Последним глобальным открытием щедрого на таланты свердловского рока стала Агата Кристи . Пока ведущие группы клуба переживали болезненные изменения в составах, Агата резво дебютировала на III свердловском рок-фестивале, продемонстрировав, по воспоминаниям очевидцев, сорок минут непрерывного драйва . Их взлет был стремительным и впечатляющим. Группа оказалась одним из открытий рок-фестиваля Сырок-88 , а еще через год они очаровали искушенную британскую публику на фестивале New Вeginnings - в одной компании с Коллежским асессором и Не ждали .
На первых порах создавалось впечатление, что музыка Агаты начисто лишена каких-либо корней и национальных признаков. Хотя их тексты и грешили плакатностью ( мой хлеб - моя злоба ), но мелодический рисунок большинства композиций был поразительно космополитичен. В песнях группы органично уживались оригинальные гитарные пассажи, клавишные клише и фрагменты из популярных классических, эстрадных и хард-роковых номеров.
...На поиски собственного лица у Агаты ушло около пяти лет. После игры в школьном ансамбле города Асбеста тяга к высшему образованию забросила гитариста Вадима Самойлова, барабанщика Петра Мая и клавишника Сашу Козлова в Свердловск. Это трио обрело официальный статус вокально-инструментального ансамбля радиотехнического факультета УПИ при стройотряде Импульс . Со временем музыканты оказались обладателями небольшой радиорубки, в которой стали записывать экспериментальные программы-альбомы, ориентированные на классический хард-рок. К 88-му году подобных опусов было выпущено четыре - в год по альбому. Окончательно оформленную канцелярию имел лишь последний из них под названием Свет , в записи которого приняли участие музыканты Наутилуса Алик Потапкин и Алексей Могилевский. Сформировавшийся к этому времени стиль получил внутри проекта название харт - утяжеленный арт-рок, основанный на лаконичном языке новой волны.
Почти к каждой композиции можно было подобрать в качестве аналога соответствующую европейскую группу, - вспоминают музыканты. - Вместе с тем у этих песен была и отличительная черта - академизм, т. е. подход к гармонии и аранжировке на основе опыта классической музыки .
Одним из самых весомых достижений этого доисторического периода оказалось приобретение музыкантами звукооператорских и звукорежиссерских навыков.
Тогда мы занимались тем, что учились любыми способами создавать естественную реверберацию - вплоть до того, что вытаскивали колонки с микрофонами в институтский коридор, - вспоминает Вадим Самойлов. - Барабаны записывали в соседней с радиорубкой гулкой комнате, располагая микрофоны не только в непосредственной близости от установки, но и вдалеке - добиваясь сразу нескольких обзоров и внушительного звука .
Александр Пантыкин вспоминает, что репетиционный полигон группы внешне напоминал лабораторию Академии наук по производству химикатов, в которой разве что не хватало пробирок и кислоты. Вдоль стен стояла советская бытовая техника - наверченная и перепаянная до неузнаваемости. Сквозной канал магнитофона Ростов использовался для создания эхо-эффекта , а безграничные возможности отечественного синтезатора Поливокс остроумно применялись для преобразования сигнала, поступавшего с барабанной бочки, в синтетический звук. Все эти чудеса звуковой техники пропускались через пульт свердловского производства Карат .
Когда мы начали готовить альбом Второй фронт , то его саундпродюсером оказалось само помещение, в котором мы писались, - вспоминает Вадим Самойлов. - Основное новшество этой работы - симфонические элементы в аранжировках - возникли во многом случайно. Мы пользовались свердловскими клавишами Квинтет , и единственный приличный тембр, который можно было оттуда извлечь, отдаленно напоминал strings. Отсюда и возникла на альбоме пресловутая скрипичная окраска .
Накануне этой записи группа решила поменять название. Наряду с версией Жак-Ив Кусто Саша Козлов предложил Агату Кристи . Таким образом, Второй фронт оказался дебютным альбомом в дискографии еще мало кому известной группы Агата Кристи .
...Незадолго до начала сессии из Сургута вернулся барабанщик Петр Май, работавший в течение двух лет по распределению в тюменской глуши. В отличие от Вадима Самойлова и Александра Козлова, посещавших в юные годы музшколу, Петр Май никогда нигде не учился и был простым асбестовским самородком.
Козлов к тому времени закончил с отличием медицинский институт и трудился в ординатуре. Малозаметный на сцене, он привносил в звучание группы мелодизм и необходимую попсовую окраску. В клавишных партиях Козлова соседствовали музыка к шпионским кинодетективам и симфонические пассажи в духе школы игры на электрическом фортепиано Александра Пантыкина . На лирических композициях Козлов любил применять слегка пафосные электроорганные аранжировки, навевавшие ностальгические воспоминания о медляках из репертуара Самоцветов или Веселых ребят . В дебютном альбоме Козлов был соавтором сразу нескольких композиций: Инспектор по... , Коммунальный блюз , Второй фронт , Телесудьбы .
Что касается Вадима Самойлова, то уже тогда он сочетал в себе как минимум три достоинства: композиторский талант (им были написаны такие хиты, как Пантера и Черные волки ), звукорежиссерский опыт и своеобразную технику игры на гитаре. С равным успехом он мог исполнять хард-рок, блюз и поп-музыку, и все это у него каким-то хитроумным образом сплеталось в единое целое. И, наконец, Самойлов действительно чувствовал звук и умел толково делать миксы, что подтвердилось в недалеком будущем во время его совместных работ с Наутилусом ( Титаник ) и Настей ( Невеста , Танец на цыпочках ).
Еще одним специалистом по звуку в группе был Александр Викторович Кузнецов. Долгое время (вплоть до 95-го года) он являлся концертным звукооператором Агаты Кристи , а также студийным звукорежиссером нескольких свердловских проектов - начиная от Оркестра Вадика Кукушкина и заканчивая сольным альбомом Глеба Самойлова Маленький Фриц . Во время записи Второго фронта Кузнецов играл на бас-гитаре, добросовестно разучив предложенные Вадимом Самойловым партии.
Семнадцатилетний Глеб Самойлов в группе пока еще постоянно не играл, поскольку трудился лаборантом в родной асбестовской школе. Будучи целеустремленным юношей, он самостоятельно научился играть на фортепиано, изучил основы музыкальной теории и даже поступил в музучилище по классу бас-гитары. Во Второй фронт были включены сразу три его песни: Гномы-каннибалы , Пинкертон и Неживая вода . Последнюю композицию Глеб позднее пытался переаранжировать для своего второго соло-альбома, работа над которым так и не была завершена.
...Процесс создания Второго фронта напоминал небезызвестную историю с одним французским художником-импрессионистом, который, отвечая в зале суда на вопрос: Правда ли, что вы писали картину всего два часа? - сказал: Я писал ее два часа и всю жизнь . Альбом готовился в течение полугода, а оказался записан меньше чем за две недели. Работа началась летом 87-го года, когда уже были написаны Пантера (в акустическом варианте) и композиции Глеба Самойлова. У музыкантов возникла идея пригласить на запись в качестве продюсера Александра Пантыкина. Мы несколько раз ходили домой к Пантыкину и звали его на репетиции, - вспоминает Козлов. - Но Пантыкин занимался Кабинетом и ему постоянно было некогда. Мы подождали-подождали и решили записывать альбом сами . К концу года все песни были отрепетированы до такой степени, что во время сессии оставалось только их отыграть без грамматических ошибок и с соответствующим настроением.
Спонтанных озарений в процессе записи не было, поскольку все аранжировки были готовы заранее, - вспоминает Кузнецов. - Перед самым началом сессии мы включили фонограмму одной из западных рок-групп, и Вадик на своей чешской гитаре начал играть в унисон пластинке. Совместив саунд гитары с этим диском, мы скорректировали на эквалайзере аналогичное звучание. К сожалению, название пластинки участники записи вспомнить не смогли (или не захотели).
Первую сторону альбома открывали сразу три рок-боевика с закамуфлированно социальными текстами: Эти гномы не любят просто высоких/Им каждого хочется засунуть в шаблон/И каждый хочет стать еще ниже/Это верх мечтаний, они все могут/Махать флагом, плюнуть в душу/Рыться в трупах и строить обелиски/Увеличить страх на душу населения/У которого ее давно уже нет . Напичканная гитарными риффами в духе Whitesnake композиция Гномы оказалась первым опусом Агаты , в котором группе удалось совместить опереточные элементы с канонами тяжелого рока. Спустя полтора года подобная тенденция получила развитие на альбоме Коварство и любовь , в котором вторично были сыграны Пантера и Инспектор по... .
Одна из самых сильных композиций, Пантера , в которой вокал Самойлова срывался местами на отчаянный мальчишеский вопль, выгодно отличалась от своей более поздней электронной версии жесткостью и сыростью. В припевах Телесудеб Самойлову подпевал вокалист Встречного движения Владимир Махаев - для большей динамики .
Из остальных композиций выделялись Пинкертон (с изумительной барабанной техникой Петра Мая) и Черные волки , в которой заочное влияние Кинчева на поэзию и вокал Самойлова ощущалось достаточно сильно: Эй, вы, рыцари плоскости/Монстры кляпов и ртов/Ваш страх в бархатной полости кресел/Защитите от сквозняков/Но ветер тропою длинных подвалов/Вскормлены влагой растаявших льдин/ Гулко уносит в душные залы наш ритм, наш гимн . Завершался альбом инструментальной репризой к Инспектору по... - пышная кода к достаточно цельному и энергичному альбому.
...Несмотря на сравнительно простую систему записи, не все композиции удавалось зафиксировать после нескольких прогонов. Особые сложности возникли с Неживой водой и Пинкертоном , содержавшими замысловатые гитарно-барабанные партии. По воспоминаниям музыкантов, эти композиции писались на измор с огромным количеством дублей - до тех пор, пока это количество не переходило в качество.
Зафиксированный в рекордно короткие для Агаты сроки (с 20 декабря 87-го по 8 января 88-го года), Второй фронт вызвал приятный шухер в среде свердловских мэтров. Его хвалил Полковник, а Шахрин отметил, что от этого студийного альбома идет такой драйв, что просто зависть хорошая берет. Любопытно, что в самый разгар сессии на запись Второго фронта все-таки забрел Пантыкин.
Первое впечатление от Агаты заключалось в том, что ребята очень хорошо представляли себе, что именно они хотят, - вспоминает он. - Они вели себя целеустремленно, без шума и пыли. Я попытался сделать им какие-то замечания, но они их к сведению не приняли и все сделали по-своему. Мне это понравилось, поскольку уже тогда они были уперты в некую свою идею. Она у них явно была .
# | Композиция |
---|---|
1. | Инспектор по |
2. | Гномы-каннибалы |
3. | Пантера |
4. | Неживая вода |
5. | Ты уходишь |
6. | Коммунальный блюз |
7. | Черные волки |
8. | Пинкертон |
9. | Второй фронт |
10. | Телесудьбы |
11. | Post Scriptum |
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне - Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и Александром Козловым (клавишные, вокал).
Подробности из жизни:
Немногие на отечественной рок-сцене склонны к стилистическим экспериментам.
Ещё меньшему числу артистов удаётся после таких выкрутасов сохранить, а тем
более умножить круг своих почитателей. И уж вовсе единицы обращаются при этом к
достаточно сложным музыкальным формам и маргинальным жанрам поп-музыки...
Агата Кристи - из таких вот удачливых смельчаков, преодолевших
затянувшееся отставание рока от музыкальной моды...
Группа была образована в 1985 году в пригороде Свердловска (ныне -
Екатеринбург) Асбесте Вадимом Самойловыми (вокал, гитара) и
Александром Козловым (клавишные, вокал). Некоторое время в составе,
официально именовавшемся ВИА РТФ УПИ (вокально-инструментальный ансамбль
радиотехнического факультета Уральского политехнического института) играли
также Александр Кузнецов (бас-гитара) и Пётр Май (ударные).
Хорошо разбиравшийся в радиоаппаратуре Самойлов сразу же взялся за сооружение
собственной студии звукозаписи.
Проблема выбора более характерного названия…
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)