" - свадебного генерала на женитьбе демократов со
всесоюзной собственностью. Но о таких вещах тогда никто даже не намеревался
думать - ни музыканты, по-щенячьему возрадовавшиеся тому, что "можно", ни
народ, тоже почувствовавший, что "можно" и пока не допонявший, что же
ему все-таки нужно, когда "можно".
Народ радуется вовсю, особенно на выступающей неожиданно первой
"Алисе", и на всенародно-хороводном "Чайфе", как раз тогда
залудившем свое эпохальное ой-е-ханье. Курсанты машут своими
остоп...шими фуражками, благо в зале темно. Девицы в партере, не стыдяся
известной потливости, с легкостью забираются на загривки кавалеров. Но все - от
курсанта до девицы - не радуются и не прыгают во время выступления молодой
свердловской группы, плотно, однако, знакомой
завсегдатаям студии "Колокол" в Старопанском. Четверо интеллигентного вида
молодых людей отыгрывают свою программу при полной апатии зала и столбняке в
партере. Цинично-изощренным "Пулемет Максим" и
"Декаданс" с только что записанного альбома публика не выказывает
никакого отклика, и аплодисмента тоже не уделяет. И только относительно
известные "Гномы-каннибалы" и "Инспектор По..." вызывают
некоторое оживление. По прошествии где-то 4 лет, когда первый период,
остроумия, эклектики, декаданса и непонятости будет позади (это произойдет в
Зеленом театре ЦПКиО, когда Глеб окончательно слезет со своего знаменитого
стула), "Агата Кристи" выпустит два своих самых успешных альбома -
"Позорная звезда" и "Опиум", все те же девицы признают в Глебе
Самойлове долгожданного "очаровательного принца", и визг будет стоять истошный,
а песни про смену коня и бродячих лесных санитаров обретут статус тех идей, что
скрепляют нацию.
...В отличие от отвергнутого ("Ты че, самый умный?") людьми
"Декаданса", и сравнительно малоизвестного "Второго Фронта",
"Коварство и Любовь" во времена, о которых идет речь, пользовался
известным магнитофонным спросом. Записанный в Свердловске в 89-м и появившийся
в студиях звукозаписи где-то в районе 90-го, этот альбом, проскочил, как "заяц"
в сломанный турникет в метро, в узкий временной коридор на рубеже смены белья -
простите, эпох,- когда советскому року было круче всего хорошо. Помимо
разрешительного "хорошо" было "хорошо" и сугубо творчески, и разноплеменные - от
электронного "Телевизора" до петрушек с саксофонами из ансамбля
"Дети" - но как один безумно талантливые молодые оболтусы цвели пышным
цветом. "Коварство и любовь", с его хард-роковым гитарным драйвом, не
свойственным более не одному альбому "АК", более походил не на
свердловскую сцену, но московскую рок-лабораторию: с ее дуремарами из
"Рукастого перца", "Дианы", ныне осоловевших от клубной жизни
"Ногу Свело" и прочая, и прочая. Несмотря на непременную
ипохондрию, декадентство и сплин, это - самый светлый и жизнеохочий альбом "АК".
Открывает его перетянутый по ленд-лизу со "Второго фронта" отрывистый
"Инспектор По...", музыкальный гибрид венского вальса с фашистским
военным оркестром, марширующими по Вене под "Ein Heller und ein
Batzen...", и устрашающей воображение гитлерюгендов страшилкой в рефрене:
"Он вобьет в ваш хобот меченый гвоздь!". Песня-речетатив, сродни
"Скованным" "Наутилуса", песня-слоган, товарищи! Песня-клизма:
жизнь бы, товарищи, нарисовать с кого - с товарища Дзер-жин-с-ко-го!!!
Затем - "Viva Kalman!",- возможно, самая "тяжелая" песня "АК" и уж
точно дюже автобиографичная:
"Белый клоун, белый мученик
Ради смеха пьяно-жгучего
Будет издеваться над собой...
...Кто изгибал на арене спину
Тот испытал, что такое сила..."
Чем еще примечательна "Viva Kalman!" посреди других детективов "Агаты
Кристи", так это вожделенным в советском краю "качем", какового мало в
епархии одно-двухструнного щипачества Вадима Самойлова.
Далее мы выделим целый надел из песен, носящих явный антисоветский,
диссидентский, безнравственный и низкокультурный характер,- то есть наделенных
всеми необходимыми качествами, за которые люди любят "советский рок". Песен,
прямо входящих в открытый конфликт с устоями общественной нравственности:
"Да, я знаю, я
спокоен: все такие, как я!"
Открывает этот "блок ракенролов"
"Африканка" - веселый шлягер с экзотической мелодией, выставленной перед
строем бас-гитарой Глеба и припевом, полезным, когда нечего сказать глупой
сверстнице: "Ja ja ja naturlich, danke schon junge Frau. Ja ja ja naturlich,
Meine kleine junge Frau!" Завершает композицию потно-негритянская мелодия
из "Рабыни Изауры", доставленной в виде гуманитарной помощи то ли из
Бразилии, то ли из Папуа - Новой Гвинеи.
4-я песня, "Сытая свинья" - апофиозище этой пластинки: "Толстая
ленивая серая кошка развратно заползает ко мне на колени
Она совсем такая как ты, а горечь утрат - субъективная блажь
Ведь если не купишь - так точно продашь
Я знаю, я спокоен - все такие, как я
Да, я сытая свинья, ... просто сытая свинья
Я в грязной луже лежу, но ты не трогай меня, ведь эта лужа моя!"
Номер пять - первый из канканов этого альбома "Танго с дельтапланом"
- очень хорош как вытрезвляющее - тем, кто знает, что прапорщик может быть не
только в анекдотах: "Но только ночною порой мне снится конвой и
солдаты... летай, пока горячо, пока за полеты не просят плату". Ведь канкан
под электрогитару - это очень чувственно, канкан под электрогитару танцуют все
одинокие лысые мальчики моего роста. То ли дело женатые мальчики, залетные: у
них не песни - боевики, вот где драйв по всем правилам хэви-метал. Что ни день,
то кухонный "Праздник семьи": "Э-ге-гей, у нас такая заводная семья!
Простая-простая, нормальная семья!"
И, наконец, завершает на минорной ноте это безобразие "клавишный" панегирик
на музыку Глеба и слова Михаила Афанасьевича, "Собачье сердце". (По коей
одноименной повести в те же времена снимается одноименный фильм, который
незамедлительно станет любимым. И вскорости с рабочих
мест и из "Ямы" послышится хмельное гавканье: "В очередь, сукины дети!"
- и хохот сограждан.)
Вторая половина альбома (именно здесь проходит демаркационная линия на
кассете) до первой половины, увы, не дотягивает, и не носит никаких
рок-н-ролльно протестных характеров. "Аллергия" - песня-шутка, с хорошим
зарядом драйва и гитарным выходом в середине - вполне сошло бы даже для
металлистов-шахидов, если прикрыть название группы ладошкой. Текст песни был
нарыт в книге П. Карпова "Творчество душевнобольных" (а далее -
Стругацких), и стоит
зазубривания, для воспроизведения про себя или вслух, в минуты, когда "весь
мир - навоз":
"В кругу облаков высоко
Чернокрылый воробей
Трепеща и одиноко
Парит быстро над землей.
Он летит ночной порой
Ярким светом освещенный
И ничем не удрученный
Все он видит под собой.
Гордый хищный разъяренный
И, летая словно тень,
Глаза светятся как день"
Хард-роковый "Канкан" был одно время непременным
концертным номером группы, затем растворился из концертной программы ввиду
появления более актуальных песен. То же относится и к "Пантере", -
еще одной старой свояченице группы, которую не удалось расшевелить ни на
"Втором фронте", ни на "Коварстве и любви". "Холодная
любовь" и "Кондуктор" - дистиллированный декаданс, почище поэта
Белого в шинели Акакия Акакиевича; этакие советские блюзы, в которых нет ничего
от блюзовой
музыки, зато есть много той самой "тоски". Все печоринщина и лермонтовщина!
Закрывают альбом реприза "Viva Kalman!" - "Viva!" и минорное
игристое полусладкое танго без "низов" "Бесса Мэ..."
Над "гусским 'гоком" ныне вовсю потешаются молокососы нулевых годов, успешные
абитуриенты коммерческих университетов, еще 10 лет тому назад бывшие
обычными "путягами" и "технарями". Самозванные "продюсеры" с грассирующими
фамилиями вставляют, одну за другой, скуластым отрочицам возраста первых
прокладок затычки с брэнднеймом "'гусский 'гок". Братья
Самойловы дают очередной юбилейный концерт в Лужниках. Поют людям песнь про
любовь без штанов.
И безо всякого коварства.
# | Композиция |
---|---|
1. | Инспектор по |
2. | Viva Kalman |
3. | Африканка |
4. | Сытая свинья |
5. | Танго с дельтапланом |
6. | Праздник семьи |
7. | Собачье сердце |
8. | Аллергия |
9. | Канкан |
10. | Холодная любовь |
11. | Пантера |
12. | Кондуктор |
13. | Viva |
14. | Бэсса мэ |
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)