Театр Яда начинал, как дуэт гитаристов. Один - извлекал из электрической гитары всякие концептуальные шорохи и зловещие шумы, другой - не менее концептуально страдал на тему невыносимости жизни под акустическую. К финалу каждой второй песни слова постепенно распадались в месиво рефлекторно дергающихся, подобно оторванной паучьей ноге, слогов и букв. При всем внешнем совершенстве идеи, практически проекту не хватало очень многого. Теперь это "многое" есть, и хорошо работает.
Альбом способен удивить многих. Особенно - тех, у кого от песен "этих
полоумных" вяли уши на сборных концертах в мелких клубах.
В своем нынешнем
состоянии группа подобна зашедшему в пивную Терминатору в балетной пачке.
Смешно? Да. Нелепо? Еще как. А теперь скажите то же самое ему самому. Дело в
том, что жалкие юродивые скелетики песен группы покрылись теперь плотью
монстров из самых шокирующих, зато с потрясающей реалистичностью снятых
ужастиков. Подобно каким-нибудь Current 93, музыканты достигают
превалирования звукового слоя в своих сочинениях над песенным. Изматывающий
дурдомный КСП обрамляется алогичным звуковым месивом из бесконечно тянущихся и
порой сплетающихся друг с другом пассажей электрогитары и скрипки
("...Обтекаемый Розовым Шлемом (Северный Сгусток)"), жутковатой смеси осколков
трогательных и милых по-отдельности клавишных наигрышей ("Катастрофы На
Хрустальной Автостраде"), интересных, хотя и местами невыносимых звуковых эффектов.
Рассказывают, что Джон Леннон сочинил песню "Tomorrow Never Knows",
когда рылся в студийных архивах, выдавливал самые чудовищные звуки из тогдашних
меллотронов и муг-синтезаторов, и клеил изо всего этого безобразия
закольцованные треки - для того, чтобы воссоздать адекватно по памяти те
звуковые ландшафты, среди которых ему довелось как-то блуждать в наркотическом
бреду. Похоже, что в своей новой работе Театр Яда с той же степенью дотошности
реконструировал нечто подобное. Во-всяком случае состояние
невесомо-изматывающего ночного кошмара передано группой с потрясающей степенью
достоверности. "Широкий аэропорт... прозрачные глыбы старости - на тонкой
нотке". Или - "нитке": фраза так хитро смикширована, что слово
прослушивается с дискомфортной двусмысленностью. Тут же с готовностью лезущие в
уши напевы и звоны из фонотеки клиники д-ра Равино восхитительным образом
услививают этот образ.
В итоге щемящая бредовость преследует слушателя все
семьдесят четыре минуты звучания альбома. Даже сам хронометраж программы
пугает: диск с шизофренической порядочностью забит звуковой информацией под завязку.
Лирика группы - разговор особый. Правда, уникальный звуковой контекст
превалирует и над ней. Скажем, строчки вроде "кровью клоунов замазаны окна; в
кодексах - все та же надменность и сырые гербарии" ("Щелчки После Конечности
(Радиоперехват 679)" мог бы выдать и Егор Летов. Однако у него бы эта
поэзия была на первом плане, заслоняя любой музыкальный контекст. А здесь
композиция плавно перетекает в следующую ("Биопатогенный Друг"), и весь ужас
положения осознает даже тот, кто ни слова по-русски не понимает.
Сравнение с Летовым, впрочем - чисто случайно. Как и с Current 93. Самое
интересное здесь - то, что некоторые из этих наркопсиходелических опусов есть
чистейшей воды рокапопс. Скажем, "Венерические Меха" или "Уголовное Тело В
Розарии Безвременного Мира" могли бы удачно украсить репертуар БИ-2. А
"Предметно-Пьедестальные Места" - концертную программу Сплина. Правда,
для этого и Сплин, и БИ-2 должны (нет, просто обязаны) сойти с ума. Причем
желательно в самую дерзновенно-омерзительную сторону. Иначе ничего путного не получится.
Музыка "Театра Яда" рекомендуется к прослушиванию глубокой ночью, в темноте - и, желательно, перед сном. Специально для любителей острых ощущений.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)