Традиционная предновогодняя забава – топ лучших альбомов года от "Проверки пульса". В нижней части рейтинга оказалось довольно много громких имен, а стилистический разброс получился максимально широким – джангл, минимал-вейв, техно, индитроника и даже некоторое количество "танцев для масс". На всякий случай напомню, что нижеперечисленное есть сугубо субъективный выбор, любимые пластинки и больше ничего
100. Floating Points "Cascade" (Ninja Tune)
Пожалуй, самый заметный электронный релиз минувшей осени – давно анонсированный лонг-плей британца Сэмюэла Шеперда (Samuel T Shepherd) aka Floating Points. На этом альбоме (не то четвертом, не то пятом в его дискографии, в зависимости от того, считать ли полнометражным релизом "Reflections - Mojave Desert") Шепард делает заметный шаг в сторону музыки более клубной и мейнстримовой. Рядом с ажурными красотами, которыми всегда славился Сэм, на "Cascade" появляется энергичный хаус-бит, упругие басы и даже (пусть порой и хорошо завуалированные) EDM-клише с крещендо и глиссандо. После первого прослушивания "Cascade" вызывает одну эмоцию – ну всё, Шепард продался. Особенно хорошо иллюстрирует этот тезис "Birth4000", вариация на тему позднего Мородера. Но покрутив альбом несколько раз, в нем начинаешь находить и свои сильные стороны – тут объективно неплохой грув, да и ближе к концу, в треках вроде "The Shift" и "Ablaze" Сэм возвращается к привычной, чуть более интеллигентной музыке. В результате получается пластинка, близкая по духу к танцевальным релизам Four Tet или к тому, что Дэн Снейт (Dan Snaith) делает под именем Daphni. Я по прежнему предпочитаю Floating Points, играющего брейкбит, космо-электронику и джаз, и "Cascade" на этом фоне кажется записью скорее компромиссной. Но если уж делать электронику "и нашим, и вашим", то делать это именно так.
99. Jan Jelinek "Social Engineering" (Faitiche)
Немецкий пионер глитча и автор великой пластинки "Loop-Finding-Jazz-Records" сделал решительный шаг в сторону современного искусства. "Social Engineering" – это не что иное, как концептуальный альбом про спам (что? да!). Согласно официальному пресс-релизу, "Альбом объединяет тринадцать фрагментов текста из так называемых фишинговых писем. Используя синтез речи, они произносятся, поются и преобразуются в абстрактные текстуры. Результатом стал 36-минутный языковой и звуковой коллаж, посвященный темным силам фишинга". Самое удивительное, что полученный результат еще и вполне приятен на слух – стилистически получилось нечто среднее между эмбиентом, разреженным "даб-техно на диссоциативах" и коллажной перформативной электроникой в духе Лори Андерсон (Laurie Anderson). Ну и сделано всё это с хорошим абсурдистским чувством юмора – как тут не вспомнить похожую работу 20-летней давности британской медиахудожницы Ленки Клейтон (Lenka Clayton), нарезавшей речь Джорджа Буша на слова в алфавитном порядке.
98. VA "Pete Herbert presents Music For Swimming Pools" (Music For Swimming Pools)
Пит Херберт (также известный, как участник проектов Reverso 68, Bakazou и т.д.) – один из тез, кому обязана своим существованием ню-диско и балеарик сцена. На рубеже нулевых и десятых жанр пережил довольно яркий пик, затем тихо ушел в тень, где продолжает небезынтересно развиваться и видоизменяться. 11-трековая компиляция – смотр достижений лейбла Music For Swimming Pools, где Пит определяет политику. Часть персонажей вроде Макса Эссы (Max Essa) или Coyote мы знаем давно и хорошо, но большая часть имён не слишком известны даже в узкой диско-тусовочке. Музыка их, впрочем, совсем не уступает тому, что делают корифеи – тут мы слышим и расслабленный синтетический балеарик, и library music, и что-то в духе Кома Труза (Com Truise), и разумеется, слоу-диско.
97. FJAAK "Fjaak The System" (Not On Label)
Третий лонг-плей берлинских протеже группы Modeselektor (в дискографии FJAAK есть пластинки как на Monkeytown, так и на 50 Weapons). Если живьем FJAAK чаще всего рубят довольно лютое техно, то на альбоме звучат куда разнообразнее – тут есть и этакий олдскульный рейв с сэмплами голосистых соул-певиц, и электро, но преобладает всё же хмурый и энергичный брейкбит в духе не то Underworld времен альбома "Second Toughest In The Infants", не то CJ Bolland периода "Analogue Theatre". И хотя брейкбит-ревайвал случился, мягко говоря, не вчера, но FJAAK, пожалуй, лучше других удалось нащупать то звучание и ту эмоцию, которые транслировала оригинальная брейкбит-волна. Альбому, пожалуй, не помешала бы рука строгого редактора (23 трека и 77 минут суммарного running time – это, пожалуй, перебор), но в остальном – однозначная удача.
96. Ascendant "Astral Ascendant" (Synphaera)
Если "Katà Métron" – пример пластинки, где эмбиент-музыканты в ходе поисков новых форм залезли чуть ли не в псай-чилл, то "Astral Ascendant" – иллюстрация обратного процесса. Американцы Дон Тайлер (Don Tyler) (звукоинженер, работавший над записями десятков звезд от Cake и Эллиота Смита до RHCP и Fleetwood Mac) и Крис Брайант (Chris Bryant) объединились в начале 2010-х и поначалу занимались даунтемпо, чиллаутным трансом и прочей "легкой электроникой". Однако альбом за альбомом (а издавали они чуть ли не пластинку в год) их всё сильнее тянуло куда-то в семидесятые, в космо-эмбиент по заветам Стива Роуча (Steve Roach) и Майкла Стернса (Michael Stearns). Эта дорожка ожидаемо привела их к berlinschule, и "Astral Ascendant" звучит уже вполне в духе поздних записей Tangerine Dream, канитель секвенций и арпеджио, где есть при этом гармония, сюжет и драматургия.
95. Boris Blank "Resonance" (IAN Records)
72-летний Борис Бланк, "молчаливая" половина швейцарского дуэта Yello, выпустил второй соло-альбом, выдержав после первого гроссмейстерскую паузу в 10 лет. Начинается "Resonance" примерно с того, чего от Бориса и ждешь – этакой синематики с латиноамериканским ароматом, где так и ждешь услышать хрипловатый полушепот Дитера Майера (Dieter Meyer). Однако дальше Бланк сворачивает в неожиданную сторону – сохранив вайб "воображаемого кино", Борис меняет экзотические декорации на научно-фантастические, и дальше "Resonance" клонится куда-то в сторону "Очень странных дел", Вангелиса (Vangelis) середины 1990-х и (что уж совсем неожиданно) "эйфорического чиллаута" в духе Carbon Based Lifeforms. С учетом довольно современного звука (а мало кто следит за "свежестью" продакшена так, как ветераны) "Resonance" вполне можно было бы приписать "перу", скажем, Николаса Джаара (Nicolas Jaar). Несмотря на изначально прикладной характер пластинки (а музыка эта создавалась как саундтрек для спа-курорта под Цюрихом), запись получилась яркая и самодостаточная.
94. Xeno & Oaklander "Via Negativa (In The Doorway Light)" (Dais Records)
Бруклинский дуэт в составе Шона Макбрайда (Sean Mcbride) и Мисс Лиз Венделбло (Miss Liz Wendelbo) начинал с минимал-вейва, но затем медленно двигались в сторону конвенционального электропопа. В результате, их седьмой по счету альбом уже фактически продолжает дело Ladytron – это "нуарный" электропоп с двумя вокалами (один из которых, впрочем, в отличие от Ladytron, мужской). Получается этакая мета-ретромания, ностальгия по нулевым, которые в свою очередь ностальгировали по восьмидесятым. Качеству музыки весь этот перепост-модернизм, впрочем, не особенно вредит – у Шона и Лиз есть довольно узнаваемый сонграйтерский и исполнительский почерк.
93. E.R.P. "Faded Caprice" (Apnea Records)
Техасский музыкант Джеральд Хэнсон (Gerald Hanson) выпускает музыку с середины 1990-х, но он не из тех, кто слишком уж частит с релизами. "Faded Caprice" – всего третий его полнометражный диск, да и коротких пластинок в его дискографии не так уж много. Как и полагается американскому адепту тру-электро, Хэнсон – музыкант довольно консервативный, за тридцать лет его звучание не слишком изменилось. В основе хорошо знакомый детройтский канон, заданный те же 30 лет назад проектом Drexciya (на один трек с ломаным битом – одна "прямая" вещь), но на "Faded Caprice" Хэнсон трактует этот космик-электро саунд максимально мягко и задумчиво. Классические синтезаторы и драм-машины звучат чисто и тепло, а ритм не доминирует над атмосферой. Это музыка настолько интеллигентная, насколько это вообще возможно в рамках электро.
92. Mount Kimbie "The Sunset Violent" (Warp Records)
От Mount Kimbie, примерно как от Моби (Moby), можно ждать любых поворотов – краут-рок, фолк, IDM, R&B, бейс, хип-хоп – всем этим арсеналом они умело пользуются, но попадать в одну и ту же аудиторию им удается далеко не всегда. Будучи фанатом альбома "Love What Survives", их позапрошлогодний опус "MK 3.5. Die Cuts - City Planning" я с большим трудом дослушал до конца, поэтому от завышенных ожиданий в отношении "The Sunset Violent" был совершенно свободен. Однако по счастью, с трэповых битов и вокала, пропущенного через автотюн, группа переключилась на инди-поп, постпанк, лоуфай-рок и индитронику в духе начала нулевых – драм-машинки, стильно-скуповатые клавиши, лениво тренькающие перегруженные гитары и вокал "себе под нос". Громких хитов тут вроде бы и нет, но звучит альбом на удивление мило и свежо. Если вы, как и я, любите у группы скорее краут-роковую сторону, а также неравнодушны к аутсайдерскому инди двадцатилетней давности, то "The Sunset Violent" вас не разочарует.
91. Monolake "Studio" (Imbalance Computer Music)
Начав более 25 лет назад с интеллектуального даб-техно (альбом "Hongkong", впервые изданный лейблом Chain Reaction, сегодня уже считается вечной электронной классикой) Роберт Хенке (Robert Henke) с годами двигался скорее в сторону концептуального цифрового авангарда. Он ходил где-то в опасной близости от поздних Autechre, глитча образца лейбла Mille Plateaux и лабораторного минимализма Pan Sonic и Alva Noto, однако при всей тяге к сложным формам и микроскопическому саунд-дизайну, никогда не терял чувства ритма. И "Studio" получился даже более ритмичным, чем многие его работы. Под эту музыку уже вполне можно танцевать, даром что прямой бочке Роберт уже давно предпочитает запутанные рисунки. Второй после ритма ингредиент коктейля – это его фирменный саунд-дизайн "высокой четкости", в котором Хенке совершенствуется с каждой новой пластинкой. Ну а третья, уже чуть менее типичная для Monolake составляющая – это эмбиентные текстуры, тревожные и одновременно торжественные, которые добавляют пластинке какой-то конвенциональной музыкальности. Получается всё еще умно и сложно, но уже и просто красиво.
90. Xylitol "Anemones" (Planet Mu)
Кэтрин Блэкхаус (Catherine Blackhouse) почти 20 лет была артисткой из глубокого подполья – она была диджеем-резидентом в клубе Kosmische (где, как можно заключить из названия, предпочитали краут-рок) и издавала CDR и семидюймовые пластинки на собственном лейбле Pierogi-Disc. Музыка Кейт так или иначе вращалась вокруг чиптюна, гуляя то в сторону шизоидного нью-вейва и электро, то в направлении абстрактно-шумовых экспериментов, то всё к тому же краут-року. В 2024-м Кейт внезапно материализовалась на Planet Mu, и открывающая альбом короткая интерлюдия вроде бы намекала что и здесь нас ждёт что-то околочиптюновое. Но дальше Xylitol выдает в меру олдскульный приятно-угловатый джангл в духе того, что в конце 90-х писали на трекерах, изредка переходящий в герридж и бейс. Симпатично и как-то небанально.
89. James Bernard "Mid-Life Acid" (Ambient Mountain House)
James Bernard "Only Now" (Quiet Details)
Джеймс Бернард – еще один классик, совершивший успешный камбэк. В 1990-е его пластинки выходили на Rising High (а великий альбом 1994 года "Atmospherics" был в этом году торжественно переиздан с бонусным диском ремиксов от Bvdub), в 2020-е – на не менее важных для своего времени лейблах ASIP и Past Inside The Present. В этом году у него вышло три альбома, два из которых определенно заслуживают места в этом топе. "Mid-Life Acid" – этюды в условиях ограничений – чиллаутный эйсид, даб и даунтемпо, где ведущую роль играет TB-303. "Only Now" – совершенно другая по звуку и настроению запись, близкая по духу скорее к эмбиенту Брайана Ино (Brian Eno). Здесь ззвучит живая гитара, гудят статичные пэды и почти неподвижный бас и повисают в воздухе обрывки клавишных партий.
88. Pye Corner Audio "The Endless Echo" (Ghost Box)
Очень активный в последнее время британец Мартин Дженкинс (Martin Jenkins) возвращается на лейбл Ghost Box – главный форпост хонтологической электроники. Как и следовало ожидать от такого союза артиста и лейбла, на "The Endless Echo" мы слышим медленное, мрачноватое, но не лишенное романтизма хоррор-диско. Монотонно пульсирующий бас, теплые синтезаторные тембры и появляющийся где-то под конец альбома вокодер переносят нас куда-то в середину 1970-х, но относительно всей электронной классики в музыке Pye Corner Audio гораздо больше "тела" – увесистого ритма, низких частот и общего ощущения плотности и тяжеловесности. Эти звуки вроде бы должны вызывать у нас ассоциации с космосом, но "The Endless Echo" – пластинка напротив очень "земная", параллелей с Джоном Карпентером (John Carpenter) или ранним Legowelt здесь куда больше, чем с Жарром или Шульце.
87. Hanno Leichtmann "Outerlands" (Discrepant)
Двадцать с небольшим лет назад Ханно Ляйхтман был одним из лидеров модного течения, именуемого индитроникой, а пластинки его проекта Static собирали в качестве гостей весь цвет сцены от Рональда Липпока (Ronald Lippok) до Валери Требельяр (Valerie Trebeljahr). После того, как звезда индитроники закатилась, Ханно переместился в плоскость чуть более экспериментальную, занялся саунд-артом и продолжил выпускать соло-пластинки, уже куда более нишевые и академичные. "Outerlands" тоже можно назвать продолжением этой серии, хотя и следов былой индитронической изящной легкости здесь немало. В основном на "Outerlands" Ханно ходит где-то вокруг минимализма – скрипичные петли, маримбы в духе Стива Райха и убаюкивающе текстуры на грани эмбиента и неоклассики. Ну а центральным инструментом в альбоме стал орган Villa Aurora, построенный в конце 1920-х в Санта-Монике, Калифорния.
86. Mouse On Mars "Herzog Sessions" (Sonig)
Ян Вернер (Jan St. Werner) и Анди Тома (Andi Toma), кажется, всерьез взялись за наведение порядка в собственных архивах. Год назад был выпущен альбом "Bilk", составленный из треков, записанных в 1994-м для финского радио, теперь дело дошло до "альтернативного саундтрека" к фильму Вернера Херцога "Fata Morgana", записанного первоначально для одного из итальянских кинофестивалей, а затем исполненного в лондонском Queen Elisabeth Hall в 2009-м. Общая проблема саундтреков в том, что в отрыве от видеоряда они порой несут в себе слишком мало информации – попросту говоря, слушать их бывает скучно. Так вот к "Herzog Sessions" это совершенно не относится – работа это абсолютно самостоятельная, и Mouse On Mars здесь заметно больше, чем Херцога. Это типично "мышиная" музыка, этакий пост-краут, в котором эксперимент органично сочетается с совершенно особенным чувством юмора. Единственное, что, пожалуй, выдает в этой работе саундтрек, а не "номерной" альбом – это вольное отношение к структуре. Длинные пьесы то и дело норовят "развалиться" и чуть дольше обычного пробыть в разреженно-шумовом состоянии.
85. William Orbit "WFO" (Not On Label)
Уильям Орбит, некогда суперзвезда и покоритель поп-чартов с проектом Bassomatic, а затем - продюсер мадонны и U2, нынче не ставит перед собой сверхзадач и записывает музыку в своё удовольствие. Его релизы выходят самиздатом и без какого бы то ни было промо – не мудрено и пропустить. Если предыдущий диск "The Painter" двухлетней давности был чем-то средним между продолжением серии "Strange Cargo" и опусами Уильяма в качестве поп-продюсера (вокал звучал почти в каждом треке), то "WFO" – это уже чистая электроника без заигрываний с поп-форматом. Впрочем, Орбит – из тех музыкантов, чей стиль узнается буквально по паре нот, и новый альбом не исключение. Удачнее всего на "WFO" удались треки чуть более ритмичные (порой Орбит звучит уже откровенно танцевально, и ему это идет – хороший повод вспомнить ранние пластинки с его лейбла Guerilla). На этот раз британцу даже удалось нащупать баланс между собственным фирменным стилем и современными синтезаторными тембрами, который отчаянно развалился на второй части "Pieces In A Modern Style". Некоторые вещи вроде "Babel Fish" отсылают нас напрямую во времена Bassomatic или даже "Strange Cargo 3" – лучшего в серии. А вот к менее удачным номерам стоит отнести слащавые вещи на стыке музыки к воображаемому кино, нью-эйджа и неоклассики с обилием фортепиано – такого тут не то, чтобы много, но хотелось бы еще меньше. В общем, как и многим самиздатным релизам, "WFO" не хватает работы стороннего редактора, но минут сорок отличной музыки тут набирается без труда.
84.Drøn "Numerator" (Science Cult)
Немецкое трио Drøn все узнали в начале 2000-х благодаря нескольким альбомам в экосистеме лейбла Elektrolux. После закрытия "электролюкса" Drøn взяли длительную паузу, но с 2013-го стали активнейшими участниками новой IDM/эмбиент-сцены – их пластинки выходили на Touched, Carpe Sonum, mindcolormusic, Moatun 7 и Ping Disc, а вот теперь группа дебютирует на американском электро-лейбле Science Cult, в чьем ростере уже есть Карл Финлоу (Carl Finlow), Серж Гейзель (Serge Geyzel), Cygnus и Zeta Reticula. При этом "Numerator" в определение "электро" всё же не вписывается – это пусть бодрый, ритмичный и не лишенный электро-драйва, но всё же IDM. Но если большая часть дискографии Drøn – это скорее музыка, склонная к гармонии и меланхолии, то здесь немцы поворачиваются к нам скорее экспериментальным боком. На альбоме мы слышим предельно лаконичные мелодические ходы, гипнотические повторы и настойчивый остинатный бас.
83. Actress "Statik" (Smalltown Supersound)
Даррен Каннингем (Darren Cunningham) за последние годы проделал очень впечатляющий карьерный путь – в конце нулевых он был заметным, но совершенно нестатусным персонажем в британском электронном подполье (в первый раз я столкнулся с ним, кажется, в тот момент, когда на фестивале Bloc Weekend он играл в 9 утра, и мой день начинался с его лайва). С тех пор он приглянулся сначала лейблу Honest Jon's, одним из кураторов которого был Деймон Албарн (Damon Albarn), а затем и могучему Ninja Tune. При этом к его музыке я относился, что называется, с уважением, но без любви – она всегда была и более фрагментарной, и более лоуфайной, чем мне бы хотелось. Тем не менее, дебют Actress на норвежском лейбле Smalltown Supersound был хорошим поводом дать ему еще один шанс. Как оказалось, не зря – на "Statik" Даррен от фрагментарности и алогичности сделал уверенный шаг в сторону композиционной целостности, да и по части лоуфая как будто слегка прикрутил горелку. Получилась очень приятная на слух запись на стыке эмбиент-хауса и даб-техно – мягкий прямой бит, ненавязчивые атмосферные гармонии, тембры из дешевых самоиграек начала 1990-х и россыпь вокальных сэмплов. Немного странно видеть такое в мейнстриме, но для кассетного релиза где-нибудь на Opal Tapes подошло бы идеально.
82. DJ Slon "Современник из Питера" (Resonance)
Олег Азелицкий – фигура на российской электронной сцене абсолютно легендарная. Он крутил пластинки в питерских сквотах на Фонтанке и Обводном канале еще до появления первых клубов, затем стоял у истоков "Тоннеля", выступал на Love Parade, писал книги об истории русского рейва и так далее и так далее и так далее. Стаж в качестве музыканта у него почти такой же, первые треки проекта Жуткий Лазер появились во второй половине 1990-х и два года назад были торжественно переизданы лейблом ГОСТ ЗВУК. Однако музыки за эти 25 лет Олег издал совсем немного (тут важно не перепутать его с другим Слоном, немецким поп-электронщиком русского происхождения), так что выход альбома "Современник из Питера" на лейбле Resonance можно считать серьезной вехой. За что я всегда ценил Слона как диджея, так это за редкую способность не зацикливаться на одном стиле. В одном сете Олег запросто может уйти из брейкса в техно, оттуда – в кислотное электро, а дальше чуть ли не в трип-хоп. Всю эту приверженность к здоровой эклектике он перенес и в собственную пластинку – здесь буквально нет двух сколько-нибудь похожих треков. Альбом начинается с оркестровой пьесы "Фазы дождя. Август", продолжается чем-то вроде нуарного диско, затем постепенно разгоняется – сначала в раздолбайский даб-хаус, а затем в нечто ошеломляюще скоростное, почти хардкор, случись бочке быть чуть потяжелее. Такое пренебрежение к стилям и обилие резких смен картин и настроений характерно скорее для музыкантов-"зумеров", а тут поди ж ты, маститый ветеран. И на этом калейдоскоп вовсе не заканчивается – "В Кронштадт через дамбу" это уже тек-хаус в духе первой половины нулевых, а "Ты танцуешь" – хмуро-меланхоличное электро. Наконец, под финал 40-минутной пластинки мы получаем лефтфилд-брейкс. И самое удивительное, что всё это пёстрое великолепие каким-то образом звучит целостно – арматурой, скрепляющей разные треки, становятся тембры, настроение и очень специфическое чувство мелодии.
81. Soela "Dark Portrait" (Scissor & Thread)
Второй альбом уроженки Новочеркасска Элины Шороховой, уже несколько лет живущей в Берлине. Soela уже давно интегрирована в немецкую сцену – еще в 2019-м у неё вышла пластинка на Kompakt, а предыдущий альбом "Genuine Silk" издавался уже лейблом Dial, который курирует Петер Керстен (Peter M. Kersten) aka Lawrence. У "Dark Portrait" тоже весьма интересные издатели – бруклинский лейбл Scissor & Thread в 2011 году основал Фрэнсис Харрис (Francis Harris), чей альбом "Threshold" на стыке эмбиента и абстрактного джаза стоял очень высоко в годовом топе "Проверки". Несмотря на довольно стойкую ассоциацию с берлинской хаус-сценой, Soela – музыкант весьма разнообразный, и здесь её мультижанровость проявляется во всей красе. Пластинка начинается с вокального трип-хопа по заветам Morcheeba и Lamb, продолжается мечтательным интеллигентным "дипом" в соавторстве сначала с тем же Харрисом и Филиппом Прибе (Philipp Priebe), а затем с Module One, а затем неожиданно снова замедляется. "Lost In The Fog", от которой веет то чиллаутным электро, то дабом, сделала бы честь лейблу Elektrolux, а запрятанные во второй половине альбома пьесы "Spirits" и "Darkest Hours" – это уже едва заметно приджазованный эмбиент, в который идеально вписывается звон колоколов и шум города за окном. Всё вместе - задумчивая и порой несколько печальная home-listening электроника, в которой тем не менее иногда просыпается грув.
80. ILUITEQ + Lorenzo Montanà "Katà Métron" (n5MD)
Вдохновленный греческой мифологией альбом итальянской эмбиент-супергруппы. Андреа Белуччи (Andrea Bellucci) и Серджио Кальцони (Sergio Calzoni) aka ILUITEQ несут в эту музыку таинственные дроновые текстуры и величественные кинематографические струнные, а Лоренцо Монтана, с недавних пор тоже резидент n5MD, где в этом году вышел и его соло-альбом, придает композициям динамики и структуры – пульсирующего баса и ритмичных (пусть и предельно медленных) секвенций под семидесятые, а также "сюжетных" клавиш. В результате, сумма оказывается куда интереснее каждого из слагаемых, что для совместных релизов электронщиков дело нечастое. Здесь есть и классический эмбиент, и спейс-электроника, и неоклассика, и даже некоторые намеки на псай-чилл, а разнообразие таким записям всегда на пользу.
79. Coco Bryce "City Pop" (Myor)
Нидерландский музыкант Йоэль Бего (Yoel Bego) может гордо именовать себя стахановцем-многостаночником – дискография одного только проекта Coco Bryce (названного в честь персонажа фильма "Кислотный дом") насчитывает с дюжину альбомов и полсотни синглов и ЕР, а проектов у Йоэля тоже ни один и не два. Как это часто бывает с много пишущими людьми, музыка Coco Bryce – не столько про композицию, сколько про атмосферу и саунд, с которым у Коко случаются очень точные попадания. На протяжении всей карьеры Бего ходит где-то вокруг всевозможной "ломаной" музыки – хип-хопа, даба, герриджа, драм-н-бейса и тому подобного. "City Pop" на этой карте располагается где-то между олдскульным атмосферик-джанглом (из которого убрано всё лишнее, включая лишние брейки – эта музыка лаконична даже на ритмическом уровне) и броукен-битом. Этот альбом прекрасен в первую очередь в своей нейтральности: "диповые" атмосферные аккорды, простые мелодии, фактурный, чётко читаемый бас – так писали в середине девяностых (пресловутое "мышление сэмплами"), а потом этот навык был как будто утерян. Тем приятнее слышать такую пластинку в середине 2020-х.
78. Eusebeia "Continuum" (Earthtrax)
Первые релизы Себа Анклза (Seb Uncles) датированы серединой 2010-х, но музыкально он напрямую наследует примерно всей драм-н-бейс классике. Это не современный коммерческий "драмчик" с нехитрым запрограммированным битом и воббл-басом, а музыка сложная и интеллигентная. Портрет автора дополняет и то, что его альбомная дискография начинается с целой серии кассетных релизов лоуфайного эмбиента. "Continuum" (старорежимный "двойник" длиной под 90 минут, где даже сам формат, 2 CD и никакого винила, отсылает к концу прошлого столетия) рождает ассоциации то с Goldie, то с Photek, то со Squarepusher, но в первую очередь "Continuum" – это переживающий новый взлет "атмосферик" в духе той музыки, про пропагандировали LTJ Bukem и T-Power. Звучит всё это сегодня абсолютно как музыка сфер, но и случись такой пластике выйти году в 1997-м, среди маститых конкурентов она бы не затерялась. Сегодня всё это проходит скорее по разряду приятной ретромании и существует где-то в нише, но наслаждаться альбомом это никак не мешает.
77. VA "Full Spectrum" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Традиционный для лейбла Touched сборник формата "все флаги в гости будут к нам" – 27 треков, включая нескольких суперзвезд (в первую очередь, 808 State, FSOL и вполне уже относимую к этой категории Mrs Jynx), а также россыпь резидентов – Skurken, Pengargams of Discordia, Heogen, Keiss, Inkipak, Paddy Thorne и прочая и прочая. От магистрального IDM-формата участники компиляции отходят не слишком далеко, но в этих рамках подборка вышла максимально разнообразной – BoС'ообразный "эмбиент-хоп" (Inkipak, Pentagrams of Discordia), изрядно окисленное электро (Anders Ilar), хмурый брейкбит (Noise Appreciation Crew), транс от Nike Vomita, романтический синтвейв от Heogen (пожалуй, лучший трек на компиляции) и деконструированный даб от Dron. Интересно и то, что даже FSOL, которых обычно можно узнать с одной ноты, на этот раз выдали совершенно нетипичную для себя IDM-композицию.
76. Build "Orienting Points" (Audiobulb Records)
Релиз шеффилдского лейбла, который вот третье десятилетие продвигает тему home-listening электроники от эмбиента и глитча до даба и электро. Build – новый проект американца Деймона Цуккони (Damon Zucconi), который известен в первую очередь даже не как музыкант, а как художник. Визуальный и, если угодно, дизайнерский подход можно заметить и том, как Деймон работает со звуком. Его музыка строится на двух базисных векторах, первый из которых – эмбиент-текстуры, порой не чуждые комфортных гармоний или лаконичных мелодических решений в духе Эрика Сати (Erik Satie). В этой части Build напоминает наиболее комфортные записи с лейбла 12k, например недавние пластинки Arovane. Второй вектор – это IDM-ритмы, но будто бы обозначенные пунктиром и существующие где-то на втором и третьем плане. Это своего рода деконструкция IDM в том же ключе, в котором музыканты типа Лоренцо Сенни (Lorenzo Senni) деконструируют транс – здесь всё ждёшь, когда же ударные начнут скрежетать и грохотать, а вместо этого Build тихо шуршит, шипит и пощёлкивает. Что-то в этом есть не то от Autechre времен "Garbage EP", не то от ранних записей Lali Puna, которые примерно теми же цифровыми методами расщепляли на молекулы поп-музыку.
75. Post Industrial Boys "1971" (Casa Voyager)
Новинка от тбилисского музыканта Гоги Дзодзуашвили, чей первый альбом увидел свет в 2004-м и пришелся на время, когда грузинская сцена впервые заявила о себе на весь мир. Среди большой Goslab-овской троицы (Натали Беридзе, Ника Мачаидзе и, собственно, Гоги Дзоздуашвили) Post Industrial Boys всегда выглядел главным традиционалистом, для которого главное – песня, а электроника – лишь способ её подачи. "1971" (год рождения автора) тоже пластинка песенная. Грустный, чуть отстраненный голос, фортепиано и ненавязчивый синтезаторный скелет аранжировки – ровно такой, чтобы придать голосу необычное обрамление, но не перетянуть на себя внимание. Музыка совершенно не из нашего времени (скорее в голову приходит первая половина нулевых – The Notwist, Styrofoam, Schneider TM и всё то, что скопом называлось "индитроникой", а также первые песенные опыты Саши Ринга), но тем и привлекательная.
74. Anders Ilar "Homeworld" (Touched Music)
Швед Андерс Илар – музыкант удивительно широкого охвата. Его пластинки выходили на таких разных лейблах как Shitkatapult, Merck, Audio.NL, Echochord и Pulse State, при этом он вроде бы не из тех, чье творчество охватывает весь спектр жанров от рока до брейккора. Андерс давно облюбовал пространство где-то между техно, IDM, эйсидом и дабом, и как правило не покидая периметр, смещается то к одной, то к другой вершине этой фигуры. На "Homeworld" он всё же решается освоить новые для себя территории - тон на альбоме задают эйсидные секвенции, но при этом Андерс очень ловко избегает всех связанных с этим жанром клише. Он изящно перемещается от треков совсем нетанцевальных (этакого заторможенного кислотного синтвейва) куда-то в сторону электро и брейкбита, затем вдруг включает "прямую бочку" на 6/8, а потом, уже окончательно отключив TB-303, погружается в пространство "Очень странных дел".
73. Jon Hopkins "RITUAL" (Domino Recording Company)
После альбома "Singularity" (2018) Джон Хопкинс, добившийся к тому моменту статуса едва ли не главного электронщика планеты, как будто бы испугался собственного успеха и с головой погрузился в эксперименты. Сначала была нью-эйджевая "Музыка для психоделической терапии", теперь – такой же немейнстримовый "Rutial", 40-минутная симфония, условно разделенная на 8 фрагментов. Проще всего описать эту запись как эмбиент, но это вовсе не набор статичных саундскейпов, а музыка живая, пульсирующая, журчащая и в некотором роде даже динамичная. И в то же время нетипичная, как бы не трендовая – это не berlin school, не нью-эйдж и не чиллаутная музыка девяностых, и не шумно-абразивный современный эмбиент в духе Бена Фроста (Ben Frost) или Алессандро Кортини (Alessandro Cortini). Как-то так звучали редкие эмбиент-зарисовки Orbital (например, "Attached"), но братья Хартнолл так и остаются всю свою карьеру группой в первую очередь танцевальной. Интересно, что среди приглашенных музыкантов (а при Хопкинсе часто работает собственная небольшая команда) внезапно обнаруживается Ishq – долгоиграющий эмбиент/нью-эйдж проект во главе с Мэттом Хиллером (Matt Hiller), издававший пластинки на лейблах …txt и Fantasy Enhancing.
72. CRC & VC-118A "Flow Zone" (Touched – Music For Macmillan Cancer Support)
Сэмюэла Ван Дайка (Samuel Van Dijk) aka VC-118A мы знаем как многолетнего резидента лейбла Delsin, Михаэля Дикмана (Michael Diekmann) aka CRC – как участника финского электро-дуэта Morphology. И если коллаборации "айдиэмщиков" далеко не всегда получаются удачными, то для танцевальных продюсеров (а оба они занимаются в первую очередь электро) арифметика как правило работает, а усилия и таланты неплохо суммируются. Как и следовало ожидать от релиза лейбла Touched, тяготеющего скорее к home-listening электронике, Сэм и Михаэль, оставаясь верным канонам любимого стиля, звучат максимально мягко, неторопливо и мелодично. Такой версии "интеллигентного электро" можно было ждать, например, от релиза Morphology на FireScope, но даже там они сильнее акцентировали бит и бас, здесь же по звуку получается этакая воображаемая коллаборация B12 (а то и кого-то из эмбиент-продюсеров девяностых) с Карлом Финлоу (Carl Finlow) – вроде и ритмично, а на танцполе уже не поставишь, музыка для первого часа длинной ночной электро-вечеринки. Довольно консервативно, но в то же время как-то свежо, а главное – красиво.
71. Xylic "Kresdemóna" (Móatún 7)
Исландец Гуннар Йоханссон (Gunnar Johannsson), не путать с резидентом ASIP Гуннаром Йонссоном (Gunnar Jonsson), до этого имел в дискографии лишь отдельные треки, изданные на многочисленных сборниках и сплит-пластинках лейбла Móatún 7, а вот теперь наконец отметился долгожданным соло-релизом, пусть и недлинным (всего 28 минут). "Kresdemóna" отлично иллюстрирует тезис о том, что для того, чтобы раскрыть красоту синтезаторного звука, его не нужно слишком уж топить в насыщенной аранжировке. 8 коротких пьес звучат максимально разреженно, в каждой – буквально пара зацикленных секвенций с меняющимся тембром. но этот минимализм здесь использован как важное выразительное средство. Ближайший аналог – записи для одного инструмента Доннача Костелло (Donnacha Costello) или альбомы чешского музыканта MO-DU.
70. µ-Ziq "Grush" (Planet Mu)
С выходом позапрошлогоднего лонг-плея "Magic Pony Ride" и облака сопровождающих его ЕР, Майк Парадинас (Mike Paradinas) триумфально вернулся к истокам, напомнив о самом себе времен великого альбома "Lunatic Harness" (тоже с пафосом переизданного). Развеселый, порой дурашливый дрилл-н-басс всегда удавался Майку как никому другому. Альбом "Grush" эту тему достойно продолжает, но наследует даже не напрямую альбому, а сопровождавшему его туру (тоже весьма впечатляющему – поверьте очевидцу). Все треки Майк ухитрился сочинить непосредственно во время гастролей, а некоторые из них даже опробовать на своих лайв-шоу в сопровождении сюрреалистических роликов от видеохудожника ID-Mora. Если мелодически Парадинас не отходит далеко от своей фирменной "веселухи", то ритмическая палитра здесь даже более разнообразна, чем на "Magic Pony Ride" – доминирующий на пластинке джангловый ритм то замедляется в хип-хоп или Kuedo-образный бейс, то разгоняется почти в хардкор, а под конец в "Metaphonk" Майк решает (о господи, неееет!) испытать наши нервы реггетоном. Получается ярко и весело, но кажется как-то необязательно. По отношению к "Пони" "Grush" занимает примерно такое же место, как к "Royal Astronomy" по отношению к "Lunatic Harness" – фанатов не разочарует, но и новых людей в эту веру обратит едва ли.
69. Vril "Saturn Is A Supercomputer" (Omnidisc)
Немец Улли Хамман (Ulli Hammann) – представитель не слишком распространенного жанра "техно с человеческим лицом". Он вроде бы отлично себя чувствует в современной техно-индустрии, но диджей-сетам предпочитает лайвы, а двенадцатидюймовкам – альбомы. "Saturn Is A Supercomputer" издан американским лейблом Omnidisc, вроде бы и не слишком звездным, но с весьма представительным "ростером", в разное время у них издавались Ruxpin, Anthony Rother, Vivian Koch, David Vunk и так далее. "Saturn Is A Supercomputer" – это не набор треков (коим часто бывают альбомы клубных музыкантов), а концептуальная целостная история. Стилистически здесь намешано всего от эмбиента и эмбиент-брейкса до электро, техно и даже аутекроподобного IDM. И хотя пара треков отсюда отлично подойдут для того чтобы разнести танцпол, альбом это скорее домашний. Даже в самых ритмичных треках ухо фиксируется в первую очередь на эмбиент-составляющей – текстурах, пространстве и каких-то неочевидных мелодических ходах, спрятанных на вторые и третьи планы.
68. Maelstrom "The FM Tapes" (Central Processing Unit)
Как и принято у танцевальных продюсеров, дискография француза Жоана-Мэля Пено (Joan-Mael Péneau) состоит главным образом из двенадцатидюймовок. "The FM Tapes" – всего третий его лонг-плей за 25-летнюю карьеру. Как нетрудно заключить из названия, в основе этой записи – эксперименты с FM-синтезом, а бонусом к релизу даже прилагается банк звуков собственного изготовления. Подход интересен уже и сам по себе, поскольку в электро (которому Maelstrom хранит верность много лет) существует устойчивый культ аналога и довольно строгий канон того, как что должно звучать. Не то, чтобы сменив сетап, француз отошел от этого канона так уж далеко, но свежий набор тембров никому еще не повредил. Главный плюс пластинки в том, что здесь очень удачно выдержан баланс между музыкой "суровой и боевой" и форматом "интеллигентно-домашним" – в некоторых треках мы слышим уже почти IDM, где-то – неторопливую и холодную музыку роботов а-ля Dopplereffekt, а иногда – скоростные и в меру экспериментальные танцы. Всё это Жоан-Мэль исправно начиняет лаконичными, но яркими мелодиями в духе лейбла Suction – если чего-то и не хватает каноническому электро, так это эмоции, и француз этот недостаток исправляет блестяще. Еще один пример того, что самые интересные пластинки у лейбла CPU получаются тогда, когда музыканты начинают хоть на несколько шагов выходить из своих жанровых ниш.
67. Heiki "Valley Beyond" (Suction Records)
Канадец Хейки Силласте (Heiki Sillaste) занимается музыкой уже около сорока лет и за это время успел сменить множество стилей и проектов – в 1980-е он играл довольно оголтелый EBM и электро-индастриал в составе Digital Poodle, в 1990-е ¬– широкоформатную (от даунтемпо до d&b) электронику в Kinder Atom, а в 2000-е переключился на такие же эклектичные (техно, даб, эйсид, электро) сольники. Его пути с Suction Records уже пересекались в середине 2010-х, когда там выходили ремиксы на Digital Poodle, и вот теперь Силласте "дозрел" до полнометражного альбома под патронажем этого издательства. Как и положено на Suction, на "Valley Beyond" мы слышим сырую и нерафинированную (но ни в коем случае не лоуфайную) аналоговую электронику. Электро с вокодерами по заветам классиков вроде Dymanix II, эйсид-хаус в эстетике первого альбома 808 State, чуточку эмбиент-техно и мелодичные синтезаторные интерлюдии. Дело раннего Rephlex Records живёт и побеждает.
66. Photay "Windswept" (Mexican Summer)
Об Эване Шорнстайне (Evan Shornstein) все заговорили в 2017-м, когда его альбом "Onism" стал новым словом в интеллигентной (или даже скорее "интеллигентской") хаус-музыке. На хаус-грув Эван наслаивал прямо-таки барочные аранжировки, где ключевую роль играли хорошо узнаваемые слегка плывущие синтезаторы. После этого Photay двинулся еще глубже в дебри сложной и неформатной музыки – он экспериментировал то с фанком, собирая живую группу, то с эмбиентом, то даже с нью-эйджем и психоделией – всё это было интересно, но превзойти "Onism" ни одному из его последующих релизов так и не удалось. То ли поняв, что сбился с правильной дороги, то ли просто наигравшись в эксперименты, Эван к пятому альбому снова взялся за старые приемы. На "Windswept" мы снова слышим (пусть и не во всех треках) прифанкованный хаус-грув и фирменные расстроенные синтезаторы. Но кроме этого тут есть и вокальные гармонии откуда-то из 1940-х, и струнные с духовыми, и рейды в сторону вальяжной "балеарики", и даже гомеопатическая доза нью-эйджевого тумана. В результате получается красочная и полистилистичная пластинка с очень ярким и самобытным саундом. Среди тех, кто мог быть близок по духу нынешнему Photay, можно назвать раннего Мэтью Херберта (особенно в виде Mathew Herbert Big Band) или, скажем, Келли Полара (Kelley Polar). Танцевальная музыка для законченных эстетов.
65. Justice "Hyperdrama" (Genesis)
Одна из самых ожидаемых электронных пластинок минувшей весны, четвертый лонг-плей французского дуэта, идущего по стопам Daft Punk. По паре синглов и многочисленным слухам об участии на альбоме разного рода звезд создавалось впечатление что Justice готовят свой "Random Access Memories", то есть поп-пластинку, рассчитанную на аудиторию далеко за пределами любителей танцевальной электроники. Подозрение подтвердилось лишь отчасти – тут есть и именитые гости (Tame Impala, Conan Mocasin, Thundercat и соул-певец Miguel, но ведь ждали-то чуть ли не Арианну Гранде), и некоторое смягчение звука, но всё это выглядит вполне логичным продолжением того пути, по которому Justice идут уже полтора десятка лет. На "Hyperdrama" мы слышим по-хорошему помпезное диско, арт-рок стадионного масштаба под восьмидесятые с обилием клавишных соло и гомеопатическую дозу заигрываний с таким же масштабным техно-рейвом начала девяностых. Тут в пору проводить параллели не с последним опусом Daft Punk, а с поздними M83 или Chemical Brothers. Популярная электроника в лучшем виде.
64.Scanner & Neil Leonard "The Berklee Sessions" (Alltagsmusik)
Великолепная запись, которая подходит скорее под категорию "джаз", нежели под электронный формат, которому посвящена эта рубрика, но всё же лидером проекта стал многоопытный электронщик-экспериментатор Робин Римбо (Robin Rimbaud) aka Scanner (в чьем арсенале вместе с многочисленными синтезаторами здесь обнаруживается его любимый коротковолновый радиоприёмник), да и его соавтор Нил Леонард помимо саксофона и бас-кларнета играет здесь на россыпи электронных инструментов. К дуэту также присоединились ритм-секция в составе Дина Джонстона (Dean Johnston) и Майка Риварда (Mike Rivard), а также гитарист Дэвид Тронзо (David Tronzo). На выходе получается тягучий джаз-рок с психоделическим флёром – так могли бы звучать и мои любимцы Szun Waves, и какой-нибудь из проектов Билла Ласвелла (Bill Laswell) конца 1980-х – начала 1990-х. Интересно, что все композиции были сыграны и записаны в течение одной сессии в 2014 году, и еще десять лет ушло на то, чтобы этот материал свести и отредактировать.
63. Seph "Séptimo Sentido" (Lapsus)
Седьмой альбом аргентинского музыканта Себастьяна Галанте (Sebastian Galante), ставший для него первым релизом на испанском лейбле Lapsus. Пластинка начинается с мелодичного брейкбит-аплифтера в духе Гачи Бакрадзе (Gacha Bakradze) (кажется именно такой звук мы сегодня и связываем с Lapsus), но дальше, сохранив брейкбит-начинку, аргентинец начинает двигаться в сторону музыки более сложной и модерновой – он то смещается в сторону хмурого абстрактного брейкс-минимализма, то замедляется в тяжеловесный даб, то напротив разгоняется до скоростных ритмов а-ля Skee Mask, то выдает нечто легкое и воздушное, а заканчивает уже почти олдскульным IDM. Тот случай, когда в основе музыка вроде бы ретртманская, но при хорошо узнаваемой основе, результат получается современным и небанальным – это не подражание старым стилям, а именно что их развитие и переосмысление. На удивление интересно, ярко и разнообразно – стопроцентное попадание во все возможные топы.
62.Murcof "Twin Color (Vol. I)" (InFiné)
Имя Фернандо Короны (Fernando Corona), уроженца Мексики, много лет живущего в Испании, стойко ассоциируется с расцветом неоклассики, внезапно подружившейся с электроникой. Его классические пластинки "Martes" и "Utopia" сочетали глитчевые ритмы с пронзительными живыми струнными, и очаровывали именно этим контрастом органики и синтетики. К четвертому альбому "Cosmos" (2007) Муркоф заметно сместился в сторону темного эмбиент-звука, а затем на много лет погрузился в коллаборации, арт-проекты, саундтреки и тому подобное. Его дискография пополнялась регулярно, но последним (как говаривали советские меломаны, "номерным") альбомом так и оставался "Cosmos". Новый диск "Twin Color" Фернандо гордо объявляет долгожданным продолжением той истории, что прервалась в 2007-м. Надо сказать, что звук его за это время изменился радикально. Открывающая альбом "Going Home" – это уже почти вейпорвейв, диссоциированная до молекул поп-песня с женским вокалом. Но дальше Murcof делает еще один поворот и делает крен в сторону "синематики" 1980-х в диапазоне от "Терминатора" до "Бегущего по лезвию". Местами неожиданно ритмично, местами чересчур драматично, но в целом дух и звук ушедшей натуры Murcof ловит очень точно. А главное, в отличие от большинства нео-синематики, запись эта совершенно самодостаточная и ни в каком видеоряде не нуждается.
61. JLM Productions "Variations On Being" (Spatial)
В этом году лейбл Spatial наконец начал выпускать альбомы, и "распечатав" каталог лонг-плеем Aural Imbalance, проекта своего босса, продолжил дело долгоиграющей пластинкой Джейми Майерсона (Jamie Myerson), чья карьера начиналась более 30 лет назад серией пластинок на культовом джангл-лейбле Reinforced Records. С тех пор звучание JLM Productions не то, чтобы сильно изменилось – на "Variations On Being" мы слышим почти не тронутый трендами современного звука атмосферик джангл, гармоничный и умиротворяющий. С ходу и не скажешь, написал ли Джейми эти треки сейчас или 30 лет назад – для "ревайвалистской" музыки это, кажется, лучший комплимент. Где-то рядом – T-Power, Jacob's Optical Stairway и, разумеется, LTJ Bukem.
60. Brendon Moeller "Signal" (Constellation Tatsu)
Уроженец южноафриканского Йоханнесбурга и житель Нью-Йорка Брендон Мёллер заработал себе репутацию в середине нулевых, издавая под именем Beat Pharmacy пластинки на стыке хауса, даба и даунтемпо, однако затем дабовая составляющая в его музыке стала проявляться всё активнее. В конце 2010-х он почти уже дошел до корневой ямайской музыки, однако затем, не теряя дабовый грув, сделал резкий клон в сторону техно. Казалось бы, путь этот исхожен вдоль и поперек музыкантами в диапазоне от Pole и Deadbeat до Yagya и Deepchord, Но среди этих тропинок Брендону удалось найти поворот, который все доселе обходили стороной. "Signal" начинается с чего-то в духе раннего Monolake – с даб-техно тембрами, но чуть более сложной ритмической структурой, а затем с каждым новым треком в этом коктейле становится всё больше пульсирующего эмбиент-хауса. В результате к середине пластинки Мёллер выдает что-то в духе Spacetime Continuum, из которого почти вымыта (или как минимум убрана далеко на задний план) вся мелодическая составляющая, а оставлены амбиентные текстуры, невесомая перкуссия, пульсирующий бас и журчащие секвенции. Что-то подобное вполне могло бы выйти скажем на FAX, где Намлук сотоварищи пару раз пытались заигрывать с таким звучанием, но до ума эту историю так и не довели. И вот спустя 20 лет тему развил тот, от кого казалось бы совсем не ждали.
59. Morphtables & Raveny "Bosporus Acident" (Местность)
Спонтанные джем-альбомы в исполнении людей, впервые увидевших друг друга за пару часов до записи – обычная вещь для джазменов, но подобных примеров в электронике едва ли не единицы. Тем приятнее видеть такую запись в среде, так сказать, родной и близкой. Артема Романенко (Raveny, Veell, Iky Que, Chaoskeeper) уже можно считать музыкантом многоопытным, а Павел Уколов (Morphtables) – это фигура на электронной сцене сравнительно новая и многообещающая. Едва познакомившись, Артем и Паша заперлись в домашней студии в Стамбуле, и результатом трех часовых джем-сессий стали композиции, представленные на этом альбоме. Стилистически "Bosporus Acident" – это экспериментальная лефтфилд-электроника с обилием "кислотных" тембров и записанная при этом совершенно вопреки каким-то правилам жанра. Никакого рейва и никакого "чиллаута". Если в голове и возникают какие-то параллели, то либо с наиболее экспериментальными записями Air Liquide, либо с такими же джемовыми концертными записями Пита Намлука (Pete Namlook), которые он издавал под номерной серией "Namlook" – тот случай, когда главным описательным эпитетом к электронной пластике становится слово "интересная".
58. Blackfish "Abendschimmer" (Blackfish Productions)
После яркого взлета в середине 1990-х усилиями британских лейблов Ninja Tune и Pork Recordings, даунтемпо-сцена уже в нашем веке обрела новую жизнь в континентальной Европе, в первую очередь в Австрии (которую мы ассоциируем в первую очередь с Петером Крудером, Рихардом Дорфмайстером и их последователями) и Германии. Blackfish, проект немца Максимилиана Лоппа (Maximilian Lopp) – то самое даунтемпо второй волны. Его первый альбом вышел в 2001-м на франкфуртском лейбле Konvex/Konklav, в конце 2000-х Лопп запустил собственный лейбл Blackfish Productions, но до конца 2010-х в осовном молчал, и полноценно вернулся лишь в 2017-м. "Abendschimmer" – уже четвертый его пост-камбэк альбом, и звучит он при этом как слегка причесанная музыка 20-летней давности. Медленные хип-хоп биты, "кинематографические" текстуры, приджазованные родесы, глубокий бас и чуточку этнической перкуссии. Где-то рядом ранние Xploding Plasix, Funki Porcini, Skylab и Cinematic Orchestra. Еще один удачный пример того, как музыка, сделанная по правилам другого времени, в момент выхода звучит как откровение.
57. Chizawa Q "Xenoverse" (R&S Records)
Лейбл R&S не сдает позиций. Их новинка – альбом уроженца Йокогамы Атуси Чизавы (Atsushi Chizawa), который занимается музыкой уже не один десяток лет и даже мелькал с синглами на том же R&S в нулевые, но за пределами Японии не слишком известен. "Xenoverse" – редкий пример танцевального альбома, который, во-первых, звучит разнообразно, а во-вторых, подходит не только для танцпола, но и для внимательного домашнего прослушивания на хорошем звуке. Пластинка начинается с техно-блока, который по звуку более всего походит на инструментальных Underworld – так и ждешь, что вот-вот затянет свои монотонные речовки Рик Смит (Rick Smith). Затем бит ломается, а в мелодике отчетливо проступает джаз – тут Чизава-сан одновременно отдает дань детройтскому техно-джазу и традиции японского броукен-бита. Наконец, третья часть (которая, впрочем, несколько выбивается из настроения первых двух) – это уже разухабистый приджазованный драм-н-бейс в духе чуть ли не Джеймса Хардуэя (James Hardway). Возможно, получилось даже чрезмерно эклектично, но шансов заскучать нет.
56. Lapsed Pacifist "Hypatia" (A Strangely Isolated Place)
Lapsed Pacifist – имя в музыкальном мире абсолютно новое. За псевдонимом скрывается манкунианец Колин Данкерлей (Colin Dunkerley), по основному роду деятельности занятый концертной звукорежиссурой. Его собственная музыка под псевдонимом Neutral Neutron до этого выходила в совсем уж "низкопрофильном" формате. Тем не менее, его дебют на ASIP – заявка очень серьезная. Стилистически "Hypatia" – это вариация на тему стройного и величественного эмбиента без признаков ритм-секции, который так любят на этом лейбле. Но от музыки, скажем, Gunnar Jonsson Collider или Маркуса Гюнтнера (Markus Guentner) Пацифиста отличает многое. С одной стороны, его звук чуть более лоуфаен и абразивен – это не пиршество чистых синтезаторных тембров а-ля лейбл FAX, а симфония из шума, эха и полевых записей, этакая "музыка для ревербератора". Во-вторых, сами синтезаторные тембры – это скорее "дешевая цифра" откуда-то из конца восьмидесятых – такие звуки очень любит, например, Дэниел Лопатин (Daniel Lopatin), но их он как бы выставляет на показ, в то время как Колин топит цифровые пэды в фильтрах и реверберации. Наконец, на фоне адептов "глубоководной музыки" у Lapsed Pacifist довольно разнообразная палитра эмоций и настроений от эйфории и тихой радости до тревоги и ужаса.
55. Priori "This But More" (Naff)
Четвертый лонг-плей монреальского музыканта Франсиса Латрея (Francis Latreille) – едва ли не самой заметной фигуры в новом поколении канадского техно, которое пришло на смену Ричи Хоутину (Richie Hawtin) и Мэтью Джонсону (Mathew Jonson). "This But More" идеально вписывается в довольно расплывчатое понятие "эмбиент-техно". Музыка это скорее домашняя, чем клубная, и ключевую роль здесь играют медленно наплывающие и отступающие как морской прибой синтезаторные аккорды и текстуры. Чуть вдали то и дело неназойливо постукивает бит – чаще прямой, а иногда ломаный, а скрепляют эту конструкцию довольно абстрактный саунд-дизайн (шорохи, шумы и переливающиеся секвенции, утопающие в эхе и реверберации) и приглушенные партии фортепиано, скрипки, саксофона и иногда человеческого голоса. Ярких мелодий вроде бы и нет, гармонии странные, но звучит красиво. В результате получается музыка, по духу близкая не то к Тиму Хекеру (Tim Hecker), не то к наиболее бодрым записям Брока Ван Вея (Brock Van Wey), не то к Deepchord и прочему полурастворившемуся даб-техно в духе лейбла Echospace [detroit].
54.Inhmost "Breaks and Dreams" (Tonights Dream Records)
Inhmost – эмбиент-ипостась британца Саймона Хакстебла (Simon Huxtable), регулярного фигуранта "проверок", которого мы также знаем по проектам Aural Imbalance и Deep Space Organisms. Формально этот альбом – продолжение диска "Space And Awareness" двухлетней давности, вышедшего здесь же на скромном брайтонском лейбле Tonight's Dream. Однако по звучанию эти две пластинки всё же отличаются. Если "Space And Awareness" почти целиком состоял из мечтательных эмбиент-саундскейпов, чем-то напоминающих Carbon Based Lifeforms, то "Breaks And Dreams" на этом фоне можно даже назвать ритмичным – то тут, то там появляются то хип-хоповые ударные, то приглушенный амен-брейк, то нечто промежуточное. И тут надо сказать, что сочетание эмбиента с брейкбитом – какая-то преступно недооцененная идея. Уж насколько хороши были редкие эксперименты на этом поле Young American Primitive и Evolve Now (в 1990-е) или Global Communication и Гачи Бакрадзе (в 2010-е), а в тренд это всё равно не превращается. А жаль! Тем приятнее слышать редкие бриллианты вроде трека "Surface Tension".
В качестве бонуса стоит отметить, что у Inhmost в этом году вышло еще три (!) альбома чуть более созерцательного и неподвижного эмбиента, и все они тоже очень хороши.
53. Abul Mogard & Rafael Anton Irisarri "Impossibly Distant, Impossibly Close" (Black Knoll Editions)
Несмотря на такой маневр мистера Хаддлстона, любителям спокойного, как арктический пейзаж, эмбиента будет чему порадоваться в апрельской подборке. "Открывший личико" экс-аноним Abul Mogard (за проектом, как оказалось, стоит итальянец Гвидо Дзен) в последнее время увлекся коллаборациями – пару лет назад он выпустил совместный альбом с Иваном Павловым aka CoH, теперь объединяет усилия с едва ли не главным на планете адептом печального глубоководного эмбиента, а заодно и мастеринг-инженером десятков прекрасных электронных альбомов. Результат – две идеально гармоничные печальные пьесы длиной по 20 минут, звучащие так, словно оркестр зомби играет на затонувшем уже Титанике музыку Брайана Ино (Brian Eno).
Rafael Anton Irisarri "Façadisms" (Black Knoll Editions)
Раз уж в северном полушарии наступает зима, "проверка" никак не может обойтись без эмибент-альбома – на этот раз глубокого, мрачного и симфонического. Этой пластинки идеально подошло бы название "Requiem". И по настроению, и по месседжу "Façadisms" как бы хоронит мир, каким мы его знали раньше. За красивыми фасадами вдруг обнаружилась пустота и мрак – в пресс-релизе даже несколько раз употребляется словосочетание "Potemkin Village". Что же до непосредственно музыки, то при сохранении всех фирменных приемов Иризирри (его музыка всегда звучит как оркестр, закатанный под асфальт), на "Façadisms" преобладает уже не спокойная холодная красота, а прямо-таки траурный минор. Интересным выглядит и состав участников – в одном из треков звучит виолончель Джулии Кент (Julia Kent), успевшей поработать с десятками артистов от Anthony & The Johnsons до Маркуса Гюнтнера (Markus Guentner). Еще в двух композициях использован вокал (но догадаться об этом можно только заглянув в credits), а в закрывающей альбом "Red Moon Tide" мы слышим дрон-синтезатор Lyra8, на котором играет кенийско-немецкий эмбиент музыкант KMRU.
52. Morphology "Fractures" (Detuned)
В пространстве клубной электроники жанр "электро" оказался едва ли не самой консервативной веткой. Строгое следование заданным около 30 лет назад канонам считается здесь несомненным достоинством и признаком "трушности". Финский дуэт Morphology отходит от этого канона настолько далеко, насколько это возможно, сохраняя при этом принадлежность к жанру. На классический электро-минимализм у них наложено еще несколько слоёв – замысловатая приайдиэмленная перкуссия, тревожные эмбиент-текстуры и несколько алогичные мелодии. Кажется, если бы Orbital решили попробовать себя в электро формате, они бы звучали примерно так.
51.Konstant "Unbändige Kinder" (Subject To Restrictions Discs)
Одним из результатов моей поездки в трехмесячную арт-резиденцию в Швейцарию стало довольно глубокое погружение в местную электронную сцену. И пожалуй, наибольшее впечатление из тамошних новинок на меня произвел дебютный альбом цюрихской команды Konstant. Играют они энергичный и местами довольно злой гибрид краут-рока, постпанка, минимал-вейва с тревожным германоязычным вокалом. Звучит с одной стороны современно и актуально, с другой музыка Konstant очевидно наследует швейцарским пионерам новой волны, коллективу Grauzone. Если большая часть современного краута – это всё же "упражнения в форме" (пусть порой и совершенно восхитительные) без какой бы то ни было социальной привязки, то в Konstant есть тот самый протестный дух, что двигал когда-то немецкими экспериментаторами.
1946 – Родилась Марианна Фейтфулл - певица, поэтесса и муза The Rolling Stones »»
1965 – Родился Брайан "Декстер" Холланд - вокалист и гитарист американской панк-группы Offspring »»
Ed BRUCE (1939)
Ray THOMAS (1941)
Rick DANKO (1943)
Marianne FAITHFULL (1946)
Cozy POWELL (1947)
Charles MANN (1949)
Yvonne ELLIMAN (1951)
C.J. MACKINTOSH (1962)